БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/23 ДОЗВОЛЕННОСТЬ ТОРГОВЛИ АКЦИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ

  • 6 месяцев назад
  • 1

Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего

 

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/23

ДОЗВОЛЕННОСТЬ ТОРГОВЛИ АКЦИЯМИ

РАЗЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ

 

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации (далее — Совет улемов ДУМ РФ) в ходе очного заседания, состоявшегося 23-го числа месяца Шабан 1444 года по лунному календарю, что соответствует 15-му марта 2023 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» (Москва, ул. Ленинская слобода д. 9),

постановил:

1Разрешается приобретать и проводить сделки с акциями компаний, которые занимаются дозволенным видом деятельности и ведут бизнес без размещения или привлечения финансовых средств под ростовщические проценты (например, компании выпускающие одежду, операторы связи и др.).

2. Запрещается приобретать и проводить сделки с акциями компаний, целью создания которых является осуществление запрещенной шариатом деятельности (например, производство алкоголя, свиноводство, индустрия азартных игр и др.).

3. Разрешается приобретать и проводить сделки с акциями компаний, которые занимаются дозволенным, по шариату, видом деятельности, но размещают или привлекают финансовые средства под ростовщические проценты, например, акции строительных, автомобильных и нефтедобывающих компаний, при соблюдении следующих условий:

— в уставе компании не должно быть указания на то, что среди ее целей ‒ проведение ростовщических сделок, или сделок с запретной продукцией, например, со свининой и т.п.;

—  удельный вес привлеченных средств через процентные займы (в том числе привилегированные акции, лизинговые контракты и деривативы) не должен превышать 30% от общего капитала компании (от рыночной капитализации компании);

—  удельный вес размещенных процентных депозитов (в том числе инвестиции в компании, которые занимаются запрещенной в исламском праве деятельностью, и деривативы) не должен превышать 30% всей капитализации компании (от рыночной капитализации компании);

— удельный вес доходов от запретного не должен превышать 5% от суммарных доходов компании, вне зависимости от того, получены данные доходы от ведения запретной деятельности или от владения запретным имуществом или правами;

— необходимо избавляться от запретной доли доходов от акций передавая их на благотворительные нужды.

Соблюдение данных норм необходимо в ходе всего процесса участия в компании. Если же данные нормы не соблюдаются, то необходимо выйти из операции инвестирования в такие компании. Для определения вышеупомянутых долей (5%, 30%) исходить из последней финансовой отчетности компании. Если отчетности нет, либо она представлена неполностью, то дозволенность деятельности таких компаний согласно шариату сомнительна. Иметь дело с такими компаниями не рекомендуется.

4. Разрешается заключение спотовых сделок, а также покупка акций с расчетом на то, что со временем она вырастет в цене (длинная позиция, long position).

5. Запрещается продажа акций, которыми продавец не владеет (короткая продажа, short sale).

6. Запрещается приобретение акций посредством ростовщического займа от брокера (кредитные плечи, маржинальная торговля).

7. Запрещается заключение фьючерсных контрактов в отношении акций.

8. Запрещается предоставлять акции компании в займы и в аренду.

Возлагается на мусульманина (держателя акции), при достижении им уровня нисаба, выплата обязательного ежегодного закята с акции.

рекомендовал:

  1. Приобретая и проводя сделки с акциями компаний обращаться за консультацией к компетентным трейдерам-мусульманам, которые способны оценить деятельность компании на предмет допустимости приобретения ее акций по шариату.
  2. Знакомиться с ежеквартальной отчетностью, которую предоставляет компания на своих официальных сайтах.
  3. В условиях международных санкций не приобретать и не проводить сделки с акциями иностранных компаний ‒ из-за возрастающих рисков.
  4. Принять к сведению постановление правительства Российской Федерации № 2131 от 24 ноября 2022 года, согласно которому компании могут не раскрывать частично или в полном объёме корпоративную информацию вплоть до 1 июля 2023 года. В таком случае руководствоваться п. 4. постановления фетвы.

 С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в приложении № 1 к богословскому заключению № 2/23

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к богословскому заключению № 2/23

 

ДОЗВОЛЕННОСТЬ ТОРГОВЛИ АКЦИЯМИ

РАЗЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ

 

Актуальность исследования

      В наше время, время рыночной экономики, важно хорошо разбираться в инвестициях. Сегодня материальное благополучие индивида во многом зависит от его финансовой грамотности, а для мусульман, когда дело касается халяла (дозволенного) и харама (запретного), вопрос встает особо остро.

Глобализация, со всеми своими плюсами и минусами — это сегодняшняя реальность, которую мы должны достойно принять и учитывать, дабы соответствовать требованиям шариата. Если раньше рынок представлял собой место для обмена товарами и услугами, то сегодня мы наблюдаем наличие торговли во всех сферах нашей жизни, и об этом предупреждал Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует): «Судный час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки»[1]. Фактор сближения рынков сейчас налицо, как в буквальном смысле (создаются целые торговые города, улицы переполнены магазинами), так и в переносном (торговля в интернете, электронные биржи, приложения-магазины в смартфонах и т.д.).

Рынок акций, Форекс, биржа криптовалют, фьючерсы, облигации, кредитные плечи и т.д. — вопросы, с которыми ежедневно сталкивается любой бизнесмен, торгующий на фондовом рынке. Естественно, каждый мусульманин, сталкиваясь с новым финансовым продуктом, должен знать шариатскую оценку (хукм) данного продукта или, исходя из принципа шариата, должен обратиться к обладающим знаниями в этих вопросах: «Спрашивайте у обладающих знанием, если вы не знаете» (Св. Коран, 16:43).

В некоторых мусульманских странах существуют исламские биржи, которые были организованы при участии большого числа различных экспертов, богословов, а также профильных государственных и негосударственных комитетов и советов. В нашем же случае, ввиду отсутствия исламских бирж, из-за возникновения определенных трудностей для торговли на адаптированных биржах в условиях открытого доступа к мировому рынку ценных бумаг[2], необходимо знать правила, которыми следует руководствоваться для получения дозволенного шариатом заработка. В нашей фетве мы рассмотрим вопрос о дозволенности мусульманам торговать акциями на бирже ценных бумаг применительно к нашей стране, которая в последний год оказалась в непростых экономических условиях.

В процессе изучения темы исследования были выявлены вопросы, ответы на которые помогут прийти к нужным выводам, то есть к обоснованию для принятия разъяснительной фетвы.

  1. Дозволено ли мусульманам торговать акциями на бирже ценных бумаг?
  2. Акциями каких компаний запрещено торговать?
  3. Какие виды сделок запрещены на бирже ценных бумаг?
  4. Можно ли использовать брокерские кредиты в торговле акциями?
  5. Какие риски в торговле акциями российских и зарубежных компаний появляются в условиях международных санкций?
  6. Необходимо ли выплачивать закят с акций и каковы особенности его расчета?

 

Дозволено ли мусульманам торговать акциями на бирже ценных бумаг?

Итак, мы выяснили, что биржа – это организатор торговли товарами, валютой, ценными бумагами и другими рыночными инструментами. Дозволенность заработка на подобных площадках зависит от предмета торговли, который должен быть разрешен шариатом[3] и от отсутствия запрещенных элементов в сделке, которые делают ее недействительной (например, ростовщичество, гарар[4], джахаля[5] и др.). В Коране сказано: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (Св. Коран, 2:275). В данном исследовании нас интересуют только акции, поэтому для начала разъясним сущность этой разновидности ценных бумаг.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного пая в предприятие, дающая ее владельцу право участия в прибылях[6].

Акции как ценные бумаги являются одним из финансовых инструментов рынка. Акция считается долевой ценной бумагой, отличающейся от долговых обязательств (облигаций[7], векселей[8]) как целью выпуска, так и правами, предоставляемыми ее владельцу. Если несколько собственников, имеющих сбережения, хотят организовать производство, то они объединяют свои ресурсы, создавая акционерное общество (далее ‒АО), и выпускают акции (проводят эмиссию), формируя тем самым начальный (уставный) капитал и необходимые средства для реализации предполагаемой деятельности предприятия. В уставном капитале АО акции оцениваются по номинальной стоимости. Номинал акции — официально объявленная цена единичного пая (вклада). Номинальная стоимость акции выражается в денежной валюте.

Акции делятся на два вида – обыкновенные и привилегированные.

С точки зрения исламских финансов, привилегированные акции запрещены, так как предоставляют держателям таких акций преимущественные права при распределении прибыли или ликвидации компании, что является ущемлением прав остальных акционеров.

Сейчас все акции обращаются в электронном, бездокументарном, виде. Права на купленные акции подтверждаются только записью в базе данных депозитария[9]. Никаких бумажных носителей нет, но из депозитария можно сделать выписку, подтверждающую факт владения акциями. При покупке акций покупатель может преследовать две цели: получение дохода от акций в виде дивидендов или дальнейшая перепродажа акций (спекуляция) при повышении их курса. Если владелец акций хочет оставаться совладельцем компании, то он не продает акции, а держит их длительное время, надеясь на дивиденды. Дивиденды — это часть прибыли АО, которая по решению общего собрания акционеров выплачивается владельцам акций пропорционально имеющемуся у них количеству акций. Но дивиденды могут быть, а могут и не быть. Все зависит от того, будет ли прибыль у компании и как решит собрание акционеров или совет директоров. АО может использовать прибыль для дальнейшего развития производства предприятия или для выплаты дивидендов[10].

Цель торговли акциями на бирже — это заработок на разнице цены купли и продажи, а также получение дивидендов, по решению руководства компании. Стоит отметить, что в торговле на бирже необходимо исключить игровой азарт, который появляется в результате неверного подхода к данной деятельности, если человек совершает сделки без анализа, по принципу игровых автоматов или тотализатора[11], тогда это расценивается как «аль-мейсир»[12]. Всевышний запретил азартные игры в Коране: «О те, которые уверовали, воистину, одурманивающее, азартные игры, идолы и гадания на стрелах — мерзость из дел сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, сатана желает посеять между вами вражду и ненависть через одурманивающее и азартные игры и отвратить вас от упоминания Аллаха (Бога) и от молитвы (намаза). Не прекратить ли вам?!» (Св. Коран 5:90-91). Ибн ‘Аббас[13] сказал: «Аль-мейсир — это азартные игры, которые были распространены в период до прихода Ислама, пока не пришел Ислам и Аллах (Бог) не запретил эти скверные нравы»[14].

Также среди целей приобретения акций можно выделить следующий аспект. Часто у мусульман возникает дилемма, как хранить накопленные средства, чтобы они приносили доход и их не «сьедала» инфляция. Счет в банке подразумевает начисление запрещенных с точки зрения Шариата процентов, которые мусульманин не может использовать в качестве прибыли, а простое хранение денег на сберегательных счетах, либо в бумажном виде – подразумевает отсутствие дохода, а также риск их обесценивания через определенные промежутки времени. Вложение в дозволенные виды акции является одним из методом решения данной проблемы, так как при правильном управлении трейдерским портфелем, акции будут приносить доходность и сохраняют вложения от инфляционных рисков.

Современные богословы-правоведы, а также международные академии по фикху и комитеты по фетвам дозволяют торговлю акциями на биржах лишь после тщательного анализа компании на предмет дозволенности ее акций с точки зрения шариата. Так, на VII сессии Международной академии исламской правоведения (фикха)[15], проходившей в 1992 году в Джидде, было вынесено решение, в соответствии с которым купля-продажа акций компаний признавалась дозволенной, так как подразумевала долевое участие в прибыли и убытках, при условии, что деятельность и производимая продукция компании являются дозволенными с точки зрения шариата[16].

 

Акциями каких компаний запрещено торговать? 

Всевышний Аллах определил нормы и принципы, которые нам следует применять во всех сферах нашей жизнедеятельности. Один из них отражен в Его словах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Св. Коран, 4:2). Данный аят запрещает любое соучастие в запретной Аллахом деятельности. Наш Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) также говорил о запрете соучастия в грехе. Например, сообщается, что он проклял десять категорий людей, связанных со спиртным: (1) производителя, (2) заказчика, (3) пьющего, (4) разливающего, (5) несущего, (6) того, для кого несут, (7) продающего, (8) получающего прибыль, (9) покупающего, (10) того, для кого покупают[17].

В деятельности, связанной с инвестициями в акции компаний эти принципы также должны соблюдаться, поэтому для дозволенности торговли акциями необходимо иметь полное представление о компании, в которую человек вкладывает свои деньги.

Компании, акции которых торгуются на биржах, принято делить на три категории:

  1. Компании с законным капиталом, занимающиеся дозволенной с точки зрения шариата деятельностью, не участвующие в ростовщических займах. Покупать и продавать акции таких компаний разрешено, и в этом нет разногласий среди современных ученых (например, компании выпускающие одежду, операторы связи и др.).
  2. Компании, занимающиеся запретной деятельностью. Это компании, в основе которых лежит запрещенная шариатом деятельность, например, вино-водочные компании, табачные, предприятия, выпускающие продукцию из свинины, букмекерские конторы, традиционные банки и т.п. Покупка и продажа акций подобных компаний запрещена, поскольку по правилам правильной торговли, с точки зрения шариата, товар должен быть разрешен (халяль). В постановлении № 63 (1/7) Международной академии исламского правоведения (фикха) говорится: «Бесспорно запретным является участие мусульман в акционерной компании, главная цель которой противоречит шариату, например, осуществление процентных операций (риба), производство и торговля товарами, запрещенными шариатом»[18].
  3. Компании со смешанной деятельностью. Это компании, которые в основе занимаются дозволенным видом деятельности, но осуществляют запрещенные шариатом сделки, например, размещают или привлекают финансовые средства под ростовщические проценты. Например, строительные, автомобильные, нефтедобывающие компании, которые берут заем у традиционных банков под процент. Такие компании, в свою очередь, делятся на три категории: 1 — смешанная деятельность, где превалирует запретное (харам), 2 — деятельность, где запретное (харам) и разрешенное (халяль) в одинаковых или в близких пропорциях, 3 — смешанная деятельность, где преобладает разрешенное (халяль)[19].

Что касается компаний первой и второй категории, то наличие значительной запрещенной шариатом доли не позволяет мусульманину зарабатывать на акциях подобных компаний согласно общеизвестному правилу фикха: «[При смешивании разрешенного (халяль) и запрещенного (харам)] преобладающее [свойство] приобретает статус всего»[20]. По мнению ученых преобладающим (то, что много) считается все что превышает 1/3 (примерно 33%)[21], исходя из хадиса Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), переданного со слов ʻАмира ибн Саʻда[22]. Таким образом, если доля от запрещенной деятельности превалирует, либо находится в одинаковых или близких пропорциях, то вся деятельность такой компании будет считаться запрещенной.

В нашей фетве мы подробно остановимся на деятельности «смешанных» компаний, где доля от разрешенной деятельности значительно превалирует. Современные ученые имеют разные позиции по данному вопросу: одни разрешают, но при соблюдении ряда условий, другие запрещают. Рассмотрим подробно эти мнения.

Первое мнение. Разрешается торговать акциями «смешанных» компаний, где доля от разрешенной деятельности значительно превалирует, но при выполнении ряда условий. Этого мнения придерживаются: Шариатский комитет компании Раджихи[23],[24], Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI)[25],[26], Главное ведомство по фетвам Иорданского Хашимитского Королевства[27], Европейский совет по фетвам и исследованиям[28], Ассамблея мусульманских юристов Северной Америки[29]  и др.

Для этого решения доводом стали следующие правила фикха:

— «Как общая, так и частная потребность занимает место необходимости [в случае дозволения запрещенного]»[30],[31], которая находит свое отражение в аяте «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии…» (Св. Коран, 22:78). Данное правило актуально в сочетании с нижеследующим правилом, так как сегодня полностью избавиться от запретного практически невозможно;

— «Прощается то, от чего невозможно уберечься (избавиться)»[32], «[Дозволяется] то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого»[33], «возникающие трудности следует устранять»[34]. Эти правила фикха были сформулированы богословами-правоведами на основе аятов Священного Корана, а также высказываний заключительного Божьего посланника[35]. Современный бизнес трудно представить без использования кредитных займов и других запрещенных шариатом инструментов, поэтому даже те компании, которые стараются избавиться от всего запретного, частично вынуждены применять подобное в некоторых своих сделках;

— «Небольшая примесь запретного в общей массе допустимого не делает допустимое запретным»[36], а также «[При смешивании разрешенного (халяль) и запрещенного (харам)] преобладающее [свойство] приобретает статус всего».

Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI) считает дозволенным куплю-продажу акций при соблюдении следующих условий:

  1. В уставе компании не должно быть указания на то, что среди ее целей ‒ проведение ростовщических сделок, или сделок с запретной продукцией, например, свининой и т.п.;
  2. Удельный вес привлеченных средств через процентные займы (в том числе привилегированные акции, лизинговые контракты и деривативы) не должен превышать 30% от общего капитала компании (от рыночной капитализации компании);
  3. Удельный вес размещенных процентных депозитов (в том числе инвестиции в компании, которые занимаются запрещенной в исламском праве деятельностью, и деривативы) не должен превышать 30% всей капитализации компании (от рыночной капитализации компании);
  4. Удельный вес доходов от запретного не должен превышать 5% от суммарных доходов компании, вне зависимости от того, получены данные доходы от ведения запретной деятельности или от владения запретным имуществом или правами.
  5. Избавление от той части прибыли, которая получена от запретной доли деятельности компании[37].

Стоит отметить, что Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI) не упоминает в своих стандартах о том, как избавляться от прибыли акций компании, привлекающей средства через процентные займы (п. 2.). Разъяснение по данному вопросу мы находим у шариатского комитета банка «Раджихи». Эксперты данного комитеты считают, что прибыль формируется на основе как средств, взятых в кредит, так и затраченных усилий от дозволенной шариатом работы, поэтому избавление должно происходить только от половины доли прибыли, которая получена от кредитных денег, а другая половина прибыли, полученная от разрешенной работы, ‒ дозволена для использования и не требуется избавляться от нее. В качестве аргумента они приводят хадис, переданный со слов Зейда ибн Асляма в своде хадисов имама Малика «Муватто»[38].

Пример. Если удельный вес привлеченных средств через процентные займы составляет 20% от общего капитала компании (от рыночной капитализации компании), то необходимо избавиться от 10% чистой прибыли.

Сегодня существуют приложения[39], разработанные для трейдеров[40]-мусульман, где специалисты, опираясь на вышеприведенные условия осуществляют скрининг[41] акций различных компаний на предмет их соответствия этим условиям, регулярно изучают и актуализируют их. Мусульманин выбирает нужные акции с помощью данных приложений, тем самым экономит свое время, которое должен был потратить на глубокий анализ той или иной компании. Если же трейдер желает самостоятельно изучать деятельность какой-либо компании, то ему следует работать с ежеквартальной отчетностью, которую должна предоставлять каждая компания на своих официальных сайтах[42]. Если отчетности нет, либо она предоставлена неполностью, то деятельность таких компаний сомнительна согласно шариату. Мусульманам лучше не иметь дело с такими компаниями.

Второе мнение. Запрещено инвестировать в акции компании со смешанной деятельностью. Этого мнения придерживаются: Международная академия исламского правоведения (фикха)[43], Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Королевства Саудовской Аравии[44],[45], Дом фетв Ливии[46] и др.

Доводом второго мнения стали аяты и хадисы, запрещающие ростовщичество в больших и малых размерах, а также правило фикха: «Если смешивается дозволенное и запретное, то запретное берет верх»[47]. Принцип, который был положен за основу формулирования такого решения у этой группы ученых ‒ предусмотрительность, щепетильность, осторожность в отношении всего, что касается вопросов халяля и харама.

Подводя краткий вывод следует отметить, что оба мнения являются правильными. Допустимо следовать одному из них, так как авторитетность органов, вынесших данные решения не подлежит сомнению. Совет улемов ДУМ РФ считает, что мнение разрешающее торговать акциями «смешанных компании» при соблюдении условий, выдвигаемых Организацией бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI), больше подходит для нашей страны, поэтому из двух мнений отдает предпочтение первому.

 

Какие виды сделок запрещены на бирже ценных бумаг?

Приобретая разрешенные шариатом акции, человек все равно рискует совершить запретное (харам), если не будет руководствоваться правилами торговли на бирже ценных бумаг, подробно разъясненные современными богословами-правоведами.

Для мусульман на рынке ценных бумаг допустимы лишь спотовые сделки[48] и торговля в «длинных позициях» (long position)[49], то есть фактическая покупка акций, а не покупка акций, которыми продавец не владеет (короткая продажа, short sale)[50].

О запрете «короткой продажи» говорится в фетве Высшего совета по делам религии Турции[51], фетве Ассоциации мусульманских ученых Сирии[52] и др. В шариатском стандарте № 21 Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI) сказано: «Не разрешается продажа акций, которыми продавец не владеет (короткая продажа, short sale), при этом обещание брокера[53] предоставить их в долг в момент передачи покупателю не имеет никакого значения. Основанием запрета на продажу акций, которыми продавец не владеет, является то, что это означает продажу того, что не находится под ответственностью продавца, и что не является его собственностью, а это запрещено шариатом»[54]. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не продавай того, что не имеешь»[55].

Противоположностью спотовых сделок являются фьючерсные контракты[56]. «…С точки зрения шариата, запрещено проводить операции с фьючерсными контрактами: как их заключение, так и их обращение <…> Основанием запрета заключения фьючерсных контрактов в отношении акций служит то, что такие сделки содержат условие об отсрочке передачи продаваемого конкретизированного товара — акций, что запрещено. Помимо этого, в подавляющем большинстве случаев продавец не владеет акциями, в отношении которых заключается фьючерсный контракт. Таким образом, это представляет собой продажу того, что является собственностью третьего лица, относительно запретности чего среди учёных нет разногласий…»[57]. Нельзя сказать, что фьючерсные контракты на бирже ценных бумаг подобны разрешенной шариатом сделке «са́лям»[58], из-за ряда различий между ними, связанных как с предоплатой, так и с отношением к товару[59].  

 

Можно ли использовать брокерские кредиты в торговле акциями?

Торговые площадки дают возможность трейдерам покупать акции с использованием заемных средств от брокера, тем самым клиент может увеличить свой капитал, если цена на акции пойдет вверх. Подобный инструмент называют «кредитные плечи»[60] или маржинальная торговля[61]. Поэтому такие сделки еще называют необеспеченными. Человек может увеличивать коэффициент по желанию, однако это увеличивает риск, поскольку реальные деньги клиента остаются в залоге у брокера, и при падении цены до уровня залоговых средств брокер предупреждает об этом клиента, это называется «margin call», после чего, если клиент не пополняет свой счёт, брокер продает акции сам «Stop Out», оставляя трейдера ни с чем. Маржинальная торговля — это высокорисковая сделка, приближающая данную деятельность к азартной игре.

Этот инструмент запрещен шариатом с нескольких точек зрения. Во-первых, кредит берется под процент, а также с комиссией, а это — ростовщичество (риба), запрещенная шариатом сделка. Во-вторых, высокорисковые сделки превращают торговлю в азартную игру «мейсир», где человек рискует все потерять. Аллах (Бог) запретил азартные игры: «О те, которые уверовали, воистину, одурманивающее, азартные игры, идолы и гадания на стрелах — мерзость из дел сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете» (Св. Коран, 5:90).

 

Какие риски в торговле акциями российских и зарубежных компаний появляются в условиях международных санкций?

Международная биржа дает массу возможностей трейдерам для заработка на акциях компаний любой страны мира. Однако геополитика и международные санкции могут отрицательно отразиться на части сделок и деятельности в целом. Дело в том, что возможность торговли на рынке обеспечивают компании-посредники, их, в свою очередь, регулирует ЦБ. Торговля на внутреннем рынке российскими компаниями на Московской бирже[62] имеет меньше рисков в данном случае. Что касается иностранных акций на СПБ Бирже[63], то тут риски возрастают, поскольку от санкций могут пострадать клиенты брокера. В мае 2022 года часть иностранных акций с СПБ Биржи оказалась на неторговых счетах. Инвесторы временно лишились возможности продать эти бумаги, но остались их полноправными владельцами. Лишь небольшая часть акций позже была разблокирована: инвесторы снова могут совершать по ним сделки[64]. Учитывая наличие больших рисков в условиях международных санкций, трейдеру рекомендуется избавить свой портфель от акций, имеющих вероятность быть заблокированными, ведь одним из основополагающих принципов шариата является защита имущества, которую сложно обеспечить в таких условиях. Известный богослов-правовед Ибн Кайм аль-Джаузия, например, считал мейсиром сделки, в которых конечный результат варьируется между прибылью и полной потерей денег[65].

Также следует принять к сведению, что с середины марта 2022 года у организаций – эмитентов появилось право отказаться от раскрытия корпоративной информации на определенный срок, который в последствии был продлен до 1 июля 2023 года. Данное постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин[66]. Таким образом правительство защитило российские компании от возможных санкций со стороны недружественных стран. Это решение затрудняет деятельность мусульманским трейдерам, поскольку для работы с эмитентом необходима полная ежеквартальная отчетность. Учитывая это, акции компаний, которые воспользовались правом и скрыли информацию, считаются сомнительными, и торговать ими мусульманам не рекомендуется.

 

Необходимо ли выплачивать закят с акций и каковы особенности его расчета?

Согласно шариату, закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота, серебра, в том числе и с акций. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[67] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята.

В соответствии с Постановлением № 28 (3/4) Международной академии исламского правоведения (фикха), если компания сама выплачивает закят со всех акций с учетом долей каждого акционера в компании, то тогда держатели акций (акционеры) не выплачивают закят, так как от их имени это сделала компания[68]. В случае, если компания не приняла (по разным причинам) на себя ответственность выплаты ежегодного закята, то в таком случаи, ответственность по выплате ежегодного закята[69] ложиться на каждого акционера-мусульманина персонально. В этой ситуации, в первую очередь необходимо выяснить с какой целью приобретались акции.

Если мусульманин приобрел акции с намерением вложить свои инвестиции в акции с целью получения прибыли [за счет дивидендов], то закят исчисляется следующим образом: если имеется возможность получить от компании [которая выпустила эти акции] финансовую информацию о том, какая доля закятооблагаемых активов приходится на приобретенную акцию, то закят рассчитывается со стоимости акций пропорционально такой доле. В случае отсутствия возможности получить такую информацию, закят исчисляется исходя из приблизительной оценки такой доли закятооблагаемых активов в стоимости акции. В случае отсутствия у компании закятооблагаемых активов, закят выплачивается с чистого накопленного дохода [по акциям], оставшегося на конец года[70].

Если мусульманин приобрел акции в целях торговли, то в таком случае применяются шариатские положения, действующие в отношении товаров, предназначенных для торговли, по рыночной стоимости[71]. Однако, если акции не торгуются на организованном рынке, то закят рассчитывается на основании оценки, проведенной [сертифицированным] оценщиком[72]. 

Вывод:

Вопрос о допустимости торговли акциями компаний с точки зрения шариата многогранный. Несмотря на очевидную дозволенность, остается много нюансов и деталей, которые следует учитывать, чтобы такая торговля считалась законной в Исламе. Нельзя обойти стороной и международные санкции в отношении нашего государства, которые были применены рядом стран в последнее время, а также то, что у компаний – эмитентов появилось право отказаться от раскрытия корпоративной информации. В ходе проведенного анализа можно прийти к следующим выводам, которые были поддержаны большинство членов Совета улемов ДУМ РФ.

  1. Разрешается приобретать и проводить сделки с акциями компаний, которые занимаются дозволенным видом деятельности и ведут бизнес без размещения или привлечения финансовых средств под ростовщические проценты (например, компании выпускающие одежду, операторы связи и др.).
  2. Запрещается приобретать и проводить сделки с акциями компаний, целью создания которых является осуществление запрещенной шариатом деятельности, например, производство алкоголя, свиноводство, индустрия азартных игр и др.
  3. Разрешается приобретать и проводить сделки с акциями компаний, которые занимаются дозволенным видом деятельности, но размещают или привлекают финансовые средства под ростовщические проценты, например, строительные, автомобильные и нефтедобывающие компании, при соблюдении следующих условий:

— в уставе компании не должно быть указания на то, что среди ее целей ‒ проведение ростовщических сделок, или сделок с запретной продукцией, например, со свининой и т.п.;

—  удельный вес привлеченных средств через процентные займы (в том числе привилегированные акции, лизинговые контракты и деривативы) не должен превышать 30% от общего капитала компании (от рыночной капитализации компании);

—  удельный вес размещенных процентных депозитов (в том числе инвестиции в компании, которые занимаются запрещенной в исламском праве деятельностью, и деривативы) не должен превышать 30% всей капитализации компании (от рыночной капитализации компании);

— удельный вес объем доходов от запретного не должен превышать 5% от суммарных доходов компании, вне зависимости от того, получены данные доходы от ведения запретной деятельности или от владения запретным имуществом или правами;

— необходимо избавляться от запретных запретной доли доходов от акций, передавая их на благотворительные нужды.

Соблюдение данных норм необходимо в ходе всего процесса участия в компании. Если же данные нормы не соблюдаются, то необходимо выйти из операции инвестирования в такие компании.

Для определения вышеупомянутых долей (5%, 30%) следует исходить из последней финансовой отчетности компании. Если отчетности нет, либо она представлена неполностью, то деятельность таких компаний сомнительна согласно шариату. Иметь дело с такими компаниями не рекомендуется.

  1. Разрешается заключение спотовых сделок, а также торговля в «длинных позициях» (long position).
  2. Запрещается продажа акций, которыми продавец не владеет (короткая продажа, short sale).
  3. Запрещается приобретение акций посредством ростовщического займа от брокера (кредитные плечи).
  4. Запрещается заключение фьючерсных контрактов в отношении акций.
  5. Запрещается предоставлять акции компании в займы и в аренду.
  6. Приобретая акции различных компаний, рекомендуется обращаться за консультацией к компетентным трейдерам-мусульманам, которые способны оценить деятельность компании на предмет допустимости приобретения ее акций.
  7. Возлагается на мусульманина (держателя акции), при достижении им уровня нисаба, выплата обязательного ежегодного закята с акции.
  8. Рекомендуется знакомиться с ежеквартальной отчетностью, которую предоставляют компании на своих официальных сайтах. Если отчетности нет, либо она представлена неполностью, то деятельность таких компаний сомнительна согласно шариату. Мусульманам лучше не иметь дело с такими компаниями.
  9. В условиях международных санкций следует не покупать акции иностранных компаний ‒ из-за возрастающих рисков.
  10. Принять к сведению постановление правительства Российской Федерации № 2131 от 24 ноября 2022 года, согласно которому компании могут не раскрывать частично или в полном объёме корпоративную информацию вплоть до 1 июля 2023 года.

Данное решение может служить «дорожной картой» для трейдеров-мусульман, которым важно получать разрешенный шариатом заработок. Фетва носит рекомендательный характер и разъясняет правила, которым необходимо следовать, дабы оставаться в границах дозволенной шариатом торговли.

Истина ведома Аллаху

 

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права университета города Медина КСА Тугушевым Рашитом Абдеряшитовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 15 марта 2023 года, и принято большинством его членов.

 

_______________________________

[1] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1995. Т. 7. С. 35, хадис № 7186.

[2] ЦЕННЫЕ БУМАГИ — документы, удостоверяющие, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при предъявлении этих бумаг. Ценные бумаги подразделяются: по степени связи с владельцем — на именные (указывается имя владельца, ведётся реестр), на предъявителя (не требуется регистрация) и ордерные (передаваемые по распоряжению владельца); по финансовым отношениям – на долговые (облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и т. д.) и долевые (акции, опционы); по сроку обращения – на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), бессрочные, долгосрочные (св. 5 лет) и со сроком до предъявления. По видам эмитентов ценные бумаги делятся на государственные, муниципальные, корпоративные, физических лиц (векселя, чеки) и иностранных эмитентов (депозитарные расписки), банковские (депозитные и сберегательные сертификаты) и небанковские.  См.: Кузнецов Б. Т. Рынок ценных бумаг. М., 2011; Алиев А. Р. Рынок ценных бумаг в России. М., 2012; Газалиев М. М. Рынок ценных бумаг. М., 2015; Михнов Д. Успешный трейдинг на фондовом рынке: от нуля до первого миллиона. 2-е изд. М., 2016.

[3] Запрещено продавать мертвечину, свинину, алкоголь и др.

[4] Гарар (неопределенность) — это такая форма сделки, при которой одна из составляющих не имеет определенности (цена, продаваемый товар, сроки оплаты или поставки, возможность произвести поставку либо принять ее). См., например, Кальʻаджи М. Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 330. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не покупайте [до улова] рыбу в море, потому что в такой сделке есть неопределенность». См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: ар-Рисаля, 1998. Т. 6. С. 197, хадис № 3676.

[5] Джахаля (неизвестность) ‒ это незнание о характеристиках чего-либо. См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений – М.: Издательство «Исламская книга», 2017 г. ‒ 920 с. С. 898.

[6] См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 21.

[7] Облигация — ценная бумага на предъявителя, выпущенная акционерным обществом или государством; дает право на получение установленного заранее годового дохода в виде процента к своей номинальной стоимости, чем отличается от акции, доход от которой меняется в зависимости от доходности предприятия. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2007. С. 576.

[8] Вексель — вид ценной бумаги, безусловный и бесспорный долговой документ (денежное обязательство) строго установленной законом формы; вексель предоставляет право одному лицу (векселедержателю) требовать от лица, обязанного по векселю, уплаты определенной, указанной в векселе, суммы денег в определенный срок в определенном месте. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Современный литератор, 2007. С. 167.

[9] Депозитарий — юридическое или физическое лицо, которому вверен на хранение вклад (депозит). В качестве депозитария выступают прежде всего банки, уполномоченные государством принимать суммы в пользу казначейства или же для собственных операций. См.: Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки / авт.-сост. П.А. Кошель; под общ. ред. В.Л. Малькевича. – М.: О-во сохранения лит. наследия, 2012. – 344 с.: ил. 5.

[10] См.: Макеев А., Евсюков С. Рынок ценных бумаг. Учебник. Изд.: Дашков и К, 2016. С. 22–65.

[11] Взаимное пари на скачках и бегах называется игрой в тотализатор. См.: Ф. Брокгауз, И. Ефрон, Энциклопедический словарь. Изд. Издательское дело. С. Петербург 1901 г. Т. 66. С. 657.

[12] Аль-мейсир (араб. مَيْسِر — быть лёгким, легкодоступным) — азартные игры «аль-кымар» (القِمَار).

[13] ʻАбдуллах Ибн ʻАббас (ум. в 68/687) — известный сподвижник пророка Мухаммада, мусульманский ученый и правовед. Ибн ʻАббас — дядя пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Родился в Мекке приблизительно за три года до хиджры. См.: А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь Издательство: Ансар, 2007. С. 11.

[14] См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 1998. Т. 3. С. 160.

[15] Международная академия исламского правоведения (фикха) — международный исламский институт углубленного изучения фикха, базирующийся в Джидде, Саудовская Аравия. Он был основан в соответствии с резолюцией Третьей исламской конференции Организации исламской конференции, которая в 2011 году была переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС). Международная академия исламская правоведения (фикха) была создана в июне 1983 года.  В нее входят 57 государств-членов и представителей.

[16] См.: Международная академия исламского правоведения (фикха): [сайт]. URL:  https://www.iifa-aifi.org/ar (дата обращения: 20.12.2022) Постановление № 63 (1/7); Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) — фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. — М.: Ладомир, 2003. С. 139-144.

[17] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 401, хадис № 1298; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 367, хадисы № 3380, «сахих» и № 3381, «сахих».

[18] См.: Международная академия исламского правоведения (фикха): [сайт]. URL:  https://www.iifa-aifi.org/ar (дата обращения: 20.12.2022). Постановление № 63 (1/7); Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) ‒ фетвы / Пер. с араб. М. Ф. Муртазина. С. 139-144.

[19] См.: Аль-ʻИмрани А. Истисмар ва мутаджара фи асхум шарикят мухталита [Инвестиции и торговля акциями смешанных компаний]. Рияд: Кунуз Ишбилия, 2006. С. 7, 8.

[20] См.: Аз-Зухайли М. Аль-каваʻид аль-фикхия ва татбикатуха фи аль-мазахиб аль-арбаʻа [Правила фикха и их применение в четырех школах фикха]. Дамаск: аль-Фикр, 2006. Т. 1. С. 325.

На араб. яз. ‒ لِلْأَكْثَرِ حُكْمُ الكُلِّ

[21] Подробнее см., например: Абу Зайд А. Кыраатун фикхиятун накадиятун лиль маʻайир аш-шарʻия фи аль-махталят халялян ва хараман [Юридическое прочтение с критическим анализом шариатских стандартов о смешанном [имуществе] в вопросах халяля и харама] // [Электронный ресур]. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/93404/ (дата обращения: 20.12.2022); Хайсам Абдус-салям Мухаммад. Масаиль ас-сулюс фи аль-фикх аль-ислямий [Вопросы касающиеся 1/3 в фикхе] // [Электронный ресур]. URL: https://iasj.net/iasj/download/66903955422dc4fe (дата обращения: 20.12.2022).

[22] Хадис про завещание, в котором сообщается, что отец ʻАмира ибн Саʻда заболел. Пророк пришел навестить его. Отец ʻАмира спросил Пророка о том, может ли он завещать в качестве благотворительности 2/3 своего имущества, ведь у него осталась одна единственная дочь. Пророк запретил ему. На что он попросил разрешения завещать половину своего имущества. И это Пророк запретил. Затем попросил разрешение завещать 1/3 своего имущества. Пророк разрешил, но посчитал, что и это много, сказав: «Треть, но и трети будет много, ведь лучше тебе оставить своих наследников состоятельными, чем нуждающимися и вынужденными просить у людей». См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Дамаск: Ибн Кясир, 1993. Т. 5. С. 2343, хадис № 6012. По мнению мусульманских ученых слова Пророка: «Треть, но и трети будет много» являются критерием того, что считать значительным.

[23] Банк «Раджихи» придерживается принципов шариата во всех своих банковских операциях. Для надзора и контроля за всеми банковскими операциями был создан единый совет шариатских ученых, который был утвержден генеральным советом. См.: [Электронный ресурс] URL:  https://www.alrajhibank.com.sa/en/About-alrajhi-bank/Shariah-Group (дата обращения: 20.12.2022).

[24] См.: Решения Шариатского комитета банка «Раджихи». Рияд: Кунуз Ишбилия, 2010. Т. 1. С. 105. [Электронный ресурс] URL: https://www.alrajhibank.com.sa/-/media/Project/AlrajhiPWS/Shared/Home/about-alrajhi-bank/Sharia/1.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

[25] Организация AAOIFI является ведущей международной некоммерческой организацией, ответственной, в первую очередь, за разработку и выпуск стандартов для мировой индустрии исламских финансов. Создана в 1991 году, базируется в Бахрейне. Среди ее наиболее значительных достижений на сегодняшний день является выпуск 94 стандартов в области шариата, бухгалтерского учета, аудита, корпоративной этики и управления. Стандарты AAOIFI приняты как на обязательной основе, так и в качестве руководящих принципов для центральных банков и регулятивных органов в ряде стран мира. AAOIFI имеет поддержку среди учреждений стран-членов организации, к числу которых относятся центральные банки и регулятивные органы, финансовые учреждения, бухгалтерские и аудиторские фирмы, а также юридические фирмы в более чем 45-ти странах мира. Ее стандартам в настоящее время следуют ведущие исламские финансовые институты по всему миру, целью которых является достижение прогрессивного уровня гармонизации практики международных исламских финансов.

[26] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С. 384, 391.

[27] См.: Главное ведомство по фетвам Иорданского Хашимитского Королевства: [сайт]. URL: aliftaa.jo (дата обращения: 20.12.2022). Решение № 271 от 2019 г.

[28] См.: Европейский совет по фетвам и исследованиям: [сайт]. URL: e-cfr.org (дата обращения: 20.12.2022). Постановление № 49 (4/12).

[29] См.: Ассамблея мусульманских юристов Северной Америки: [сайт]. URL: AMJA Online (дата обращения: 20.12.2022).

[30] См.: Сюкияйнен Л. Р. Общие принципы фикха как юридическое выражение этических ценностей ислама. См.: [Электронный ресурс] URL: sukiy.pdf (iphras.ru) (дата обращения: 20.12.2022).

На араб. яз. ‒ الحَاجَةُ العَامَّةُ تَنْزِلُ مَنْزِلَةَ الضَّرُورَةِ الخَّاصَةِ

[31] См.: Аль-Джувейни М. Бурхан фи усуль аль-фикх [Доказательство основ теории и методологии фикха]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмия, 1998. Т. 2 С. 82.

[32] См.: Аз-Зухайли М. Аль-каваʻид аль-фикхия ва татбикатуха фи аль-мазахиб аль-арбаʻа. Т. 1 С. 558. На араб. яз. ‒ مَا لَا يُمْكِنُ الاحْتِرَازُ عَنْهُ فَهُوَ مَعْفُوٌ عَنْهُ

[33] См.: Аш-Шатыби М. Мувафакат [Одобрения]. Каир: Ибн Аффан, 1997. Т. 3 С. 192. На араб. яз. ‒ عُمُومُ البَلْوَى

[34] См.: там же. На араб. яз. ‒ رَفْعُ الحَرَجِ

[35] Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон / Централиз. Религиозная орг-ция Духовное упр-е мусульман РФ, Санкт-Петербургский гос. ун-т; Моск. Ислам. Ин-т; Равиль Гайнутдин; под общ. Ред. Д. В. Мухетдинова. – Москва: ООО «Издательский дом «Медина»», 2020. – 848 с. С. 696.

[36] См.: ʻУмрани А. Истисмар ва мутаджара фи асхум шарикят мухталита. С. 19.

На араб. яз. ‒ اخْتِلُاطُ الْجُزْءِ المُحَرَّمِ بِالكَثِيرِ المُبَاحِ لَا يَصِيرُ المَجْمُوعُ حَرَامًا

[37] Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С. 382.

[38] Подробнее см.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. В 2 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. С. 687, хадис № 1.

[39] См., например, Islamicly: [сайт]. URL: https://www.islamicly.com/ и др.

[40] ТРЕЙДЕР — 1) работник брокерской фирмы, непосредственно участвующий в биржевой торговле, исполняющий заказы на куплю-продажу ценных бумаг; 2) любое юридическое или физическое лицо, обладающее правом заключать сделки на бирже; 3) торговец. См.: Термины рыночной экономики: Современный словарь-справочник делового человека / JI. Е. Намятова. 4-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 198 с.

[41] Шовхалов Ш.А. считает, что сегодня существует две самые известные методики скрининга акций в мире. Первая методика разработана Организацией по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений, другая методика разработана в Малайзии Советом по вопросам Шариата Комиссии по ценным бумагам Малайзии. В своей статье он подробно анализирует эти методики на примере российских компаний. Подробнее см.: Шовхалов Ш.А., Абдулмуслимов М.Р. Регулирование инвестиционных операций в исламском праве. URL: https://drive.google.com/file/d/166eCyfmwBnVl798BsfTOex-OnfyQ6zJx/view?usp=sharing (дата обращения: 20.12.2022).

[42] Для расчета рекомендуем использовать формулы, предложенные в статье Шовхалова Ш.А., Абдулмуслимова М.Р. Регулирование инвестиционных операций в исламском праве. URL: https://drive.google.com/file/d/166eCyfmwBnVl798BsfTOex-OnfyQ6zJx/view?usp=sharing (дата обращения: 20.12.2022).

[43] См.: Маджалла маджмаʻа фикх ислямий [Журнал Международной академии исламского правоведения (фикха)]. Ливия: Джамиʻа даʻва ислямия, 1995, № 9. Т. 2 С. 5.

[44] Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Королевства Саудовской Аравии — исламская организация, основанная королем, выдающая решения по исламскому праву (фикху) и подготавливающая исследовательский материал для Совета верховных муфтиев, который консультирует короля в религиозных вопросах.

[45] См.: Фатава аль-ладжна ад-даима [Фетвы Постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам]. Рияд: аль-Муʻаид, 2003. Т. 14. С. 354.

[46] См.: Дом фетв Ливии: [сайт]. URL: ifta.ly (дата обращения: 20.12.2022). Фетва № 543 от 10.11.2013 г.

[47] См.: Аль-Кардаги А. Ахкям асхум ва анваʻуха фи дауʼи каваʻид фикхия [Шариатская оценка акций и их разновидностей через призму правил фикха] Доха: аль-Банин, 1993. С. 382.

На араб. яз. ‒ إذَا اجْتَمَعَ الْحَلَالُ وَالْحَرَامُ غَلَبَ الْحَرَامُ

[48] СПОТ — 1) сделка за наличный расчет; 2) стандартное условие исполнения сделок на наличные товары или финансовые инструменты, предполагающее немедленную оплату с минимально возможным сроком поставки. Условие спот при сделках на международном валютном рынке, как правило, предполагает расчеты на второй день после даты заключения сделки. Для сделок с акциями компаний, осуществляемых в Российской торговой системе, сделки на условии спот предполагают завершение взаиморасчетов в течение трех дней. См.: Словарь финансово-экономических терминов /А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 1168 с. С. 588.

[49] Длинная позиция — это покупка акции, облигации или другой ценной бумаги с расчетом на то, что со временем она вырастет в цене. В среде трейдеров длинную позицию также называют термином «лонг». См.: [Электронный ресурс] URL: https://ffin.ua/ru/blog/faq/investytsii/post/shcho-take-lonh (дата обращения: 22.12.2022).

[50] Ставку на понижение стоимости активов называют шортом (от англ. Short – “короткий”) (она же —непокрытая продажа, короткая позиция на бирже). Торгуя в шорт, трейдер зарабатывает при снижении рынка и теряет деньги при его росте. Другими словами, цель шорта ― продать акции подороже, а затем выкупить их, когда стоимость снизится. См.: [Электронный ресурс] URL:  https://ffin.ua/ru/blog/faq/investytsii/post/chto-takoe-short (дата обращения: 22.12.2022)

[51] Вопрос. Допустимо ли совершать короткие продажи на фондовой бирже? Ответ. Целью коротких продаж на фондовой бирже является получение прибыли от разницы в цене, продавая акции по высокой стоимости и покупая их снова, когда их стоимость падает <…> С точки зрения исламского права (фикха), операции с короткой продажей не допускаются. См.: Управление по делам религии Турции: [сайт]. URL: diyanet.gov.tr (дата обращения: 22.12.2022).

[52] См.: Ассоциации мусульманских ученых Сирии: [сайт]. URL: islamsyria.com (дата обращения: 22.12.2022).

[53] Брокер — посредник в заключении сделки между покупателем и продавцом товаров, валют, ценных бумаг и других ценностей на товарных и фондовых биржах, валютных, страховых и фрахтовых рынках. Выступает и действует по поручению и за счет клиентов, получая за посредничество, или определенный процент от стоимости проданного товара, или определенную плату. Существенная часть посреднических операций осуществляется крупными брокерскими фирмами, которые тесно связаны с банками. См.: Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки / авт.-сост. П.А. Кошель; под общ. ред. В.Л. Малькевича. – М.: О-во сохранения лит. наследия, 2012. – 344 с.: ил. 5. С. 28.

[54] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С. 384, 391.

[55] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Каир: аль-Хадис, 1999. Т. 3. С. 346, хадис № 1232.

[56] Фьючерс — контракт фьючерсный — контракт, обязывающий его владельца принять и оплатить по фиксированной цене поставку строго определенного количества товара установленного вида с минимально допустимыми отклонениями, поставляемого на определенных условиях оплаты накладных или транспортных расходов в оговоренный момент времени в будущем. Такой контракт может продаваться и покупаться как ценная бумага. Объектом фьючерсных контрактов, помимо товаров, могут быть валюты, финансовые инструменты, индексы акций и т. д. См.: Словарь финансово-экономических терминов /А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 1168 с. С. 268.

[57] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С. 368, 392.

[58] Салям — это договор купли-продажи, при котором полная стоимость актива оплачивается заранее, а доставка предмета откладывается на будущую дату. При этом актив на момент заключения договора не должен быть ни в собственности, ни во владении продавца. Стоимость актива оплачивается в наличных деньгах, в то время как сам актив будет доставлен в будущем. См.: Десаи И. Краткое руководство по исламским финансам: монография / И. Десаи; пер. с англ. под ред. Ш. А. Шовхалова. – 2021. – 72 с.

[59] См.: Асад Джума А. Аль-Маʻаир аль-ислямия [Исламские стандарты] Стамбул: аль-Фатих, [б.г.]. С. 317.

[60] Кредитное плечо — это брокерская услуга, которая представляет собой заем в виде денежных средств или ценных бумаг, предоставляемых трейдеру для обеспечения сделки. Кредитное плечо дает клиенту банка или брокерской конторы право заключать сделки с маржей, во много раз превышающей объемы страхового депозита, внесенного на специально открытый для торговли маржинальный счет. Как правило, величина кредитного рычага на валютном рынке колеблется от 10 до 100. Чем крупнее финансовая организация, тем меньше, как правило, размер плеча и наоборот — самые маленькие брокерские конторы порой предоставляют своим клиентам право торговать с плечом 100, а иногда и больше. Но такая торговля скорее напоминает казино, нежели размеренную стратегическую работу. См.: Малая энциклопедия трейдера / Эрик Найман. — 11-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 456 с. С. 29.

[61] Маржинальная торговля ‒ это режим торговли на бирже, при котором можно совершать операции с ценными бумагами и валютой, даже если нет достаточной суммы для покупки активов. См.: [Электронный ресурс] URL:  https://www.tinkoff.ru/invest/help/educate/high-risk/about/margin-trade/ (дата обращения: 22.12.2022)

[62] Московская биржа — крупнейший российский биржевой холдинг, является организатором торгов акциями, облигациями, производными инструментами, валютой, инструментами денежного рынка, углеродными единицами, драгоценными металлами, зерном и сахаром. Основана в 1992 году (первоначальное наименование — Московская межбанковская валютная биржа, ММВБ), в 2011 году преобразована в ОАО “Московская биржа ММВБ-РТС” в результате присоединения к ММВБ биржи РТС (Российской торговой системы), открытой в 1995 году.

[63] СПБ Биржа (до 2 июля 2021 года – «Санкт-Петербургская биржа») — российская биржа. Основана в 1997 году.

[64] См.: Блокировка иностранных акций: объясняем, что случилось. [Электронный ресурс] URL: https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/Tinkoff_Investments/49ba1cdf-16fa-41cd-9727-594a406ed8d3/ (дата обращения: 21.12.2022)

[65] Ибн Кайим аль-Джаузия. Зад аль-ма‘ад фи хадйи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. Бейрут: ар-Рисаля, 1998. Т. 4. С. 269.

[66] См.: Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/docs/47148/ (дата обращения: 21.12.2022)

[67] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410. Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.

[68] См.: Международная академия исламского правоведения (фикха). Постановление № 28 (3/4) [Электронный ресур]: URL: https://iifa-aifi.org/en/32294.html (дата обращения: 28.02.2023)

[69] При условии достижения уровня нисаба.

[70] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С. 590.

[71] См.: Международная академия исламского правоведения (фикха). Постановление № 28 (3/4) [Электронный ресур]: URL: https://iifa-aifi.org/en/32294.html (дата обращения: 28.02.2023)

[72] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С. 596, Международная академия исламского правоведения (фикха). Постановление № 28 (3/4) [Электронный ресур]: URL: https://iifa-aifi.org/en/32294.html (дата обращения: 28.02.2023)

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить