БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/17 СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

  • 3 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/17

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (далее — Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе расширенного ежеквартального заседания, состоявшегося 15‑го числа месяца Ша‘бан 1438 года по лунному календарю, что соответствует 11 мая 2017 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил:

Сетевой маркетинг будет считаться дозволенным при соблюдении следующих условий:

  1. Обязательное наличие товара либо услуги (пользы), а также право на реализацию товара (услуги) у продавца.
  2. Продукт не должен относиться к числу запрещенных шариатом, а также содержать запретные или сомнительные элементы (в составе, упаковке и пр.).
  3. Продукт должен быть направлен на удовлетворение реальной (а не мнимой) потребности людей.
  4. Продукт должен быть полноценным, соответствовать общепринятым стандартам и заявленным характеристикам.
  5. Не должно быть введения покупателя в заблуждение относительно реальной цены товара (то есть товар не должен стоить существенно дороже его рыночных аналогов).
  6. Характер отношений между участником системы (дистрибьютором) и материнской компанией должен быть четко определен.
  7. Необходимо исключить любую разновидность неизвестности и неопределенности (гарар) в сделке.
  8. Отсутствие платы за вход в систему (сеть).
  9. Отсутствие обмана: если даже участник системы не сумеет построить бизнес, продукт, который он приобретает, должен иметь определенную ценность, соответствующую вносимой за него плате.
  10. Обоюдное согласие сторон при купле-продаже.
  11. Дистрибьютор должен иметь право возврата товара в случае его нереализации согласно законодательству.
  12. Отсутствие риба (процентов, штрафов), если возникает задолженность в оплате между сторонами.
  13. Вознаграждение агенту должно выплачивается с товарооборота, а не за вовлечение новых агентов.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 1/17.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 1/17

 

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

Актуальность исследования. За последние несколько десятилетий широко распространился такой вид торговых отношений, как сетевой маркетинг, который от традиционных торговых взаимоотношений отличается тем, что он основывается на создании сети независимых сбытовых агентов. Если при традиционном виде торговли чаще всего верующих интересовал вопрос касательно дозволенности или запретности купли-продажи определенного вида продукции, то с появлением сетевого маркетинга мусульмане, занимающиеся торговлей, начали задаваться вопросами касательно дозволенности сетевого маркетинга как вида торговых отношений в целом, ведь при подобных торговых отношениях прибыль каждого из агентов состоит из комиссионного дохода за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений, которые зависят от количества реализуемых агентом товаров.

Ввиду того, что в настоящее время существует много разногласий по данному вопросу, Совет улемов ДУМ РФ и СМР считает важным и необходимым дать правовую оценку данному виду торговых отношений с точки зрения шариата и разъяснить, является сетевой маркетинг допустимым или нет.

Методология исследования опирается на основопологающие принципы ведения торговли, упомянутые в классических трудах по мусульманскому праву четырех богословско-правовых школ (мазхабов), а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.

«Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение новых дистрибьюторов. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионного дохода за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными дистрибьюторами.

Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которых дистрибьюторы фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей; тем в свою очередь предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.)»[1].

В Исламе в основе коммерческих отношений лежит принцип дозволенности при условии, что в таких отношениях отсутствует что-либо, запрещенное шариатом.

 

Условия, при которых сетевой маркетинг является дозволенным с точки зрения канонов Ислама

 

Требования в отношении продукта (товара, услуги):

  1. Обязательное наличие товара либо услуги (пользы)[2], а также право на реализацию товара (услуги) у продавца.
  2. Продукт не должен относиться к числу запрещенных шариатом, а также содержать запретные или сомнительные элементы (в составе, упаковке и пр.).
  3. Продукт должен быть направлен на удовлетворение реальной (а не мнимой) потребности людей.
  4. Продукт должен быть полноценным, соответствовать общепринятым стандартам и заявленным характеристикам.
  5. Не должно быть введения покупателя в заблуждение относительно реальной цены товара (то есть товар не должен стоить существенно дороже его рыночных аналогов).

Требования к договору между компанией и дистрибьютором:

  1. Характер отношений между участником системы (дистрибьютором) и материнской компанией должен быть четко определен. Также необходимо исключить неизвестность и неопределенность (гарар)[3]. Например, если заключен договор трудового найма (агентский договор или нечто подобное), тогда участник должен быть осведомлен о своих правах и обязанностях, даже если в рекламных целях он именуется «партнером», «дистрибьютором», «брокером» и пр.
  2. Отсутствие платы за вход в систему (сеть).
  3. Отсутствие обмана: если даже участник системы не сумеет построить бизнес, продукт, который он приобретает, должен иметь определенную ценность, соответствующую вносимой за него плате.
  4. Обоюдное согласие сторон при купле-продаже.
  5. Дистрибьютор должен иметь право возврата товара в случае его нереализации согласно законодательству.
  6. Отсутствие риба (процентов, штрафов), если возникает задолженность в оплате между сторонами.

Допустимые виды дохода дистрибьютора в рамках сетевого маркетинга:

  1. Пользование продуктом со скидкой.
  2. Разница между закупочной ценой и ценой продажи (дистрибьютор сначала на собственные деньги закупает продукцию у компании по дистрибьюторской цене, чтобы в дальнейшем предлагать товар потенциальным клиентам по клиентской цене, как и в традиционном бизнесе — опт и розница).
  3. Накопительные бонусы от личных покупок.
  4. Премия от товарооборота группы клиентов либо агентов, которая создается в результате рекламно-информационной деятельности дистрибьютора и зависит от его личной активности. Здесь учитывается карьерный рост дистрибьютора, то есть чем более активно человек работает, тем выше поощрение.
  5. Другие поощрения от компании за активную работу, такие как путешествия, подарки и т. д.

Рекомендуемое в сетевом маркетинге:

  1. Неизменный личностный рост, всестороннее развитие.
  2. Четкое планирование своих действий для получения определенного результата, самодисциплина.
  3. Прямая заинтересованность вышестоящего дистрибьютора в результативности и успехе нижестоящих партнеров (командный бизнес).
  4. Ответственность за свой результат и за результат своих партнеров.
  5. Четкий алгоритм действий.

Проценты, которые получает продавец в сетевом маркетинге, не имеют отношения к запрещенному в Исламе ростовщичеству[4]. В сетевом маркетинге не используется дорогостоящая реклама, а задействован потенциал продавцов, лично финансово заинтересованных в объемах продаж. Главное — наличие качественного продукта, отсутствие очевидного обмана и обоюдное согласие при купле-продаже. В разрешенном сетевом маркетинге нет ни принуждения что-либо покупать, ни требований что-либо продавать или привлекать новых клиентов. Есть качественный эксклюзивный продукт и грамотно построенная стратегия по его распространению, однако никакого принуждения и наличия «двух сделок в одной»[5] быть не может. Можно быть просто потребителем хорошего продукта со скидкой и бонусами, а можно заработать на реальных продажах и грамотном продвижении продукта.

Активные продавцы многому учатся в сетевых компаниях, набирают опыт работы и приобретают коммуникативные навыки высокого уровня. Также подобный род деятельности способствует их личностному росту, выработке умения держаться на публике, грамотно распределять доходы и квалифицированно вести переговоры.

 

Условия, при которых сетевой маркетинг считается недозволенным с точки зрения канонов Ислама

 

  1. Внесение платы за вход в сеть без приобретения товаров или услуг.
  2. Отсутствие товара либо наличие товара, стоимость которого превышает его фактическую ценность (это или очевидная финансовая пирамида, или ее завуалированная форма).
  3. Вознаграждение агенту выплачивается не с товарооборота, а за вовлечение новых агентов.
  4. Тот, кто пришел раньше в такую сеть, независимо от своей активности или бездействия, даже не прикладывая усилий, будет всегда получать больше, чем тот, кто присоединился позже.
  5. Присутствие явного обмана с целью вовлечения новых клиентов и агентов.
  6. Риск потери денег, которые агент отдал либо за ненужный товар, либо просто за возможность привлечения новых агентов и получения прибыли.
  7. Введение в заблуждение относительно качества товара или его свойств, приукрашивание товара.

В мусульманском сообществе есть фетвы[6], запрещающие сетевой маркетинг. Но, к сожалению, большинство читателей не вникают в причины и суть запрета, а обобщают, говоря, что сетевой маркетинг запрещен. Запреты, упоминаемые в них, были выведены на основе конкретных местных компаний, которые строили финансовые пирамиды и называли это сетевым маркетингом. Финансовые пирамиды запретны, а соответствующий канонам Ислама сетевой маркетинг — нет.

Несколько примеров запрещающих фетв

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Королевства Саудовской Аравии вынес постановление (фетву) № 22 935 о запрете схемы сетевого маркетинга. Первой и самой главной причиной вынесенного решения о запрете явилось то, что схема сетевого маркетинга содержит в себе оба вида запрещенного шариатом ростовщичества. Человек платит компании небольшую сумму денег в надежде получить сумму больше той, что он заплатил, а это является операцией «деньги за деньги», при этом с отсрочкой и надбавкой. Второй причиной послужила неопределенность (гарар)[7], которая, прежде всего, заключается в том, что работник сетевого маркетинга не может предугадать, удастся ли ему собрать необходимое число клиентов для получения вознаграждения, притом, что его деньги уже вложены, и каким это вознаграждение будет вообще»[8].

Высказывающие мнение о запрете обосновывают его наличием элементов ростовщичества, двусмысленности и неопределенности в таких схемах. Но все это имеется лишь в финансовых пирамидах и недозволенном сетевом маркетинге.

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено председателем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдиновым Шамилем Рифатовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 11 мая 2017 года, и принято большинством его членов.

 _________________________________________

[1] URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.05.2017).

[2] Как-то раз один из сподвижников спросил у пророка Мухаммада: «Ко мне приходит человек, желающий заключить со мною сделку, но у меня нет нужного ему товара, поэтому я покупаю для него этот товар на рынке [то есть получаю от него деньги, покупаю товар и после продаю ему с наценкой. Можно ли так поступать?]». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Не продавай того, чего у тебя нет [чем ты еще не владеешь, на что у тебя еще нет прав]!» Хадис от Хакима ибн Хизама. См.: Абу Дауд С. Сунан [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 389, хадис № 3503, «сахих»; Ат-Тирмизи М. Сунан [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 218, хадис № 1232, «сахих»; Аш‑Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: в 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 164, хадис № 2174 и пояснение к нему.

[3] Гарар — это такая форма сделки, при которой одна из ее составляющих не имеет определенности (цена, продаваемый товар, сроки оплаты или поставки, возможность произвести поставку либо принять ее). Смысл запрещения подобных сделок — предотвратить мошенничество, а также избежать несправедливости и последующего разногласия сторон.

[4] «…Бог разрешил людям торговлю, но запретил ростовщичество…» (Св. Коран, 2: 275).

[5] На это в исламском богословии имеется запрет. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан. С. 218, хадис № 1231, «сахих»; Ан‑Насаи А. Сунан [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 479, хадис № 4632, «хасан сахих».

Сетевой маркетинг можно рассматривать как две независимые торговые сделки. Ученые разошлись лишь во мнении относительно их классификации. Одни назвали эти две операции «покупкой» и «вознаграждением за некие услуги», другие — «покупкой» и «оказанием посреднических услуг».

[6] Исламские богословские заключения.

[7] URL: https://umma.ru/garar/ (дата обращения: 12.05.2017).

[8] URL: http://ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?p=167266%20%D8%B1%D8%A7%D8%A8%D8%B7%20%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%A7%D8%AF%D8%A9:%20http://iswy.co/evjjr (дата обращения: 12.05.2017).

 

СКАЧАТЬ БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/17

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить