БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 4/19 РАЗВОД, ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ СУННЕ

  • 3 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 4/19

РАЗВОД, ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ СУННЕ

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 22‑го числа месяца Раби’ аль-авваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 19 ноября 2019 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил:

развод, не соответствующий Сунне (развод во время месячных или послеродового очищения; во время чистого периода, в который уже произошла половая близость; единовременный троекратный развод), вступает в силу и засчитывается за один развод;

рекомендовал:

проводить процесс расторжения брака при сопровождении консультанта в лице муфтия, религиозного деятеля или имама мечети.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 4/19.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 4/19

 

 РАЗВОД, ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ СУННЕ

 

Актуальность исследования. По воле Всевышнего развод в Исламе является дозволенным. Вместе с этим религия установила определенные рамки бракоразводного процесса, в том числе указав, когда и при каких условиях должны быть произнесены слова развода мужем в адрес жены. Однако ввиду неосведомленности и невежества некоторых приверженцев Ислама относительно правовых положений религии, мусульмане часто допускают ошибки, расторгая брак, например, в те периоды, когда Пророк запрещал это делать.

Для того чтобы разобраться, засчитывается ли развод, данный мужем жене во время месячных или послеродового очищения; во время чистого периода, в который уже произошла половая близость с супругом; а также единовременный троекратный развод, Совет улемов ДУМ РФ посчитал необходимым рассмотреть данный вопрос и вынести решения, которыми будут руководствоваться мусульмане России в подобных ситуациях.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания сподвижников, табиʻинов, основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей, а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.

Одним из деяний, разрешенных Исламом, является развод, то есть расторжение мужем брачных уз со своей супругой. Часто цитируют хадис: «Для Всевышнего самым ненавистным из дозволенного является развод»[1], но этот хадис является слабым[2]. Тем не менее развод сложно назвать богоугодным деянием, в нем все равно есть нечто отрицательное либо в самом процессе, либо в его причине, либо в последствиях.

Соответственно исламскому праву узаконенным разводом является тот, который дается мужем жене в чистый период (то есть не во время месячных), при условии, что в данный период между мужем и женой не было половой близости. Беременность жены или отсутствие месячных ввиду возраста приравниваются к чистому периоду. Формулировка развода должна указывать на то, что это именно один развод.

Что касается развода, который дается:

а) во время месячных (и муж знает о них);

б) во время послеродового очищения, о котором муж в курсе;

в) во время чистого периода, в который уже произошла половая близость, но признаки беременности не обнаружились,

то в таких случаях развод будет считаться противоречащим Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Говоря иначе, развод, противоречащий Сунне, — это развод, который объявляется недозволенным способом расторжения брака и который был запрещен Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Недозволенность формы развода проявляется в двух вещах:

а) в количестве разводов[3],

б) в условиях его объявления.

Если муж развелся с женой троекратно одним объявлением; или три раза за один чистый период; или же развелся с ней в период месячных либо послеродового очищения; или в чистый период, в который между ними была близость, но беременность не проявилась, то такой развод недозволен, а объявивший его — грешник[4].

Передается, что Ибн ‘Умар дал своей жене развод в то время, когда у нее были критические дни. ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил об этом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк ответил: «Вели ему вернуть ее и удержать до тех пор, пока она не очистится от этой менструации, а потом и от следующей. А после, если желает, пусть удержит ее при себе или даст ей развод прежде, чем прикоснется к ней. С таким сроком Всевышний Аллах велел давать развод женщинам»[5].

Как видно из данного хадиса, у развода, совершенного правильным образом, есть установленное время, нарушать которое нельзя: чистый период, в который муж не имел близости с женой («…прежде, чем прикоснется к ней»[6]). В другой версии этого хадиса говорится, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вели ему вернуть ее, а после дать ей развод в чистый период или период беременности»[7].

Из последней версии хадиса становится понятно, что развод дозволен и в состоянии беременности супруги. Во время месячных или послеродового очищения, которые не относятся к чистому периоду, развод запрещен.

Ученые Ислама высказывают различные мнения относительно того, имеет ли юридическую силу развод, противоречащий Сунне.

 

Мнение ученых, считающих, что развод, противоречащий Сунне, имеет юридическую силу

В книге Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух («Исламское право и его аргументы») сказано: «По единому мнению четырех мазхабов, развод, данный во время месячных или в период чистоты, в который муж имел с женой близость, вступает в силу. Это потому, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Ибн ‘Умару вернуть жену, с которой тот развелся во время месячных. А возвращение может быть только после того, как развод свершился. В одной из версий данного хадиса говорится: «‘Абдуллах дал ей развод один раз, и она посчитала его как развод»[8].

В книге Аль-Фикх ас-сунна сказано: «Большинство ученых (джумхур) считают, что развод, противоречащий Сунне, вступает в силу. В качестве доказательства они привели следующие заключения:

а) развод, противоречащий Сунне, включен в общий смысл аятов Священного Корана, в которых говорится о процедуре бракоразводного процесса;

б) свидетельство Ибн ‘Умара о том, что (его супруга) засчитала упомянутый развод»[9].

В книге ханафитского мазхаба Аль-хидая («Руководство») говорится следующее: «Развод, противоречащий Сунне, — это трехкратный развод одним словом или три развода в один период чистоты. Если (муж) совершил это, то развод произойдет, но муж при этом совершит грех»[10].

В книге Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ («Редкостные искусства в упорядочении законодательства») имама аль-Кясани поясняется, почему развод, противоречащий Сунне, должен иметь силу, несмотря на то что кто-то считает обратное: «В нашу пользу (говорит хадис), переданный ‘Убадой ибн Самитом[11], что кто-то из его дедов дал своей жене тысячу разводов, и об этом рассказали Пророку. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Она отделилась от него посредством трех разводов с грехом, а девятьсот девяносто семь (разводов) — это то, чем он не владеет”». Также передается от Ибн ‘Аббаса: «Кто-то из вас впадает в крайнюю глупость и дает жене тысячу разводов, потом приходит и говорит: “О Ибн ‘Аббас! О Ибн ‘Аббас!..” Ведь Аллах сказал: “…Кто проявляет богобоязненность перед Аллахом, тому Он дает выход из положения…” (Св. Коран, 65: 2). А ты не проявил богобоязненность, и твоя жена отделилась от тебя, а ты ослушался своего Господа!»[12].

Египетский дом фетв[13] придерживается следующего мнения: «Развод в период месячных либо в чистый период, в который была близость, — это развод, противоречащий Сунне, запрещенный шариатом, но все же он имеет юридическую силу со всеми последствиями, по единогласному мнению четырех имамов. Человек, давший такой развод, совершает грех ввиду нарушения им положения шариата. Запрет на развод во время месячных был установлен для того, чтобы не совершалось деяние, выходящее за грани самоцели развода, а именно — причинение страдания жене посредством продления ее периода ожидания (ʻидды)»[14].

Такого же мнения придерживается Исламоведческий центр фетв министерства вакуфов и религиозных дел Катара: «Развод бывает либо по Сунне (когда муж объявляет своей жене развод один раз в чистый период, в который он не имел с ней близости), либо разводом не по Сунне, при котором нарушено одно из упомянутых условий. Большинство ученых единогласны в том, что развод не по Сунне вступает в силу, хотя, согласно общему мнению, человек, дающий такой развод, впадает в грех из-за нарушения им Сунны. Также ученые считают желательным то, чтобы муж вернул свою жену обратно, если данный им развод был разводом, противоречащим Сунне, чтобы загладить грех и вывести жену из неудобного положения. Кто-то даже считает возврат жены обязательным действием. Аллаху ведомо лучше!»[15].

 

Мнение ученых, считающих, что развод, противоречащий Сунне, не имеет юридической силы

Другая группа, в которую входит много авторитетных и знаменитых ученых (например, Са’ид ибн аль-Мусайиб[16], Тавус[17], Хилас ибн ‘Амра[18], Ибн ‘Акиль[19], Ибн Таймийя[20], его ученик Ибн Кайим[21] и другие), считает, что развод, противоречащий Сунне, как запрещенная форма развода, не имеет юридической силы[22].

Сторонники этой позиции отрицали то, что такой развод включен в общий смысл аятов Священного Корана, в которых говорится о процедуре бракоразводного процесса, ведь это — не тот развод, который разрешил Аллах. В Коране сказано: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока…» (Св. Коран, 65: 1). А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ‘Умару: «Вели ему вернуть ее…»[23], и достоверно известно, что Пророк был в гневе, когда до него дошла эта история, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не может гневаться на то, что дозволил Аллах»[24].

Автор книги Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух («Исламское право и его аргументы») Вахба аз-Зухайли относительно развода во время месячных или в период чистоты, когда была близость, говорит: «Я считаю, что это — побуждение к тому, что предпочтительнее, но в этом нет указания на то, что развод не вступает в силу. Наоборот, принято в Сунне, что он вступает в силу, хотя и противоречит этим наставлениям. На мой взгляд, мнение большинства ученых (джумхур) более предпочтительно, так как доводы противоположной стороны слабы. Большинство ученых едины в том, что мужу будет велено вернуть жену, если он дал ей развод в период месячных или чистоты, в который была близость. И это возвращение является обязательным у маликитов и наиболее предпочтительным мнением у ханафитов. По мнению шафиитов и ханбалитов, также считается желательным вернуть жену, хотя это и не обязательно[25]».

 

Выводы

Как мы видим из приведенных хадисов и различных интепретаций к ним, высказанных теми или иными учеными, развод-нововведение оценивался ими по-разному. Изучив эти разногласия, которые, разумеется, не исчерпываются данным объемом исследования, можно сделать следующие выводы:

(1). Развод, не соответствующий Сунне (развод во время месячных или послеродового очищения; во время чистого периода, в который уже произошла половая близость; единовременный троекратный развод), вступает в силу и засчитывается за один развод.

(2). Ввиду того что развод — довольно сложный процесс, обремененный массой условий и обстоятельств, необходимо требовать, чтобы мусульмане совершали его при сопровождении консультанта в лице имама мечети. В этом отношении люди должны понимать, что серьезность данного действия никак не уступает самому никяху, который, как правило, не проходит без имама, свидетелей, нескольких стадий переговоров и т. д. В чем-то развод требует даже более серьезного подхода, так как он сопряжен с вопросами раздела имущества, получения наследства, содержания детей и т. д. К сожалению, в положениях развода часто путаются даже сами исследователи, не говоря уже о простых верующих, в представлении которых развод — это троекратное проговаривание слова талак.

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено ученым секретарем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Ганиевым Ильясом Алиевичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 19 ноября 2019 года, и принято большинством его членов.

 ___________________________________________

[1] См.: Абу Дауд С. Сунан [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 248, хадис № 2178.

[2] Там же. С. 248, хадис № 2178. На сайте Европейского совета по фетвам и исследованиям говорится следующее: «Хадис „для Всевышнего самым ненавистным из дозволенных вещей является развод”, который относят к высказываниям пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), слабый, но смысл его верен».

[3] См. богословское заключение № 1/19 («Единовременный тройной развод»).

[4] См.: Аль-фикх аль-муяссар фи дауи аль-китаби ва ас-суннати [Облегченный фикх в свете Корана и Сунны]. Каир: аль-‘Алямийя, 2011. С. 315.

[5] См.: Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1031, хадис № 5251.

[6] См.: Аль-фикх аль-муяссар фи дауи аль-китаби ва ас-суннати. С. 315.

[7] См.: Абу Дауд С. Сунан. С. 248, хадис № 2181.

[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. Дамаск: аль-Фикр, 2007. Т. 9. С. 6923, 6924.

[9] См.: Сабик С. Фикх ас-сунна [Фикх Сунны]. Дамаск: аль-Фикр, 1983. С. 226.

[10] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. Каир: ас-Салям, 2012. С. 532.

[11] ‘Убада ибн ас-Самит аль-Ансари аль-Бадри (37 г. д. х. – 34 г. п. х.; 586–655 гг. по григор.) — один из выдающихся сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к племени хазрадж. Засвидетельствовал обе присяги, которые были даны жителями Медины до переселения мусульман из Мекки. Принял участие во всех битвах мусульман, также участвовал в освобождении Египта. Был назначен судьей Палестины. Знал Священный Коран наизусть. Умер в городе Рамла в Палестине.

[12] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2010. С. 211.

[13] О Египетском доме фетв см. примечание к богословскому заключению № 2/17.

[14] См.: URL: http://dar-alifta.org.eg/ar/ (дата обращения: 20.11.2019).

[15] См.: URL: https://fatwa.islamweb.net/fatwa/ (дата обращения: 20.11.2019).

[16] Са‘ид ибн аль-Мусайиб (15–94 гг. по хиджре; 636–713 гг. по григор.) — один из таби‘инов Медины, один из ученых того времени. Родился в Медине во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Один из передатчиков хадисов от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

[17] О нем см. примечание к богословскому заключению № 1/19.

[18] Хилас ибн ʻАмра — табиʻин из Басры. При жизни застал таких сподвижников, как ʻАммар ибн Ясир, ʻАиша, Ибн ʻАббас. Передавал хадисы от ʻАли ибн Абу Талиба и Абу Хурайры. Со слов Хиласа передавали хадисы Малик ибн Динар, Катада, ʻАуф аль-Аʼраби и др. См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 1. С. 349.

[19] Абу аль-Вафа ‘Али ибн ‘Акиль аль-Багдади, также известен как Ибн ‘Акиль (431–513 гг. по хиджре; 1040–1119 гг. по григор.) — мусульманский богослов ханбалитской правовой школы. Родился в Багдаде.

[20] О нем смотрите примечание к богословскому заключению № 7/20.

[21] Шамсуд-дин Абу ʻАбдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Кайим аль-Джавзия (691–751 гг. по хиджре; 1292–1350 гг. по григор.) — ученый-богослов, муфассир (толкователь Корана), мухаддис (хадисовед) и факых (правовед) ханбалитской правовой школы. См.: Ахмад ибн Раджаб. Зайль табакат аль-ханабиля [Приложение к биографиям поколений ученых ханбалитского мазхаба]. Рияд: ‘Абикан, 2005. С. 4–7.

[22] См.: Сабик С. Фикх ас-сунна. С. 227.

[23] См.: Аль-Бухари М. Сахих. С. 1031, хадис № 5251.

[24] См.: Сабик С. Фикх ас-сунна. С. 227.

[25] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 6925, 6926.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить