Бид‘а – (араб. ﺒِﺪْﻋَﺔٌ). 1. (лекс. знач.) новшество, нечто беспрецедентное, беспримерное. 2. (шар. знач.) 1) все, чего не было известно во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); 2) выдуманный путь в религии.
Таким образом, определение этого понятия зависит от отношения к данному явлению богословов. Существует два мнения относительно новшества:
1) Большинство богословов говорит о том, что оно может быть как благим, так и дурным; как обязательным, так и запрещенным.
Такое широкое понимание новшества наиболее распространено среди богословов. Они опираются, например, на действия ‘Умара, который ввел в практику второй азан на пятничную молитву и коллективную молитву-таравих, назвав ее при этом «прекрасным новшеством».
Согласно их представлениям, оно разделяется на следующие категории:
– обязательное, например, изучение грамматики арабского языка для понимания слов Всевышнего и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует);
– запретное, например, учениe джабаритов и кадиритов о судьбе и воле человека;
– желательное, например, строительство медресе;
– нежелательное, например, излишнее украшение мечетей;
– допустимое, например, рукопожатие после обязательных молитв.
2) Другие богословы считают любое новшество запретным. Это более узкое понимание смысла новшества[1].
[1] Аль-маусу‘а аль-фикхийя аль-кувайтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1986. Т.8, С.21