БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/19 БРАЧНЫЙ ДАР (МАХР)

  • 8 месяцев назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/19

БРАЧНЫЙ ДАР (МАХР)

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 22‑го числа месяца Раби’ аль-авваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 19 ноября 2019 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил

рекомендуемый минимальный размер махра в размере 500 (пятисот) дирхамов, или 1487,5 г серебра. Денежный эквивалент этой суммы в России может разниться и составлять примерно 60 000 рублей.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 3/19.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 3/19

БРАЧНЫЙ ДАР (МАХР)

 

Актуальность исследования. Ислам уделяет особое внимание созданию семьи и сохранению брачных уз супругов. Так, согласно мусульманскому семейному праву для действительности брака необходимо соблюдение определенных условий, одним из которых является передача женихом невесте ценного брачного дара — махра. В некоторых российских регионах стало утрачиваться правильное понимание исконного смысла махра. Так, в одних регионах махр чрезмерно завышен, что зачастую препятствует созданию новой семьи, а в других регионах слишком занижен, что приводит к пренебрежительным отношениям между супругами. С целью разъяснения данного положения членами Совета улемов ДУМ РФ было принято решение разобрать данный вопрос на очередном заседании и принять по нему наиболее выверенное решение.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания сподвижников, табиʻинов, основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей.

Махр (или ‘атийя, нихля, хиба, садака) — ценный брачный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время[1]. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Брачный дар может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.). Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это определяется исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Щедрый махр является хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности[2].

Ученые единогласны в том, что махр есть одно из условий действительности бракосочетания и его нельзя игнорировать при заключении брачного союза. Выплата махра может быть отсрочена, но не должна удерживаться без явной на то причины[3]. Всевышний Аллах сказал: «Давайте невестам (женам) своим брачный дар в качестве безвозмездного дара. И если они с легкой душою дают вам что-то из этого, то вкушайте как приятную, здоровую пищу» (Св. Коран, 4: 4), а также: «…Женитесь на них с разрешения их семей и давайте им брачный дар (махр) в соответствии с принятыми нормами…» (Св. Коран, 4: 25).

Как говорят ученые, махр служит некой страховкой от развода со стороны мужчины, в этом предписании также проявляется защита женщины, почтение к ней, а в случае ухудшения семейных отношений либо при возникновении каких-либо трудностей может послужить материальной поддержкой на первое время.

В зависимости от того, что из себя представляет махр, женщина вправе получить на эти средства образование либо вложить их в какое-то дело, благодаря чему она сможет получать определенный доход, право на который также будет закреплено за ней.

 

Важность махра для женщины

Махр является для женщины экономической опорой. Всевышний Аллах создал все по совершенной программе, основанной на сбалансированности и справедливости, и предписал людям быть справедливыми во всем, не угнетать и не посягать на права других. Всевышний Аллах предостерегает нас от посягательств на права женщин и во многих аятах предписывает выплачивать махр, который является их правом. Это своего рода манифест о правах женщин, выраженный много веков назад, и нормативно — правовой акт, гарантирующий воплощение их материальных и моральных прав. Как уже было сказано выше, махр — это материальное подспорье и экономическая гарантия для женщины. Всевышний Аллах говорит: «Мужья являются главами[4] семьи…» (Св. Коран, 4: 34), показывая тем самым, что женщины нуждаются в опеке мужчин. Таким образом, махр — это материальная гарантия для женщины в том случае, если мужчина разведется с ней, умрет или случится экономический кризис. В подобных обстоятельствах женщина сможет использовать выплаченный ей махр, и в тяжелые времена ей не придется страдать без мужа и без средств к существованию, что часто происходит в наши дни. Таким образом, махр — это исключительное право женщины, данное ей Исламом. По мнению большинства ученых, опекун невесты (валий) не вправе распоряжаться махром, кроме как с ее разрешения.

 

Размер махра

Ученые единогласны в том, что нет максимального ограничения для махра, но разошлись во мнениях относительно его минимального размера. Имам аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавейх, Абу Савр[5] и факыхи Медины считают, что нет установленного минимума у махра[6]. Следовательно, в качестве махра можно использовать все то, что имеет ценность. Например, тот или иной товар, определенная услуга. По их мнению, мужчина, не имеющий возможности выплатить брачный дар (махр), может вступить в брак с женщиной, договорившись, что обучит ее определенной части Корана в течение заданного срока, и указав при этом, что это и будет махром.

Остальная группа ученых, согласно ханафитской и маликитской правовым школам, установила минимальный размер махра. В ханафитском мазхабе махр должен иметь денежную стоимость, минимальный размер — десять дирхамов (29,79 г серебра) или эквивалентная этому стоимость[7]. Имам Малик считал, что минимальным махром является четверть золотого динара, или три серебряных дирхама (8,925 г), или эквивалентная по стоимости ценность[8].

Однако сунной является проявить умеренность в этом вопросе. Обе стороны должны прийти к взаимному согласию относительно суммы махра. Брачный дар не должен быть слишком маленьким по стоимости, поскольку это будет неуважением к женщине. С другой стороны, выплачивать махр слишком большого размера может быть затруднительно для мужчины.

Лучшим брачным даром является такой махр, размер которого соответствует махру, данному пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) при заключении им брачного союза с женами. Эта сумма является наиболее верной. На это указывает хадис, который приводится в сборнике имама Муслима: «Абу Салама ибн ʻАбдур-рахман[9] сказал: “Я спросил ‘Аишу, жену пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), о махре, который она получила”. Она ответила: “Махр пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) был равен 12 укыйя и нашш”. Он спросил: “Знаешь ли ты, что такое нашш?” Она сказала, что нашш равен половине одного укыйя. Это 500 дирхамов. Такой махр Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал своим женам»[10]. Даже если есть возможность выплатить большую сумму махра, правильнее будет придерживаться суммы, размер которой составляет 12 укыйя и нашш, равной 500 (пятистам) дирхамам, что эквивалентно 1487,5 г серебра[11].

Денежный эквивалент этой суммы в России составляет примерно 60 000 рублей[12]. Также можно выплатить женщине махр аль-мисль, равный стоимости, какую получали женщины из ее семьи (ее родня по отцу, сестры, тетки, кузины и т. д.) в качестве махра. Необходимо отметить, что размер и форма выплаты махра может отличаться в зависимости от местности, времени, возраста невесты, состояния ее семьи и семьи жениха. Однако будет весьма порицаемым для ее семьи запрашивать чрезмерно большой махр. Помимо махра, могут быть и другие подарки со стороны мужа, которые не являются обязательными.

К сожалению, у многих мусульман стало традицией, когда семья невесты запрашивает слишком большой махр, так что молодые люди не могут пожениться до тридцати или сорока лет, что открывает двери для внебрачных отношений и иных греховных действий и поступков. ‘Умар ибн аль-Хаттаб предупреждал, что, если человек хочет выглядеть благородным в этом мире и будущей жизни, ему не следует запрашивать чрезмерно большой махр. Для нас примером является жизнь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который не давал за своих жен и не требовал за своих дочерей махр на сумму больше, чем 12 укыйя и нашш, что оценивается учеными в 500 дирхамов.

‘Умар был озабочен тем, что во время его правления женщины требовали огромный по сумме махр, в результате чего мужчины испытывали финансовые трудности и брак для них становился затруднительным. Поэтому он выступил и возразил против высокого размера махра. Тогда женщина из числа курайшитов выразила свое несогласие со словами халифа, ведь в Коране говорится, что максимальный размер махра не ограничен. Она процитировала следующий аят: «А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с женой и жениться на другой, тогда как был передан жене кантар[13]… то не имеет никто из вас права забрать даже малую часть этого! Разве желаете вы забрать это несправедливо, совершая явный грех?!» (Св. Коран, 4: 20). Услышав это, ‘Умар сразу выразил согласие с ней[14].

Проблема обостряется тем, что людям приходится влезать в долги и брать кредиты, чтобы выплатить махр. Заключение брака не должно создавать затруднений, так что следует устранить подобную практику. В одном хадисе Посланник Аллаха (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует) сказал: «Не назначайте чрезмерно высокую стоимость махра»[15].

 

Сроки выплаты махра

Махр лучше передавать сразу при заключении брака, хотя это может быть отложено на определенный, заранее оговоренный срок. В случае если срок выплаты махра не определен, то он наступает с момента развода.

Если же размер махра не оговорен при заключении брачного договора, то муж должен передать установленный шариатом махр, который называется махр аль-мисль (то есть необходимо выплатить махр в том размере, который получают или получили другие женщины из близкого окружения невесты, без излишества или убавления)[16]. Если не удается установить махр аль-мисль, то выплачивается махр в размере 500 дирхамов, что эквивалентно 1487,5 г серебра.

Если оговоренный махр является запрещенным, будь то спиртное, свинина или то, что не существует и невозможно получить, то ханафиты считают, что никях при таких условиях все равно действителен, но нужно установить и передать махр аль-мисль. По мнению имама Малика, такой никях, если еще не имела место быть супружеская близость, считается недействительным и его необходимо аннулировать, а если супружеская близость произошла, то никях является действительным и нужно передать махр аль-мисль. Исходя из того, что махр можно передавать как до, так и после никяха, первое мнение является наиболее верным.

 

Таким образом, Советом улемов установил рекомендуемый минимальный размер махра, который составляет 12 укыйя и нашш, что равно 500 (пятистам) дирхамам, или 1487,5 г серебра. Денежный эквивалент этой суммы в России составляет примерно 60 000 рублей.

Если перевести серебряные дирхамы в золотые динары, которые имели хождение во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то размер махра очевидно изменится. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) один динар приравнивался к десяти дирхамам[17], а размер динара составлял 4,25 г[18]. Исходя из этого, 500 дирхамов — это 50 динаров, что составляет 212,5 г золота. Денежный эквивалент 207,5 г золота на сегодняшний день в России составляет около 665 290 рублей[19].

Следует учитывать, что наилучшим махром считается легкий, не обременяемый и доступный каждому. Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) он определялся по серебру.

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета хадисоведения исламского университета г. Медины (КСА) Асаиновым Раилем Фяритовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 19 ноября 2019 года, и принято большинством его членов.

_____________________________________________

[1] В Исламе нет такого понятия, как калым, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов.

[2] URL: https://umma.ru/obyazatelnye-usloviya-musulmanskogo-braka/ (дата обращения: 20.11.2019).

[3] См.: Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасыд [Начало для муджтахида и достаточность для умеренного в познании]. Каир: Хадис, 2004. Т. 3. С. 45.

[4] В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся», «исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]: в 18 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355. То есть для соответствия Божественному замыслу устройства семьи муж должен обладать этими качествами в первую очередь.

[5] Абу Савр Ибрахим ибн Халид аль-Кальби аль-Багдади (146–245 гг. по хиджре; 764–860 гг. по григор.) — выдающийся мусульманский ученый, факых (правовед) из Багдада, сподвижник имама аш-Шафи‘и.

[6] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2005. Т. 39. С. 160, 161.

[7] Там же. Т. 39. С. 161.

[8] Там же.

[9] Абу Саляма ‘Абдуллах ибн ‘Абдул-асад аль-Махзуми — один из сподвижников пророка Мухаммада и его молочный брат. В числе первых принял Ислам. Первым переселился в Абиссинию вместе со своей женой Умму Салям, затем вернулся в Мекку. Совершил хиджру в Медину и принял участие в битве при Бадре.

[10] См.: Ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 561, хадис № 1426.

[11] Из расчета, что 1 дирхам равен  мискаля (1 мискаль равен 4,25 г серебра), получаем в итоге:  = 2,975 г серебра. См.: Аль-Кардави Ю. Фикх аз-закят [Каноны закята]. Бейрут: ар-Рисаля, 1973. Т. 1. С. 256.

[12] По курсу на 8 октября 2019 года стоимость грамма серебра составляла 36,32 рубля. См.: URL: http://mfd.ru/centrobank/preciousmetals (дата обращения: 20.11.2019).

[13] То есть брачный дар (махра) равняется примерно 44,928 кг золота.

[14] См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. Бейрут: ар-Рисаля, 2006. Т. 6. С. 163.

[15] См.: Абу Дауд С. Сунан [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 240, хадис № 2106.

[16] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 3. С. 502, 503.

[17] См.: Аль-Кардави Ю. Фикх аз-закят. Т. 1. С. 249.

[18] См.: Там же. С. 260.

[19] По курсу на 8 октября 2019 года стоимость грамма золота составляла 3130,78 рублей. См.: URL: http://mfd.ru/centrobank/preciousmetals (дата обращения: 20.11.2019).

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить