ʻАда́ля

ʻАда́ля – (араб. عدالة) 1. (лекс. знач.) Благочестие, справедливость, уравновешенность. 2. (шариат. знач.) Праведность и следование прямому пути, когда человек осознанно удерживает себя от больших грехов и не упорствует в совершении малых.

Абу Хамид аль-Газали[1] дал следующее определение этому термину: “ ‘Адаля – это праведность человека в его поведении и религиозности, которая побуждает его к набожности и порядочности во всем и тем самым вызывает у людей доверие к нему”. Всякий мусульманин, если он не замечен в предосудительном поведении и запрещенных поступках (харам), рассматривается как ‘адиль, то есть имеющий ‘адаля. Тот же, кто утратил это качество, может восстановить его, принеся покаяние, совершив искупительные действия (каффара) и ведя после этого жизнь достойного мусульманина.

Некоторые аспекты в мусульманском праве, где упоминается понятие ‘адаля:

  1. Предводительство в молитве-намазе. В данном вопросе среди богословов-правоведов существует расхождение во мнениях. Ученые-ханбалиты и некоторые маликиты считают, что предстоятель в молитве (имам) должен быть благочестив (‘адиль), в то время как ханафиты и шафииты не считают благочестие (‘адаля) необходимым условием.
  2. Свидетельство мусульманина о наступлении месяца Рамадан. Богословы-правоведы считают благочестие свидетеля-мусульманина условием для принятия его свидетельства о наступления месяца Рамадан.
  3. Опекунство для заключения мусульманского брака (никях). Существуют различные мнения богословов-правоведов о благочестии (‘адаля) опекуна невесты для разрешения на заключение мусульманского брака (никях). Богословы ханафиты и маликиты считают, что благочестие опекуна не является обязательным условием для заключения брака. Данное мнение является одним из мнений имама аш-Шафиʻи[2] и Ахмада ибн Ханбаля[3]. Основным же мнением у шафиитов и ханбалитов является то, что опекун должен быть благочестивым. И если он совершает большие грехи, то опекунство переходит к нижестоящему по степени родства. Однако следует отметить, что более поздние представители шафиитской правовой школы были солидарны с ханафитами и маликитами в данном вопросе[4].

 

__________________________________________

[1] Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Тусий ан-Нисабурий (450–505 гг. хиджры / 1058–1111 гг. по григор.) –  факых (правовед), философ, суфий, последователь шафиитской школы фикха. Считался одним из самых известных мусульманских ученых своего времени.

[2] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг.) – выдающийся богослов-правовед, хадисовед, судья и основатель шафиитского мазхаба. Внес большой вклад в формирование мусульманской правовой мысли. Является автором многочисленных трудов по исламскому праву и хадисоведению.

[3] Ахмад ибн Ханбаль (780–855 гг.) – известный богослов-хадисовед, основатель ханбалитского мазхаба. Посетил многие научные центры своего времени. Является автором множества трудов, центральное место среди которых занимает свод хадисов “Аль-муснад”.

[4] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, Т. 30, С. 5–14, 2005; Абдуль-мун‘им М. Му‘джам аль-мусталяхат ва аль-альфаз аль-фикхийя [Словарь терминов и выражений фикха]. Каир: Фадыля. С. 480, 481; Ислам: Энциклопедический словарь. ‒ М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 13, 14; ан-Навави Я. Равда ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин [Удовлетворение для требующих знаний и опора муфтиев]. Бейрут: аль-Ислямий, 1991. Т. 7. С. 64; Энциклопедия исламских терминов «аль-Джамхара» [Электронный ресурс]. URL: https://islamic-content.com/dictionary/group/1

Prev Post

Ази́ма

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить