БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 4/20 РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ СУПРУГОЙ ИСЛАМА

  • 3 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 4/20

 РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ

СУПРУГОЙ ИСЛАМА

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 17‑го числа месяца Шавваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 9 июня 2020 года по григорианскому календарю,

постановил:

  1. Если супруги приняли Ислам вместе, а жена при этом не является женщиной, на которой изначально запрещено жениться (как, например, постоянный запрет по причине кровного либо молочного родства), то их ранее официально заключенный законный брак будет считаться действительным в Исламе. Под официально заключенным законным браком в данном случае следует понимать такой брак, который был либо зарегистрирован в государственных органах, либо состоялся в результате венчания в храме. Данное положение выводится из того, что Ислам признает действительными браки, которые заключают между собой немусульмане. Проводить церемонию мусульманского бракосочетания (никях) необязательно, но рекомендуется.

Однако если между ними имело место быть лишь сожительство и свои отношения они не регистрировали в государственных органах или ранее не проводили венчание в храме, то необходимо заключить мусульманский брак (никях).

  1. Если Ислам принял только муж, а жена является женщиной из числа людей Писания, то их ранее официально заключенный законный брак будет считаться действительным, но рекомендуется заключить мусульманский брак (никях).
  2. Если жена приняла Ислам, а муж остался в своей прежней религии, то решение Совета таково:

— если это случилось до супружеской близости сразу после заключения брака, то необходимо сразу же расторгнуть брак;

— если это произошло после супружеской близости, то с принятием Ислама у женщины сразу наступает послеразводный период (‘идда)[1], в течение которого она не должна иметь интимных отношений с супругом и должна дожидаться принятия им Ислама. Если муж принимает Ислам до истечения этого срока, то их ранее официально заключенный законный брак будет считаться действительным, но рекомендуется провести обряд бракосочетания по канонам Ислама (никях). Если имело место быть лишь совместное сожительство, которое не было зарегистрировано официально в государственных органах, то необходимо заключить мусульманский брак (никях);

— если это произошло после близости и послеразводный период (‘идда) после принятия Ислама истек, а муж так и не стал мусульманином, то большинство ученых, среди которых богословы шафиитской, маликитской и ханбалитской правовых школ (мазхабов), считают, что их брак, заключенный до Ислама, аннулируется (фасх) и женщине впредь не разрешается оставаться со своим прежним мужем и допускать его к себе. Специальной процедуры развода в этом случае нет.

Богословы-ханафиты считают, что брак аннулируется (фасх) лишь по решению шариатского судьи (кадый) либо муфтия, который сперва предлагает мужу принять Ислам, и если тот соглашается, то сохраняет их ранее официально заключенный законный брак. Если муж не соглашается, то шариатский судья (кадый) либо муфтий выносит решение о расторжении брака (тафрик). Совет считает предпочтительным следование мнению большинства ученых (шафиитов, маликитов, ханбалитов или ханафитов) в данном вопросе.Однако в некоторых случаях шариатский судья (кадый), местный муфтий либо квалифицированный имам, который рассматривает данную проблему и принимает во внимание все обстоятельства конкретного случая, вправе руководствоваться мнением ученых-правоведов, считавших, что жена может продолжать полноценную супружескую жизнь со своим мужем и дожидаться принятия им Ислама и после истечения послеразводного периода (‘идда) столько времени, сколько для этого потребуется. Брак в таком случае будет иметь законную силу, но не будет считаться непоколебимым, то есть жена в любое время может обратиться к шариатскому судье (кадый), муфтию либо квалифицированному имаму с просьбой принять решение об их разлучении, даже не имея на то веских причин.

В этом вопросе ученые опираются на решение повелителя правоверных, когда одна женщина приняла Ислам, а ее муж нет, и она была в замешательстве. ‘Умар ибн аль-Хаттаб постановил: «Если хочет, пусть расстается с ним, а если хочет — пусть остается у него». Также данное мнение опирается на решение ‘Али ибн Абу Талиба, Ибрахима ан-Нахаʻи, аш-Ша‘би и Хаммада ибн Абу Сулеймана, ас-Сан‘ани, аш-Шавкяни, ибн аль-Кайима и др. Делается это для того, чтобы не отвратить женщину от принятия Ислама, если она будет знать, что ей придется расстаться с мужем, который близок к вере, к тому, чтобы принять Ислам, и который не препятствует ей соблюдать религиозные предписания.С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 4/20.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 4/20  

 

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКАВ СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ СУПРУГОЙ ИСЛАМА 

 

Актуальность данного исследования продиктована возросшим интересом людей к религии Ислам в последнее время. Число мусульман с каждым годом неуклонно растет. Согласно статье ведущего государственного информационного агентства ТАСС, «к 2050 году доли христиан и мусульман в населении планеты почти сравняются, а к 2070 году мусульмане будут составлять большинство»[2].

Несомненно, причиной тому является как высокая рождаемость, которая наблюдается во многих мусульманских странах, так и постоянный рост числа новообращенных мусульман. Среди новообращенных большинство составляют женщины, причем, по некоторым данным, пропорции 4: 1[3].Случаи принятия Ислама замужними христианками в последнее время становятся достаточно частым явлением. В связи с этим необходимо определить правовой статус таких браков в Исламе. Что делать новообращенной мусульманке в таком случае? Расторгается ли ее брак с мужем-иноверцем сразу после принятия ею Ислама или необходимо, чтобы решение было передано в компетентный орган (шариатский суд) при Духовном управлении мусульман для определения дальнейшей судьбы такого брака? Каковы социальные и шариатские последствия, если они решат сохранить свой брак и не расторгать его? На все эти и многие другие вопросы необходимо дать разъяснение, которое соответствовало бы шариатским нормам, принимало во внимание законодательство Российской Федерации и учитывало интересы обоих супругов при вынесении решения.

Случаи, когда супруга становилась мусульманкой, а ее муж не принимал Ислам, происходили еще во времена праведных халифов, живших после смерти пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и достаточно подробно рассматривались учеными-правоведами того периода.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания сподвижников, табиʻинов, основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей, а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв. 

Аяты Священного Корана

  1. «Не женитесь на язычницах, пока те не уверуют. Несомненно, верующая рабыня лучше, чем язычница, даже если та очень понравилась вам. И не выдавайте замуж за язычников, пока те не уверуют. Несомненно, верующий раб лучше, чем язычник, даже если он очень понравился вам. Они призывают вас в Ад. Всевышний же приглашает (зовет) вас к Раю и прощению с Его позволения. Он разъясняет людям знамения, возможно, они призадумаются» (Св. Коран, 2: 221).

Из аята следует, что мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. В этом нет ни сомнений, ни разногласий. Мусульманину нельзя жениться, кроме как на мусульманке или (с некоторыми условиями) на представительнице людей Писания — христианке или иудейке[4]. Данный аят является основным аргументом большинства ученых-богословов, среди которых представители четырех правовых школ (мазхабов), считавших, что мусульманка после принятия ею Ислама не может оставаться в браке с иноверцем и он (брак) незамедлительно[5] либо по решению шариатского судьи (кадый, муфтий)[6] расторгается, если в течение послеразводного периода (‘идда) муж так и не принял Ислам.

  1. «Верующие, если к вам придут [бывшие язычницами] уверовавшие и переселившиеся [из Мекки в Медину] женщины, то испытайте их [намерения и нет ли у них злого умысла]. Аллаху (Богу) лучше кого бы то ни было известно об их вере. Если вы убедитесь, что они уверовали, тогда не возвращайте их безбожникам. Ниони (женщины) не дозволены им, ни они (язычники-мужчины) не дозволены им. Дайте им [язычникам-мужьям от которых они убежали] то, что они потратили на них [верните брачный дар (махр)]. И нет на вас [мусульмане-мужчины] греха, если вы женитесь на них, если передадите им их вознаграждение (брачный дар). [Если же чья-то из вас, мусульмане, жена решит отречься от веры и перейти на сторону язычников, то] не держите [жен-]безбожниц за ожерелье (не удерживайте их). Попросите [вернуть обратно] потраченное [на них, то есть брачный дар (махр)], и пусть они (язычники) [чьи жены убежали к мусульманам, также] попросят [у вас, мусульмане] то, что потратили [ранее на своих жен]. Таково положение, установленное Аллахом (Богом). Он рассудил между вами. Аллах (Бог) Всезнающ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 60:10).

Аят также является аргументом у большинства ученых-богословов, считавших, что в случае принятия супругой Ислама она не может более оставаться с мужем-иноверцем и их брак будет считаться расторгнутым. Это понятно из слов: «Если вы убедитесь, что они уверовали, тогда не возвращайте их безбожникам»[7].

В ходе анализа данного аята нельзя не отметить мнение нашего современника, ученого-богослова ʻАбдуллаха аль-Джудейʼ[8], который в результате детального и глубокого изучения этого аята в контексте данного вопроса заключил: «Что же касается 10‑го аята суры “Аль-Мумтахана”, то в нем говорится о тех случаях, когда муж является воюющим (мухариб, участвующим в военных действиях против мусульман) и ненавистно относящимся к вере своей жены. Категорически недопустимо трактовать этот аят без учета содержания других аятов и многочисленных хадисов. Данный коранический текст как раз таки указывает на то, что в случае нетерпимого и ненавистного отношения супруга-безбожника к своей жене, принявшей Ислам, она имеет полное право уйти от него, и не будет на ней за это греха»[9].

То есть он полагает, что мужей мусульманок, которые не принимают Ислам, не следует считать воюющими (мухариб), если он позволяет ей соблюдать заповеди Аллаха (Бога) и не принуждает ее отказываться от веры. Данный аят, по его мнению, повествует о конкретном историческом факте, происходившем во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и проводить аналогию (кыяс) с сегодняшним днем, в условиях мирного сосуществования мусульман с немусульманами, следует лишь в случае непримиримого отношения супруга-иноверца к своей супруге-мусульманке и Исламу в целом.

 

Хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

  1. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул свою дочь Зейнаб ее мужу, Абу ‘Асу ибн Рабиʼ [после того как он принял Ислам и переселился в Медину], заключив при этом новое бракосочетание и потребовав передать новый махр (брачный дар)»[10]. Имам ат-Тирмизи в комментарии к этому хадису сказал следующее: «Этот хадис — слабый. Практическое применение этого хадиса у ученых-богословов состоит в том, что, если женщина приняла Ислам раньше своего мужа, а муж стал мусульманином спустя некоторое время, до истечения послеразводного периода (‘идда), [их брак будет считаться действительным и] муж имеет больше прав на нее [чем кто-либо другой]». Так считал имам Малик ибн Анас[11], Авза‘и[12], аш-Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахавейхи[13].

В другом риваяте сказано: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул свою дочь Зейнаб Абу ‘Асу ибн Раби‘и спустя шесть лет, скрепив их брачные узы прежним бракосочетанием [которое было у них до принятия ими обоими Ислама] и приняв решение не заключать нового бракосочетания»[14]. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул свою дочь Зейнаб Абу ‘Асу ибн Раби‘и спустя два года [после того как тот принял Ислам], скрепив их брачные узы прежним бракосочетанием [которое было у них до принятия ими обоими Ислама]»[15].

  1. От Ибн Шихаба аз-Зухри[16] передается, что женщины во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) принимали Ислам и не имели возможности совершить хиджру, а их мужья оставались безбожниками. Среди таких женщин была дочь аль-Валида ибн аль-Мугира[17], которая приняла Ислам в день взятия Мекки. Она была женой Сафвана ибн Умайи[18], который покинул Мекку, когда Пророк вошел туда [с мусульманами в девятом году хиджры].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пригласил его в Мекку и предложил принять Ислам, но он отказался, так как хотел получить время для того, чтобы убедиться, что Ислам — истина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предоставил ему четыре месяца для обдумывания. Сафван ибн Умайя присутствовал в сражениях Хунайн и Таиф будучи безбожником, в то время как его жена была мусульманкой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не стал разлучать их. Когда Сафван принял Ислам, она продолжила быть его женой на основе того бракосочетания, которое они заключили ранее[19].

Ибн Шихаба аз-Зухри сказал: «Разница во времени между принятием Ислама Сафваном и его супругой было примерно два месяца»[20]. Ибн Исхак[21] считает, что было примерно четыре месяца.

Имам аз-Заркани[22] в своих комментариях к этому хадису постарался объединить два мнения, сказав, что ее послеразводный период (‘идда) не истек по причине того, что она была беременной[23]. Ибн ‘Абдуль-барр, комментируя хадис, сказал следующее: «Хадис указывает, что сунной в данном вопросе является то, что [их брак будет считаться действительным и] муж имеет больше прав на нее [чем кто-либо другой], пока не истечет ее послеразводный период (‘идда). Так считали имам Малик, аш-Шафи‘и и их последователи»[24].

  1. «Передается, что Умму Хаким[25], которая была женой ‘Икримы ибн Абу Джахля, приняла Ислам в день взятия Мекки. Ее муж покинул Мекку, когда Пророк вошел туда [с мусульманами в девятом году хиджры] и отправился в Йемен. Умму Хаким отправилась к нему и призвала его принять Ислам. Он [выслушав ее] принял Ислам. Когда ‘Икриму увидел Пророк, он вскочил от радости [и устремился к нему]. Они продолжили оставаться мужем и женой на основе того бракосочетания (никях), которое заключили ранее»[26].

Как видно из вышеприведенных хадисов, при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не было ни одного эпизода, когда после принятия Ислама одним из супругов посланник Всевышнего говорил о необходимости расторжения брака. Что касается утверждения о послеразводном сроке (‘идда), за который муж должен обдумать — принять или не принимать ему Ислам (в последнем случае брак будет расторгнут), то по этому поводу также нет никаких подтверждений в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Данное положение (о трех менструальных циклах) является иджтихадом[27] большинства ученых-богословов, основанным на том, что ʻИкрима и Сафван приняли Ислам до истечения послеразводного периода (‘идда) их жен. Что касается хадиса, переданного в сборнике ат-Тирмизи, то, несмотря на его достоверность, они считают его отмененным 10‑м аятом суры «Аль-Мумтахана».

 

Решение ‘Умара ибн аль-Хаттаба

В бытность правителем правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб вынес два абсолютно разных решения в отношении браков, в которых женщины принимали Ислам, а мужья оставались безбожниками.

В первом сообщении передается, что жена ‘Аббада ибн Ну‘мана из племени Таглиб приняла Ислам, а ее муж, который был христианином, отказался, после чего ‘Умар разлучил их[28].

В другом сообщении передается, что женщина из племени хира приняла Ислам, а ее муж не стал принимать его. Тогда ‘Умар написал письмо, в котором предоставил жене право выбора: расстаться со своим мужем или остаться с ним[29]. Также передается, что христианка приняла Ислам и люди хотели разлучить ее с мужем. Они отправились к ‘Умару, но он предоставил ей право выбора[30]. Похожая история передается от другого христианина, у которого было четыре жены, и все жены приняли Ислам. Когда эта весть дошла до ‘Умара ибн аль-Хаттаба, он велел им остаться с ним[31].

На первый взгляд есть противоречие в двух сообщениях, однако на самом деле это не так. ‘Умар ибн аль-Хаттаб был одним из самых знающих сподвижников и лучше всех разбирался в вопросах шариата. Он выносил решения, принимая во внимание обстоятельства конкретного случая, а так, кстати, должен поступать всякий ученый-богослов, если у него есть способности и соответствующая квалификация решать различные вопросы, с которыми сталкиваются сегодняшние мусульмане. ‘Умар ибн аль-Хаттаб предоставил право выбора женщине, так как она настаивала на том, чтобы остаться с мужем. ‘Умар, будучи очень мудрым и проницательным человеком, осознавал, что, разлучив ее с мужем, можно пошатнуть ее веру и привести к тому, что она вернется к своей прежней вере. Он прекрасно понимал и осознавал правило фикха, что из двух зол нужно выбрать наименьшее[32].

 

Мнение ‘Али ибн Абу Талиба

Передается, что четвертый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Если христианка примет Ислам, будучи замужем за христианином или иудеем, то муж имеет больше прав на нее [чем кто-либо другой], так как у него соглашение [о подданстве халифату]»[33].

 

Мнение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса

‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Христианин не может возвысится над мусульманкой. Поэтому их следует разлучить»[34].

 

Мнения поколений ученых, живших после сподвижников

Аль-Хасан аль-Басри[35] сказал: «Если женщина принимает Ислам до своего мужа, то их брак расторгается»[36].

Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Ему (мужу) предлагают стать мусульманином, и он принимает Ислам, и тогда жена будет продолжать оставаться его [законной] женой. Если нет, то Ислам разлучает их [то есть они должны будут расстаться]»[37].

Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Если он (муж) отказывается принять Ислам, то их разлучают»[38]. Однако от него передается и другое мнение: «Их брак сохраняется, и бракосочетание, имевшее место быть ранее, действительно»[39].

‘Атаʼ ибн Абу Рабах[40], Тавус, Муджахид[41] считали, что если муж не примет Ислам, то их брак расторгается[42].

Из вышеприведенных мнений ученых, живших после сподвижников, следует, что брак расторгается в случае принятия супругой Ислама по истечении послеразводного периода (‘идда). Однако стоит заметить, как уже было сказано ранее, их мнения опирались на собственный иджтихад: разница во времени между принятием Ислама Сафваном и его супругой, а также ‘Икримой ибн Абу Джахль и Умму Хаким была незначительной и составляла не более трех менструальных циклов (‘идда) у их жен.Однако, как гласит шариат, следование одним муджтахидом иджтихаду другого муджтахида не является обязательным. Поэтому мы находим разные мнения ученых-муджтахидов по данному вопросу. Так, Ибн Кайм аль-Джавзия[43] считал, что брак не расторгается даже по истечении послеразводного периода (‘идда), говоря: «Если бы послеразводный срок, в течение которого муж должен принять Ислам, чтобы сохранить брак, был шариатским законом, то посланник Аллаха непременно разъяснил бы его людям. Ведь это то, что нуждается в разъяснении»[44]. 

Мнения богословов четырех правовых школ

Ханафиты

«Если Ислам принял лишь муж, то выносится решение о сохранности их брака, так как брак мусульманина с женщиной из людей Писания допустим при любых обстоятельствах. Если Ислам принимает лишь жена, то автоматического расторжения брака у нас не предусмотрено. Мужу предлагается принять Ислам, и если он соглашается, то их брак будет иметь законную силу. Если нет, то шариатский судья (кадый) выносит решение о расторжении брака, так как брак мусульманки с немусульманином недопустим ни при каких обстоятельствах»[45].

Шафииты

Имам аш-Шафи‘и считает, что если женщина приняла Ислам до своего мужа, то их брак расторгается после истечения послеразводного периода (‘идда) [если он не примет Ислам][46].

Маликиты

Богословы-правоведы маликитского мазхаба считают, что если оба супруга приняли Ислам или жена приняла Ислам, а муж принял до истечения послеразводного периода (‘идда), то выносится решение о сохранении их брака. Если муж принял Ислам по истечении послеразводного периода (‘идда), то их брак расторгается без специальной процедуры развода, так как их брак недействителен[47].

Ханбалиты

Если жена приняла Ислам, а муж не принял его в течение послеразводного периода (‘идда), то брак расторгается[48]. 

Вывод

Как видно из исследования, вопрос достаточно сложный, ввиду того, что нет единого мнения по данному вопросу, начиная со времен эпохи праведных халифов. Многие решения и фетвы ученых-богословов прошлых столетий по данной теме являлись их личным иджтихадом и во многом актуальны для их времени. Сложность вопроса усугубляется и тем, что сегодняшние реалии значительно отличаются от тех, когда эти фетвы и решения принимались.

В связи с чем Совет улемов ДУМ РФ после подробного и детального изучения данного вопроса, приведя множество мнений ученых и их аргументацию, соотнеся все это с основными правилами и принципами, которые преследует шариат, а также с учетом особых условий, в которых проживают новообращенные мусульманки России, чьи мужья остаются в своих прежних религиях, постановил:

мусульманке запрещается выходить замуж за немусульманина, и это является единогласным мнением всех ученых-богословов (ʻиджма), как прошлого, так и настоящего.Если женщина ранее, до принятия Ислама, вступила в законный брак, то в данной ситуации Совет вынес следующее решение:

1. Если супруги приняли Ислам вместе, а жена при этом не является женщиной, на которой изначально запрещено жениться (как, например, постоянный запрет по причине кровного либо молочного родства), то их ранее официально заключенный законный брак будет считаться действительным в Исламе. Под официально заключенным законным браком в данном случае следует понимать такой брак, который был либо зарегистрирован в государственных органах, либо состоялся в результате венчания в храме. Данное положение выводится из того, что Ислам признает действительными браки, которые заключают между собой немусульмане[49].

Проводить церемонию мусульманского бракосочетания (никях) необязательно, но рекомендуется.Однако если между ними имело место быть лишь сожительство и свои отношения они не регистрировали в государственных органах или ранее не проводили венчание в храме, то необходимо заключить мусульманский брак (никях).

2. Если Ислам принял только муж, а жена является женщиной из числа людей Писания, то их ранее официально заключенный законный брак будет считаться действительным, но рекомендуется заключить мусульманский брак (никях).

3. Если жена приняла Ислам, а муж остался в своей прежней религии, то решение Совета таково:— если это случилось до супружеской близости сразу после заключения брака, то необходимо сразу же расторгнуть брак,— если это произошло после супружеской близости, то с принятием Ислама у женщины сразу наступает послеразводный период (‘идда), в течение которого она не должна иметь интимных отношений с супругом и должна дожидаться принятия им Ислама.

Если муж принимает Ислам до истечения этого срока, то их ранее официально заключенный законный брак будет считаться действительным, но рекомендуется провести обряд бракосочетания по канонам Ислама (никях). Если имело место быть лишь совместное сожительство, которое не было зарегистрировано официально в государственных органах, то необходимо заключить мусульманский брак (никях).— если это произошло после близости и послеразводный период (‘идда) после принятия Ислама истек, а муж так и не стал мусульманином, то большинство ученых, среди которых богословы шафиитского, маликитского и ханбалитского правовых школ (мазхабов), считают, что их брак, заключенный до Ислама, аннулируется (фасх) и женщине впредь не разрешается оставаться со своим прежним мужем и допускать его к себе. Специальной процедуры развода в этом случае нет.

Богословы-ханафиты считают, что брак аннулируется (фасх) лишь по решению шариатского судьи (кадый) либо муфтия, который сперва предлагает мужу принять Ислам, и если тот соглашается, то сохраняет их ранее официально заключенный законный брак. Если муж не соглашается, то шариатский судья (кадый)[50] либо муфтий выносит решение о расторжении брака (тафрик).

Совет считает предпочтительным следование мнению большинства ученых (шафиитов, маликитов, ханбалитов или ханафитов) в данном вопросе.Однако в некоторых случаях шариатский судья (кадый), местный муфтий либо квалифицированный имам, который рассматривает данную проблему и принимает во внимание все обстоятельства конкретного случая, вправе руководствоваться мнением ученых-правоведов, считавших, что жена может продолжать полноценную супружескую жизнь со своим мужем и дожидаться принятия им Ислама и после истечения послеразводного периода (‘идда) столько времени, сколько для этого потребуется.

Брак в таком случае будет иметь законную силу, но не будет считаться непоколебимым, то есть жена в любое время может обратиться к шариатскому судье (кадый), муфтию либо квалифицированному имаму с просьбой принять решение об их разлучении, даже не имея на то веских причин.

В этом вопросе ученые опираются на решение повелителя правоверных, когда одна женщина приняла Ислам, а ее муж нет, и она была в замешательстве. ‘Умар ибн аль-Хаттаб постановил: «Если хочет, пусть расстается с ним, а если хочет — пусть остается у него». Также данное мнение опирается на решение ‘Али ибн Абу Талиба, Ибрахима ан-Нахаʻи[51], аш-Ша‘би[52] и Хаммада ибн Абу Сулейман[53], ас-Сан‘ани[54], аш-Шавкяни[55], ибн аль-Кайима и др. Делается это для того, чтобы не отвратить женщину от принятия Ислама, если она будет знать, что ей придется расстаться с мужем, который близок к вере, к тому, чтобы принять Ислам, и который не препятствует ей соблюдать религиозные предписания.Вышеприведенные решения соответствуют фетве Египетского дома фетв[56], а также фетве Европейского совета по фетвам и исследованиям[57].

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено ученым секретарем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Ганиевым Ильясом Алиевичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 9 июля 2020 года, и принято большинством его членов.

_____________________________________________

[1] О послеразводном периоде (ʻидда) см. примечание к богословскому заключению № 2/17.

[2] URL: https://tass.ru/obschestvo/1877469 (дата обращения: 10.06.2020).

[3] Малашенко А. Демография ислама (продолжение) // Россия и мусульманский мир. 2006. № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demografiya-islama-prodolzhenie (дата обращения: 10.06.2020).

[4] Совет улемов ДУМ РФ постановил: заключение мусульманских обрядов бракосочетания (никях) с представительницами людей Писания на территории РФ недопустимы, но возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая. Подробнее см. богословское заключение № 5/19 «Межконфессиональные браки». URL:  http://dumrf.ru/ (дата обращения: 10.06.2020).

[5] Так считали богословы — маликиты, шафииты и ханбалиты. См.: Аш-Шафи‘и М. Аль-Умм [Основа]: в 8 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, 1990. Т. 4. С. 287; Ас-Сави А. Хашия ас-Сави ‘аля аш-шарх ас-сагыр. Каир: аль-Маʻариф, [б. г.]. Т. 2. С. 422; Ибн Кудама М. Аль-Мугни [Обогащающий]: в 10 т. Каир: аль-Кахира, 1968. Т. 7. С. 154.

[6] Так считали богословы-ханафиты. См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 2. С. 336.

[7] См.: Ас-Саис А. Тафсир аят аль-ахкям [Толкование правовых аятов Священного Корана]. Каир: аль-‘Асрия, 2002. С. 760–762.

[8] ʻАбдуллах аль-Джудейʼ — председатель Европейского совета по фетвам и исследованиям. Родился в 1379 году по хиджре (1959 г. по григор.) в селе Яхуди, неподалеку от города Басры в Ираке. В 12 лет начал обучаться шариатским дисциплинам у известных в то время ученых. В 15 лет был назначен имамом мечети в городе Аз‑Зубайр и проработал на этой должности два года. Затем отправился в Кувейт для продолжения своего обучения. В Кувейте восемь лет работал имамом в Министерстве религиозных дел и четыре года руководил отделом разработки первой электронной версии программы «Сунна Пророка», права которой принадлежат компании «Ас-Сахр». В 1414 году по хиджре (1993 г. по григор.) переехал в Великобританию, в город Лидс, и основал там собственный центр научных исследований. Проживает там по настоящее время. Является автором свыше пятидесяти различных научных трудов по исламской юриспруденции, хадисоведению, корановедению и др. См. подробнее: URL: https://ar.wikipedia.org/wiki/عبد_الله_بن_يوسف_الجديع ; https://www.shamela.ws/index.php/author/1920 (дата обращения: 10.06.2020).

[9] См.: Сборник богословских исследований Европейского совета по фетвам и исследованиям. Ирландия (Дублин), 2003. Т. 2. С. 196, 197. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-cfr.org/magazine/test/ (дата обращения: 10.06.2020).

[10] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 201, хадис № 1142.

12 О нем см. примечание к богословскому заключению № 2/17.

[12] Абдур-рахман аль-Авза‘и (88–157 гг. по хиджре; 707–774 гг. по григор.) — один из знаменитых мусульманских факыхов (правоведов). Среди его трудов известны Ас-Сунан и Аль-Масаиль. См.: URL: https://umma.ru/namaz-sovershaemyj-v-obuvi/ (дата обращения: 10.06.2020).

[13] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан. С. 201, хадис № 1142.

[14] Там же. С. 201, хадис № 1143. Имам ат-Тирмизи сказал: «В иснаде (цепочке передатчиков) этого хадиса нет ничего плохого».

[15] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 217, хадис № 2009, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Аль-муснад [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: ар-Рисаля, 1998. Т. 5. С. 323, хадис № 3290.

[16] Абу Бакр Мухаммад ибн Муслим аз-Зухри (51–123 гг. по хиджре; 671–741 гг. по григор.) — ученый-богослов, факых (правовед) и историк из числа представителей поколения табиʻинов. Автор книги Аль-Муснад, в которой приводится 2200 хадисов. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’[Жизнеописания выдающихся ученых]: в 25 т. Т. 5. С. 336.

[17] Аль-Валид ибн аль-Мугира — один из лидеров курайшитов, который не признал миссию пророка Мухаммада и не уверовал в Единого Создателя.

[18] Сафван ибн Умейя ибн Халяф аль-Джумахи аль-Курайши аль-Кинани — один из сподвижников Пророка. Сбежал из Мекки после ее завоевания и вернулся через некоторое время, находясь под покровительством одного из мусульман. Принимал участие в битве при Хунайне, оставаясь язычником. В последующем принял Ислам и стал известен как «обладатель хорошего Ислама».

[19] См.: Имам Малик. Аль-Муватто [Общедоступный]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2004. С. 327, хадис № 2367.

[20] Там же. С. 327, хадис № 2368.

[21] Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак (85–150 гг. по хиджре; 704–767 гг. по григор.) — арабский историк и мухаддис (хадисовед) из числа представителей поколения табиʻинов, автор самой ранней биографии пророка Мухаммада, дошедшей до наших дней.

См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’: в 25 т. Т. 7. С. 34.

[22] Мухаммад ибн ‘Абдул-баки аз-Заркани (1055–1122 гг. по хиджре; 1645–1710 гг. по григор.) — египетский ученый-богослов, факых (правовед) и мухаддис (хадисовед). Написал подробный комментарий к книге имама Малика Аль-Муватто. Считался одним из выдающихся знатоков терминологии хадисов, основ исламского права и вероучения. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. Бейрут: ар-Рисаля, 2003. Т. 10. С. 124.

[23] См.: Аз-Заркани М. Аш-шарх аз-заркани ‘аля аль-муватта’ имам Малик [Комментарии аз-Заркани к своду хадисов Аль-Муватто имама Малика]. Каир: ас-Сакафа ад-динийя, 2003. Т. 3. С. 238.

[24] См.: Ибн ‘Абдуль-барр. Аль-Истизкар [Запоминание]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмийя, 2000. Т. 5. С. 519.

[25] Умму Хаким — сподвижница пророка Мухаммада и жена ‘Икрими ибн Абу Джахля.

[26] См.: Имам Малик. Аль-Муватто. С. 328, хадис № 2369.

[27] Иджтихад (араб. إجتهاد — усердие, старание) — применение мусульманским ученым-правоведом усилий, направленных на вынесение богословско-правового решения в каком-либо вопросе. Иджтихад применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания. Человек, занимающийся иджтихадом, именуется муджтахидом. См.: URL: https://umma.ru/termini/idzhtihad (дата обращения: 10.06.2020).

[28] См.: Абу аш-Шайба А. Аль-Китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и преданий]. Рияд: Рушд, 1989. Т. 4. С. 105, хадис № 18301.

[29] См.: ‘Абдур-раззак А. Аль-Мусаннаф [Свод Абдур-раззака]. Бейрут: аль-Ислами, 1983. Т. 6. С. 83, хадис № 10083.

[30] См.: Абу аш-Шайба А. Аль-Китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 4. С. 106, хадис № 18 313.

[31] Там же. Хадис № 18 312.

[32] См.: Сборник богословских исследований Европейского совета по фетвам и исследованиям. Т. 2. С. 228, 229.

[33] См.: Абу аш-Шайба А. Аль-Китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 4. С. 106, хадис № 18 307.

[34] См.: ‘Абдур-раззак А. Аль-Мусаннаф. Т. 6. С. 83, хадис № 10080.

[35] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг. по григор.) — известный факых (правовед), мухаддис (хадисовед) и муфассир (толкователь Корана). Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был наместником халифа в городе Басра. Считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: Аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим: в 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

[36] См.: Абу аш-Шайба А. Аль-Китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 4. С. 106, хадис № 18302.

[37] См.: ‘Абдур-раззак А. Аль-Мусаннаф. Т. 7. С. 174, хадис № 12657.

[38] См.: Аль-Джассас А. Ахкям аль-куран [Шариатские правовые нормы в Коране]. Бейрут: Турас аль-‘Арабий, [б. г.]. Т. 5. С. 329.

[39] См.: Абу аш-Шайба А. Аль-Китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 4. С. 106, хадис № 18311.

[40] ‘Ата’ ибн абу Рабах (ум. в 114 г. по хиджре; 733 г. по григор.) — один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

[41] Абу аль-Хаджжадж Муджахид ибн Джабр аль-Макки (24–104 гг. по хиджре; 645–723 гг. по григор.) — правовед, хадисовед и толкователь Корана из числа представителей поколения табиʻинов. Ученик ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Брал хадисы со слов сподвижников: ‘Али ибн Абу Талиба, Убаййа ибн Ка‘ба, ибн ʻУмара и др. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’: в 25 т. Т. 4. С. 56.

[42] См.: Абу аш-Шайба А. Аль-Китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 4. С. 106, хадис № 18300.

[43] Мухаммад ибн Абу Бакр, более известный как Ибн Кайм аль-Джавзия (691–751 гг. по хиджре, 1292–1350 гг. по григор.) — богослов ханбалитского мазхаба, правовед, толкователь Корана, хадисовед и тонкий знаток многих научных направлений исламского богословия. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин: в 4 т. Т. 3. С. 164, 165.

[44] См.: Сборник богословских исследований Европейского совета по фетвам и исследованиям. Т. 2. С. 181, 182.

[45] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 2. С. 336.

[46] См.: Аш-Шафи‘и М. Аль-Умм: в 8 т. Т. 4. С. 287.

[47] См.: Ас-Сави А. Хашия ас-Сави ‘аля аш-шарх ас-сагыр. Т. 2. С. 422.

[48] См.: Ибн Кудама М. Аль-Мугни: в 10 т. Т. 7. С. 154.

[49] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 35. С. 25.

[50] При том Духовном управлении мусульман, при котором существует институт кадиев.

[51] Абу ‘Имран Ибрахим ибн Язид ан-Наха‘и (45–95 гг. по хиджре; 666–714 гг. по григор.) — факых (правовед) и муджтахид из числа представителей поколения табиʻинов. Один из основателей иракской богословско-правовой школы. Был знаком с такими сподвижниками, как Ибн Масʻуд, Зейд ибн Аркам, Мугира ибн Шу’ба и Анас ибн Малик. Передал много хадисов. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’: в 25 т. Т. 4. С. 521.

[52] Абу ʻАмр Амир ибн Шарахиль аш-Ша‘аби (20–104 гг. по хиджре) (641–723 гг. по григор.) — мухаддис (хадисовед), факых (правовед) из числа поколения табиʻинов, учитель имама Абу Ханифы. Обучался у ʻАбдур-рахмана ас-Саляма и ʻАлькамы. Аш-Шаʻаби застал более 500 сподвижников. Передал хадисы от ʻАли ибн Абу Талиба, Саʼда ибн абу Ваккаса и др. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’: в 25 т. Т. 4. С. 302.

[53] Хаммад ибн Абу Сулейман — факых (правовед) и мухаддис (хадисовед) из Куфы из числа представителей поколения табиʻинов, учитель Абу Ханифы. Обучался у Анаса ибн Малика, Ибрахима ан-Нахаʻи, Саиʼда ибн Мусайиба. У него обучался хадисам Абу Ханифа. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’: в 25 т. Т. 4. С. 231.

[54] Абу Бакр Абдур-раззак ибн Хаммам ас-Санʻани (126-210 гг. по хиджре; 744–826 гг. по григор.) — мухаддис (хадисовед), муфассир (толкователь Корана) из Йемена. Обучался у Суфьяна ас-СавриМалика ибн Анаса и др. У него обучались хадисам его учитель Суфьян ибн ‘УайнаАбу УсамаАхмад ибн Ханбаль и др. Автор книги Аль-Мусаннаф. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’: в 25 т. Т. 9. С. 564.

[55] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1174–1250 гг. по хиджре; 1760–1834 гг. по григор.) — йеменский ученый-богослов, кадый (судья) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[56] См.: URL: http://dar-alifta.org.eg/ar/ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=13018 (дата обращения: 10.06.2020).

[57] См.: URL: https://www.e-cfr.org (дата обращения: 10.06.2020); Сборник богословских исследований Европейского совета по фетвам и исследованиям. Т. 2. С. 454. О Европейском совете по фетвам и исследованиям см. сноску к богословскому заключению № 1/19.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить