О ПРАВИЛАХ ПОДГОТОВКИ ФЕТВ СОВЕТОМ УЛЕМОВ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Данный документ регулирует сферу подготовки к изданию богословско-правовых исследований (фетв) Советом улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (далее – ДУМ РФ), который опирается на целый ряд ценностей, нашедших отражение в его пунктах, статьях, и играющих главенствующую роль в подготовке фетв, как в теоретическом, так и прикладном значениях. Документ адресован всем, кто заинтересован в работе Совета улемов ДУМ РФ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ФЕТВА И ИДЖТИХАД
“Фетва” – это иджтихад [богословское исследование] практического плана, направленный на вынесение шариатской нормы применительно к повседневной жизни разумных, достигших совершеннолетия мусульман (мукалляф), как частного, так и общего порядка.
“Аль-ифта” – это выражение шариатского решения по тому или иному обстоятельству, требующему этого.
Процесс вынесения фетвы отличается от обычного выражения личного мнения, будь то по общественному, частному или юридическому вопросу, которое не требует от человека ответственности полномочного от самого Аллаха, в отличии от выносящего фетву, который, образно говоря, расписывается от имени Господа миров.
Канонически выверенная фетва – это та, которая соблюдает приверженность общим и частным шариатским текстам и соответствует [при этом] регулирующим и охраняющим права человека общим целям шариата.
Канонически не выверенная фетва – это фетва, противоречащая основополагающим принципам выверенной фетвы в таких пунктах, как неуважение к человеку, нарушение общественного порядка, общечеловеческой морали; или призывающая к разрушению семейных и общественных устоев, дестабилизирующая положение как внутри страны, так и в мире. Такого рода фетвы несут угрозу мирному сосуществованию, призывают к вражде и ненависти.
В терминологическом смысле “иджтихад” – это приложение усилий, интеллектуальных сил факыхом (правоведом-богословом), или выносящим фетву, ради нахождения шариатского решения.
“Иджтихад” – это вынесение богословского суждения муфтием, которая начинается с глубокого осмысления шариатских текстов и понимания современных реалий, а затем применяется правовой текст к конкретному случаю, происходит вынесение фетвы.
“Иджтихад” – это сложный процесс, требующий глубокого понимания священных первоисточников с одной стороны, и понимания действительности с другой, чтобы затем соединить эти две составляющие, дабы они максимально гармонично сочетались в вынесенном суждении без каких-либо упущений.
“Иджтихад” – это богослужение, за которое муджтахид получит награду Всевышнего. На этот счет ‘Амр ибн аль ‘Ас передает, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если судья [полномочный принимать решения] приложил усилия, вынес решение и оно оказалось правильным, ему полагается двойная награда, а если он приложил усилия, вынес решение и ошибся, ему полагается одна награда»[1]. Как следует из смысла хадиса, муджтахид в любом случае получит награду: в случае правильности его решения ему обещана двойная награда – за старание и правильность, в случае ошибки только одно – за старание.
Дверь “иджтихада” открыта для каждого, кто обладает необходимыми для этого навыками и способностями.
“Иджтихад” может стать индивидуальной обязанностью – фард ‘айн, когда богослова, обладающего компетентностью, просят вынести решение по сложившейся ситуации, при этом нет другой кандидатуры на эту роль, а ситуация не терпит отлагательств.
Обновление в сфере издания фетв осуществляется посредством организованного и коллективного процесса их издания, особенно если они касаются вопросов общественного характера.
ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ В ПОДГОТОВКЕ ФЕТВЫ
Это ключевые характеристики, находящие отражение во всей пророческой деятельности, а затем – и в деятельности наместников пророков, то есть ученых. Они озвучены в словах Всевышнего: «И ниспослали Мы тебя [Мухаммад] не иначе, как милостью для миров» (Св. Коран, 21:107).
Именно на основе милосердия должны выстраиваться отношения между выносящими фетву, спрашивающими ее и структурами, подразделениями муфтията.
Под ответственностью здесь имеется в виду правовая ответственность субъекта (мукалляфа) перед Богом, людьми за выполнение действий, за которые он отчитывается перед другим [вышестоящим].
Благородным шариатом для человека была установлена ответственность и выполнение добровольно взятых на себя обязательств – «аманат», которые, в равной степени, касаются и выносящего фетву и того, кто к нему обращается за богословским решением. По этому поводу в Коране сказано: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (Св. Коран, 33:72).
Совет улемов ДУМ РФ регламентирует соблюдение этого принципа в различных областях, в частности той, которая касается необходимости распространения как культуры благоразумного (выверенного) подхода к изданию фетв, так и культуры обращения за ними.
Данная ценность проходит красной нитью через весь исламский шариат, включая в себя такие его стороны, как вменение в обязанность – «таклиф» – и проявление почтения – «ташриф». На этот счет существуют следующие слова Всевышнего: «Аллах (Бог, Господь), ангелы и обладающие знанием свидетельствуют, что нет божества, кроме Него, Придерживающегося справедливости во всем. Нет божества, кроме Него, Великого и Мудрого» (Св. Коран, 3:18), а также «Поистине, страшатся из числа людей (верующих) лишь обладатели знания» (Св. Коран, 35:28) или «Скажи: «Разве равны те, кто знает, тем, кто не знает?!» (Св. Коран, 39:9).
Всевышний Аллах возвысил ученых степенями, словами: «Верующих, а также обладателей знаний Аллах (Бог) возвышает на уровни (степени). Он осведомлен обо всем, что вы делаете» (Св. Коран, 58:11), обращение к ним – путь к стабильности, как об этом упоминается в словах Всевышнего: «Когда приходит к ним весть о безопасности или об опасности, они разглашают ее. А вот если бы они оставили ее на суд Пророка и тех, кто обладает властью из них, то те смогли бы извлечь из этого пользу.
Если бы не милость и милосердие Всевышнего, то большая часть из вас последовала бы путем Сатаны» (Св. Коран, 4:83). Из данной ценности вытекает необходимость проявлять уважение к общепризнанным ученым, к научным учреждениям (институтам), и при вынесении фетв следовать общепринятой научной методике в данной области, как в теоретическом (академическом), так и практическом плане.
На это указывают такие слова Всевышнего: «Не следует верующим выступать всем до одного. От каждого из ополчений должно остаться некоторое число людей, которые будут приумножать свои познания, а по возвращении остальных увещевать их, дабы они остерегались [греховного]» (Св. Коран, 9:122) и «[Он Тот] Кто сотворил небеса и землю, а также все то, что между ними, за шесть дней и вознесся над Троном. Всемилостивый… Спроси о Нем у осведомленного» (Св. Коран, 25:59), а также «До тебя Мы отправляли лишь мужчин [а не ангелов], которым внушали Откровения. Спросите знатоков Писания, если сами не знаете» (Св. Коран, 16:43).
В любой области есть свои специалисты, поэтому Всевышний Аллах повелевает обращаться именно к обладателям напоминания, то есть обладателям знаний. Данный принцип отражен Советом улемов в следующих пунктах:
– Вынесение фетв следует считать самостоятельным знанием и наукой, которая имеет свои базовые принципы (методологию) и компетентных специалистов.
– В целях содействия процессу издания современных фетв призвать специалистов к постоянному совершенствованию общего уровня их компетенции в различных знаниях необходимых для этого процесса.
– Определить необходимый уровень владения этими знаниями.
– В целях взаимного научного сотрудничества с различными профильными учреждениями организовывать проведение практических курсов повышения квалификации, как для специалистов по фетвам, так и для стажеров в этой области.
Справедливее, правильнее всех поступает тот, кто прибегает за помощью к другим и в то же время сам ее оказывает. Знание роднит их обладателей. Всевышний Аллах повелел сотрудничать в добре и набожности: «Помогайте друг другу во всем благом и в набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха (Бога). Воистину, Его наказание сурово!» (Св. Коран, 5:2).
Путь к воплощению этого повеления лежит через конструктивное и продуктивное взаимодействие, которое обеспечит повышение уровня выполнения работы, как индивида, так и целой организации. Этого можно добиться методом коллективной работы, когда в общем деле участвуют все заинтересованные лица, так чтобы были реализованы и шариатские, и национальные, и общечеловеческие цели.
Данный принцип отражен в призыве к коллективному иджтихаду и учреждению органов по коллективным фетвам. Есть ряд современных правовых вопросов, для выработки фетв по которым требуется коллективный подход, например вопросы, связанные с выработкой богословских решений с учетом малочисленного проживания мусульман в ряде западных стран, так называемый «фикх меньшинств».
Мирное сосуществование с людьми других убеждений – одна из важнейших жизненных ценностей, к которой нужно проявлять крайнюю трепетность. Реальность и принципы шариата требуют от нас взаимопомощи в том, в чем мы солидарны, не обращать внимания на некоторые разногласия и сторониться конфронтации.
Всевышний Аллах говорит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Воистину, самыми благородными перед Аллахом (Богом) среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен» (Св. Коран, 49:13).
Ради достижения мирного сосуществования внутри одной страны и во всем мире в целом необходимо уважительное отношение к местным законам и государственным соглашениям, подписанным тем государством, к которому относится та или иная организация по фетвам.
Это один из принципов шариата и религии Ислам, постулированных благородным Кораном: «Так Мы сделали вас общиной средины. Это для того, чтобы вы явились свидетелями человечества и чтобы Пророк стал вашим свидетелем. Прежнее направление Мы задали для того, чтобы выявить тех, кто следует за Пророком, и тех, кто пятится назад. Это является непонятным и сложным лишь для заблудших людей. Для верующих же все просто и ясно. Всевышний не сделает так, чтобы ваша вера исчезла, погибла. К людям Аллах (Бог) Сострадателен и Всемилостив» (Св. Коран, 2:143).
В богословии этот принцип является неотъемлемой чертой фетвы, как об этом сказал имам аш-Шатыбий: «Выносящий фетву, достигший высшего уровня [профессионализма] – это тот, который побуждает людей к [обще]известной средине, в вопросах, касающихся простых людей: не проявляя фанатизма и халатности»[2].
Для укрепления чувства сострадания крайне важны умение облегчить и умение учесть интересы других людей.
Сохранение личных тайн и секретов спрашивающих фетву, является основополагающим принципом издания фетв. В хадисе сказано: «Тому, кто заботится о нужде брата своего [по вере], помогает Аллах, и того, кто утешит мусульманина в печали, утешит Аллах от печали дня Суда, и кто скроет [недостатки] мусульманина, [недостатки того] скроет Аллах в Судный день»[3].
Это является важным принципом, берущим начало от призыва благородного шариата, открывающего новые грани для издания фетв, к активному участию в решении общечеловеческих проблем. Законотворчество (иджтихад), таким образом, приблизится к заветному новаторству в религиозном дискурсе, включающем в себя новый подход к пониманию священных текстов.
Стремиться к безупречности в исполнении той или иной работы и делать что-либо превосходно является обязательным и необходимым атрибутом для достижения профессионализма и мастерства в благих делах, ведь сам Всевышний Аллах, описывая Себя в Коране этим качеством, говорит: «[Он Тот] Который сотворил все наилучшим образом. Он начал творение человека из глины» (Св. Коран, 32:7). И как сказано в хадисе: «Поистине, Аллах предписал все делать превосходно (хорошо)»[4].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил того, кто придерживался этого принципа. В хадисе от Анаса ибн Малика передается: «Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест из этого, то это непременно [зачтется] ему милостыней (садакой)»[5]. Совет улемов призывает придерживаться этого принципа.
Шариатские фетвы призваны решать проблемы различного характера, связанные с жизненными обстоятельствами и ситуациями, поэтому они должны отличаться гибкостью и не быть одноформатными. При вынесении решения необходимо учитывать реалии, которые могут повлиять на содержание фетвы.
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ФЕТВЫ
При вынесении богословского суждения по какому-либо вопросу Совет улемов предусматривает опираться на:
При вынесении богословских суждений (фетв) должны соблюдаться правильная аргументация, опора на авторитетные источники, учитывание реалий и легкость ее исполнения.
Необходимо соблюдать цели шариата и избегать запрещенных уловок, противоречащих осуществлению этих целей.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ВЫНОСЯЩЕГО ФЕТВУ
Вынесение фетв – это наука, имеющая две стороны – академическую и прикладную, другими словами, это знание, подготовка и обретение нравственной составляющей.
Вынесение фетвы имеет свою специфику и отличается от остальных шариатских научных направлений, не говоря уже о естественных, социальных и гуманитарных науках, ведь суть ее заключается в умении применить шариатское постановление (норму) к деятельности (поступку) человека.
Основная суть обновления в области вынесения фетв, в каждой эпохе, является новый подход к подготовке специалистов в этой сфере и их профессиональных навыков по мере возникновения новых ситуаций и сложившихся обстоятельств. Путем научного исследования мы приходим к выводу, что академическую и прикладную сторону процесса вынесения фетв составляют три основы, без изучения и применения которых невозможно представить современную фетву:
Первая основа – шариатская: включает в себя владение необходимым багажом шариатских и сопутствующих знаний, наряду с обретением практического опыта их применения и взаимодействия с ними.
Вторая основа – социально-гуманитарная: включает в себя знание и соответствующее представление о современной социологической и гуманитарной науке и их азов (основ), умение применить это при необходимости, в процессе своего творчества.
Третья основа – естественно-научная: иметь достаточное представление о естественных науках, знание которых потребуется муфтию во многих вопросах при ведении своей деятельности, и быть на постоянной связи со специалистами в этих областях.
К новому подходу можно отнести: строительство академий, комплексов и различных институтов по изучению всех трех основных составляющих научной базы муфтия, стажировку по применению этого багажа знаний на деле, при этом строго следуя методу умеренности, обучаясь непосредственно у опытных специалистов и учителей.
Выведением фетв могут заниматься только те, кто обладает необходимой религиозной квалификацией.
Выносящий богословское суждение по какому-либо вопросу (фетву) должен:
Некоторые правовые вопросы требуют личного присутствия спрашивающего фетву, и недостаточно отправить кого-то другого вместо него. Например, такой случай, как развод, требует, чтобы выносящий фетву задал уточняющие вопросы.
В большинстве случаев выносящий фетву не обязан отвечать на просьбу просителя подробно объяснить ему, на основе каких именно аргументов он вынес данную фетву.
Различие научных взглядов и фетв компетентных ученых для неспециалистов (рядовых верующих) – это разногласие, несущее в себе разнообразие, основанное на милости и просторе, а не на разделении и раздоре. До тех пор, пока различие мнений происходит в рамках богословских правил, оно дает людям дополнительный простор для практики.
______________________________________________
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. С. 1400, хадис № 7352.
[2] См.: аш-Шатибий. И. Аль-Мувафакат. Каир: Ибн Аффан, 1997. Т. 5. С. 276.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1998. С. 1082, хадис № 2699.
[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. С. 809, хадис № 1955.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1164, хадис № 6012
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.