БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/17 РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ РАЗВОДА

  • 3 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/17

РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ РАЗВОДА

 

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (далее — Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе расширенного ежеквартального заседания, состоявшегося 15‑го числа месяца Ша‘бан 1438 года по лунному календарю, что соответствует 11 мая 2017 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил:

в случае развода супругов совместно нажитая собственность может быть разделена пополам. Данное положение берется из коранического аята, который гласит: «Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]. Такова обязанность набожных» (Св. Коран, 2: 241).

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 2/17.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 2/17

  

РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА ПОСЛЕ РАЗВОДА

 

Актуальность исследования. По данным Росстата за 2016 год было заключено 985 836, а расторгнуто 608 336 браков[1]. Количество распавшихся семей относительно новых браков составило 61 %. Данная статистика не обошла стороной и мусульманский институт семьи. Ввиду увеличения разводов, в том числе и среди приверженцев Ислама, остро встал вопрос о разделе имущества после расторжения брака. У супругов, решивших расторгнуть брачные узы, начали возникать вопросы относительно того, как при разводе благополучно разделить имущество, нажитое до брака или совместно: какая его часть должна перейти к женщине, а какая остаться у мужчины.

В связи с возникновением множества затруднений, сопровождающих бракоразводный процесс, Советом улемов ДУМ РФ и СМР было принято решение разобрать вопросы, касающиеся раздела имущества супругами после развода, и разъяснить основные положения подобного раздела представителям мусульманского сообщества России.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания сподвижников, табиʻинов, основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей, а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.

«Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[2], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

В жизни могут быть различные ситуации. В отношении супругов могут возникнуть серьезные разногласия, в разрешении которых не остается иного выхода, кроме развода. В такой ситуации мужьям необходимо прислушаться к Божественному наставлению: «Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]. Такова обязанность набожных» (Св. Коран, 2: 241)[3]. Муж обязан последовать кораническому предписанию и понять, как реализовать его в обществе и государстве.

Для благополучного раздела имущества в случае развода необходима государственная, официальная регистрация брака, которая не противоречит мусульманским канонам, а, наоборот, закрепляет необходимые права за женщиной, за женой.

Жена при разводе забирает все то, что ей принадлежит: было даровано ей, передано или приобретено ею на собственные деньги.

В мусульманских странах основным капиталом женщины после замужества является брачный дар (махр), который передается женихом при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. Махр — ценный брачный дар, безвозмездный дар, который является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Брачный дар может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).

В Исламе не существует такого понятия, как калым, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть понятие «махр». Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.

Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов, или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов, или примерно 1500 г серебра[4].

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако при расчете махра учитываются возможности жениха и обоюдные договоренности брачующихся. Такой подход обосновывается текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины.

В Коране сказано:

(1) «Давайте невестам своим (женам своим) брачный дар в качестве безвозмездного дара…» (Св. Коран, 4: 4).

(2) «…И не чините [о мужья] препятствия [не затрудняйте бракоразводный процесс, инициируемый женами] ради завладения части того, что вы передали им [то есть брачный дар (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений], кроме как в случае, когда жена совершит явно непристойный, развратный поступок [прелюбодеяние]…» (Св. Коран, 4: 19).

(3) «Если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве брачного дара (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать у [жены] даже малую часть этого!..» (Св. Коран, 4: 20).

Да, в Коране Господом миров упоминается возможная сумма безвозмездного брачного дара жениха невесте (махра) — кантар золота, а это примерно 44,928 кг. На 20 апреля 2016 года грамм золота оценивался в 2620,75 рублей (согласно cbr.ru). То есть сумма махра составляет около 117 745 056 рублей, или $ 1 794 894.

Нажитое сообща в период брака, заработанное и приобретенное вместе с мужем делится пополам, тем более если жена вносила личный финансовый вклад в семейный бюджет и в приобретенное с мужем имущество. Так будет справедливо и честно. Данное утверждение согласуется с кораническим повествованием: «…в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]…» (Св. Коран, 2: 241). Если у мужа и жены есть семейный бизнес и они решают его поделить в соответствии с прописанными ими в договоре партнерства долями, то это их личное дело как бизнес-партнеров.

Согласно российскому законодательству, нажитое во время брака имущество признается совместной собственностью супругов: «Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное» (Семейный кодекс РФ, ст. 33, п. 1). Понятие совместной собственности установлено в Гражданском кодексе РФ: «Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)» (Гражданский кодекс РФ, часть 1, ст. 244, п. 1, 2). «Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными» (Гражданский кодекс РФ, часть 1, ст. 245).

Из этого следует, что право на общее имущество имеет и жена, которая в период брака ухаживала за детьми, занималась домашним хозяйством и не имела собственного дохода. Однако имущество, принадлежавшее одному из супругов до брака, является его личной собственностью и разделу не подлежит (сюда относятся и вещи, полученные в дар как наследство). Законный режим супругов не действует, если брачным договором предусмотрено иное — в таком случае действует договорной режим имущества[5].

В период развода или после него совместная собственность может быть разделена по требованию одного из супругов. Если возникают споры по поводу определения долей, то происходит этот процесс в судебном порядке.

Законопроекты формулируются в результате общественной потребности в них и в свете тех принципов, которые важны для той или иной части общества. В подавляющем большинстве мусульманских (по этническому признаку) стран даже в случае неожиданного желания мужа развестись, женщина не остается после развода без материального достатка и жилья, если брак изначально был официально зарегистрирован.

Приведенный ранее 241‑й аят суры «Аль-Бакара»: «Разведенным женщинам положено передать материальные средства в соответствии с общепринятыми нормами [то есть в соответствии с местными обычаями и законодательством]. Такова обязанность набожных» — в египетском законодательстве применяется следующим образом. В Гражданском кодексе Египта, в ст. 18 закона № 25 от 1920 года, к которому был добавлен закон № 100 от 1985 года, сказано: «Жене, с которой после законного бракосочетания муж имел супружескую близость и которой был дан развод без ее одобрения и без ее вины в этом, сверх выплаты содержания послеразводного периода (‘идды[6]) полагается компенсация за развод в размере как минимум двухгодичного содержания. В определении суммы компенсации должно приниматься во внимание материальное состояние бывшего мужа, а также обстоятельства развода и продолжительность брака. Мужу, давшему развод, разрешается выплачивать компенсацию по частям»[7].

В разъяснительном комментарии к закону об этой компенсации говорится: «По шариату право развода закреплено за супругом, и до сих пор закон не обязывал его выплачивать денежную компенсацию разведенной жене, так как достаточно того, что, вступив в супружескую близость, она получает брачный дар (махр) в полном размере[8], а также содержание в послеразводный период (‘идда). Что касается дополнительной компенсации, то она носила желательный характер и не могла быть назначена в судебном порядке. Но в наше время благородство и порядочность становятся редкостью, особенно в отношениях между бывшими супругами, когда между ними уже нет былой любви. Женщина после развода нуждается в большей финансовой поддержке, чем та, которая ей полагается в послеразводный период (‘идда). Дополнительная компенсация может послужить в ее пользу, в том числе сдержать мужа от инициирования скорого развода. Целью узаконивания этой компенсации является попытка утешить разбитое сердце жены. Шариат (мусульманские каноны) требует проявлять сочувствие к разведенной женщине. Основы этого заложены в словах Всевышнего: “…Вы (мужья) обязаны, в зависимости от ваших финансовых и имущественных возможностей, передать ей (жене) материальные средства [подобно компенсации морального ущерба] в соответствии с общепринятыми местными нормами (‘урф) [в соответствии с местными обычаями и законодательством[9]]. И это — должное для благородных” (Св. Коран, 2: 236). Обязательность выплаты компенсации, при условии, что женщина вступила в супружескую близость с мужем и не была причиной развода, отмечал, например, имам аш-Шафи‘и[10]. Также это мнение имама Ахмада[11]. Последователи захиритского мазхаба и имам Малик[12], в одном из своих высказываний, также говорят о ее обязательности.

На основании мнения упомянутых ученых текст ст. 18 был включен в закон Арабской Республики Египет. При определении размера компенсации судья может принять во внимание (помимо того, о чем было сказано выше) обстоятельства развода, возможность злоупотребления этим правом и пр. Компенсация не должна быть меньше двухгодичного содержания. В качестве облегчения закон позволяет бывшему мужу выплату по частям»[13].

Также, к примеру, Египетский дом фетв[14] относительно суммы компенсационной выплаты, ее срока и условий получения вынес фетву на основании данного закона Гражданского кодекса. В фетве сказано следующее: «В соответствии с этим законом, разведенной женщине полагается компенсация в размере как минимум двухгодичного содержания. Она имеет право на эту сумму в том случае, если состояла в законном браке, имела супружеские отношения с мужем и была разведена против ее воли и без вины[15] с ее стороны. Эта компенсация выплачивается сверх содержания послеразводного периода (‘идда)»[16].

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено председателем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдиновым Шамилем Рифатовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 11 мая 2017 года, и принято большинством его членов.

 

______________________________________________

[1] URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/#i (дата обращения: 12.05.2017).

[2] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 10, хадис № 53, «сахих».

[3] Необходимо отметить, что в аяте говорится именно о разведенных. В случае же смерти мужа жена получает или (1) ⅛ от всего имущества мужа (от всего совместно нажитого, кроме того, что принадлежит лично ей, жене), если у мужа есть дети (даже те, например, что от первого брака, то есть его дети вообще), или (2) ¼, если детей у мужа нет. Здесь уже присутствует конкретный коранический текст и Божье повеление, определяющие долю жены в наследстве мужа (см. Св. Коран, 4: 12).

[4] Совет улемов ДУМ РФ постановил рекомендуемый минимальный размер махра в размере 500 (пятисот) дирхамов, или 1487,5 г серебра. Денежный эквивалент этой суммы в России может разниться и составлять примерно 60 000 рублей. См. богословское заключение № 3/19 «Брачный дар (махр)».

[5] С точки зрения мусульманских канонов, заключение брачного договора допускается и разрешается. Брачующимся самим решать, нужен он им или нет.

[6] Послеразводный период (ʻидда) исчисляется тремя менструальными циклами (примерно три месяца), которые в том числе показывают, есть ли у жены беременность от прежнего мужа или нет. Для тех, у кого нет месячных (по старости или иным причинам), разводный период продолжается ровно три месяца. Если женщина беременна, то завершением разводного периода для нее (после получения одного из трех разводов от мужа) будет рождение ребенка, даже если это произойдет через день после получения первого, второго или третьего разводов (см. Св. Коран, 65: 4). В течение этого срока женщина не может выйти замуж. Все это время она находится на полном обеспечении мужа, а это и питание, и проживание, и все остальное в принятом для их семьи порядке.

[7] URL: https://www.mohamoon.com/ (дата обращения: 12.05.2017).

[8] Это обычно множество золотых украшений, крупные суммы денег или недвижимость, записываемая сразу на невесту (жену). То есть все то, что может явиться для нее серьезной поддержкой в случае неадекватного поведения мужа или, например, развода.

[9] Законодательство в мусульманском государстве (пусть даже считающемся светским) формируется уполномоченными людьми на основе как конкретных текстов из Священного Писания, Корана, так и его общих смыслов, в увязке с местными традициями, культурой и потребностями общества. В том же государстве, где мусульмане составляют меньшинство, законы также формируются и формулируются уполномоченными для этого людьми в соответствии с потребностями как общества в целом, так и отдельного гражданина в частности.

[10] Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (150–204 гг. по хиджре; 767–820 гг. по григор.) — выдающийся богослов, факых (правовед), мухаддис (хадисовед). Родился в Газе (Палестина) в 150 году по мусульманскому летосчислению. На протяжении жизни аш-Шафи‘и побывал во всех центрах богословской мысли того времени. Обучался у самых известных ученых в Мекке, Медине, Йемене, Ираке (Куфе). В Медине аш-Шафи‘и встретил одного из самых главных учителей своей жизни — имама Малика ибн Анаса. Трудов по мусульманскому праву, хадисоведению и хадисам у великого богослова немало, среди них Аль-Худжя, Аль-Умм, Аль-Муснад, Ас-Сунан, Ар‑Рисаля и др. Умер в последнюю пятничную ночь месяца Раджаб в 204 году. Более подробно см.: URL: https://umma.ru/imam-ash-shafi-i/ (дата обращения: 12.05.2017).

[11] Ахмад ибн Ханбаль (163–240 гг. по хиджре; 780–855 гг. по григор.) — известный богослов, факых (правовед), мухаддис (хадисовед), основатель ханбалитского мазхаба. Посетил многие научные центры своего времени. Является автором множества трудов, центральное место среди которых занимает свод хадисов Аль-Муснад.

[12] Абу ʻАбдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи (94–176 гг. по хиджре; 713–793 гг. по григор.) — известный богослов, основатель одного из суннитских мазхабов, факых (правовед), мухаддис (хадисовед). Родился, вырос и умер в Медине. Его наиболее известными учениками были аш-Шафиʻи, Мухаммад аш-Шайбани. Является автором [первого в истории] свода преданий (хадисов) пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), дошедшего до наших дней, Аль-Муватто. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]: в 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 7. С. 150.

[13] URL: https://www.mohamoon.com/ (дата обращения: 12.05.2017).

[14] Самая авторитетная организация в Арабской Республике Египет, вот уже более ста лет выносящая богословские заключения (фетвы). Основана в 1895 году.

[15] Основной причиной, лишающей ее права на компенсацию, является супружеская измена.

[16] URL: http://www.dar-alifta.org/AR/ViewFatwa.aspx?ID=397&text=%D9%86%D9%81%D9%82%D8%A9%20%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AA%D8%B9%D8%A9&MoftiIds (дата обращения: 12.05.2017).

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить