БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/23 ПРАВО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

  • 2 месяца назад
  • 1

Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего

 

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/23

 ПРАВО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ[1] ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ[2]

 

             Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (ДУМ РФ) в ходе очного заседания, состоявшегося 6-го числа месяца Джумад-уль-ахир 1445 года по лунному календарю, что соответствует 19-му декабря 2023 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» (ул. Ленинская слобода, д. 9),

постановил:

  1. Родителям в случае развода следует приложить все усилия и прийти к мировому соглашению в вопросах ухода за общими детьми и определения их места жительства. Главным ориентиром в этом вопросе является благополучие ребенка. В случае невозможности достичь компромисса родителям следует обратиться к местному кадыю (или лицу, представляющему его в данной местности). Это позволит избежать ошибок и принять правильное, объективное решение.
  2. Правом ухода за несовершеннолетними[3] обладают лишь те, кто соответствует следующим требованиям: является мусульманином/-кой, совершеннолетним, в здравом уме, надежным и порядочным, дееспособным, имеющим возможности ухода за подопечным, не имеет заболеваний, которые могут привести к причинению вреда здоровью ребенка, а также приходится близким родственником ребенку, если это совершеннолетняя девочка с точки зрения Ислама.
  3. Право ухода за детьми, не достигшими 7 лет, принадлежит матери. Даже в случае ее бракосочетания с другим человеком, это право остается за ней, если с этим согласен отец ребенка и ее нынешний муж, а также если обременение новыми обязательствами не повлияет негативно на качество ухода за ребенком. В противном случае право ухода переходит другому лицу (см. п. 4.).
  4. После матери право ухода за детьми принадлежит женщинам из числа ее близких родственников по материнской и отцовской линиям: бабушке по матери, бабушке по отцу, сестре, тете и т. д. (см. порядок приоритетности данного права в приложении к фетве). В данном случае предпочтение отдается тем из них, кто способен обеспечить ребёнку наилучшие условия, в первую очередь, проживания и воспитания.
  5. Если нет женщин по материнской и отцовской линиям родства или они не соответствуют требованиям, предъявляемым п. 2, то право ухода переходит к мужчинам из числа близких родственников ребенка. В первую очередь ‒ к отцу, затем к деду, брату, племяннику, дяде и т. д., при условии, что они также соответствуют вышеупомянутым требованиям и занятость делами не отвлекает их от того, чтобы уделять подопечному (-ой) должное внимание и заботу.
  6. Право ухода за детьми, достигшими возраста 7 лет, регулируется местным кадыем в частном порядке, с учетом всех обстоятельств и особенностей семьи.
  7. Если матери присуждено право ухода за ребенком (особенно в период до 7 лет), то отцу не разрешается переезжать с ним на новое место жительства (в другой город, страну). Если она переехала на новое место жительства, то больше прав ухода за ребенком будет иметь отец.
  8. Запрещается отправляться с подопечным(-ой) в поездки, которые угрожают его/ее безопасности и благополучию.
  9. Запрещается кому-либо препятствовать общению и времяпрепровождению ребенка с его родителями и родственниками, если только это не оказывает негативное влияние на его воспитание и благополучие.
  10. Отцу ребенка принадлежит право принимать решения по всем важным вопросам, касающимся его детей. Если, конечно, они не противоречат нормам Ислама. Отец является опекуном (валий) и попечителем для своих детей, независимо от того, принадлежит ему право ухода или нет. Он обязан заботиться об их безопасности, благополучии и нравственном воспитании. На нем лежит ответственность за материальное обеспечение детей, в соответствии с их потребностями и его финансовыми возможностями. Отец должен содержать сына до тех пор, пока тот не будет в состоянии обеспечивать себя сам, а дочь ‒ до тех пор, пока она не выйдет замуж (или пока не станет самодостаточной).

Рекомендовал:

  1. По всем вопросам, касающимся права ухода за детьми и определения их места жительства, обращаться нужно к кадыю и опытному юристу-мусульманину.
  2. Родителям после развода заключить соглашение о месте проживания их общего ребенка и порядке ухода за ним в соответствии с нормами мусульманского права. После этого оформить документ как того требует российское законодательство.

 

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении 1 к богословскому заключению № 3/23.

С образцом соглашения об определении места жительства ребенка и осуществлении родительских прав можно ознакомиться в Приложении 2 к богословскому заключению № 3/23

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к богословскому заключению № 3/23

 

ПРАВО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

Актуальность исследования.

Семья – это ячейка общества, его здоровье и благополучие напрямую зависит от состояния каждой отдельно взятой семьи. Ислам поощряет заключение брака с целью создания здоровой полноценной семьи, поскольку это приносит огромную пользу как для индивида, так и для общества в целом. Несмотря на это, к сожалению, значительная часть браков распадается по разным причинам[4]. Благо, если супруги расходятся мирно, не оскорбляя и не ущемляя права друг друга. Когда извлекают из сложившейся ситуации жизненный опыт, который поможет в дальнейшем избежать ошибок. Но не редки случаи, когда конфликт между супругами длится продолжительное время и каждый старается отомстить другому. Удобным «инструментом» для манипуляций становятся общие дети, которых каждый пытается перетянуть на свою сторону и настроить против бывшего супруга/супруги. Наблюдая за такими людьми, замечаешь, что, препятствуя общению отца со своими детьми или забирая ребенка у матери, бывшие супруги хотят выплеснуть свой негатив по отношению друг к другу. Возможно, они даже не осознают, какой вред наносят себе, своим детям и всему обществу.

Ребенок все еще видит в них своих родителей, не перестает их любить, даже если они не живут вместе. Он все так же нуждается в общении с мамой и папой, нуждается в их заботе и тепле, хочет быть счастливым, как другие дети, из полных семей. Однако, к сожалению, некоторые родители вовлекают детей в свои интриги, что серьезно влияет на их психологическое и эмоциональное состояние. Весьма часто малыши, которые только начали познавать окружающий мир, оказываются в эпицентре конфликтов родителей, соответственно, они узнают этот мир враждебным и несправедливым. Все это негативно сказывается на здоровье и благополучии общества.

Для предотвращения подобного поведения родителей нужно уделять должное внимание прежде всего воспитанию детей в семье – выросшие на истинных ценностях, они станут более ответственными взрослыми. Следует регулярно проводить мероприятия, направленные на максимальную вовлечённость родителей в вопросы воспитания детей, привлекающие внимание общественности и создающие положительный эмоциональный настрой.

В данном исследовании мы постараемся раскрыть, как решается вопрос об уходе за детьми согласно нормам Ислама. В частности, кто обладает большим правом ухода за детьми в случае развода родителей; какие требования предъявляются к лицам, осуществляющим уход, и каковы их обязанности; какие решения выносят по данному вопросу международные академии фикха и комитеты по фетвам и т. д.

Ответы на эти и другие вопросы подробно рассматриваются в книгах по фикху. Целью настоящей работы является разъяснение религиозных норм, касающихся ухода за детьми после развода родителей.

 

Право ухода за детьми после развода родителей в свете действующего законодательства РФ

В соответствии с п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ, вопрос права на ребенка при разводе родителей и его места жительства разрешается соглашением родителей. При отсутствии соглашения о том, с кем остается ребенок после развода родителей, спор разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Суд должен учитывать мнение ребенка: до исполнения 10 лет — это правило рекомендательное, после достижения 10 лет — обязательно выяснение мнения ребенка, например, о том, с кем из родителей он желает жить. При опросе ребенка в судебном заседании должен присутствовать член комиссии из органов опеки и попечительства[5]. Ребенку задаются вопросы, которые имеют несложный характер. Кого он больше любит? С кем бы хотел остаться жить и почему?

Если один из родителей находится в более сложном как имущественном, так и материальном положении, но в то же время ребенок сильно к нему привязан, то судебные органы при вынесении решения будут больше принимать в расчёт его привязанность, нежели то, сколько у супруга частной собственности, а также какими денежными средствами он обладает. Нельзя забывать при решении данного вопроса о том, что один из родителей будет ежемесячно выплачивать алименты. Размер алиментов составляет ¼ от официального дохода на одного ребенка, ⅔ дохода на двух детей и ½ дохода на трех или более детей.

Если ребенок грудной, то суд, как показывает практика, чаще всего оставляет его с матерью. Поскольку в столь малом возрасте ребенку требуется много материнской заботы, а мужчины больше времени проводят на работе. Существует определенная преюдиция[6], в условиях которой дети в возрасте до 3 лет почти всегда остаются с матерью. Только существенные причины могут повлиять на судебное решение оставить ребенка с отцом, а именно:

  1. Хроническая стадия алкоголизма;
  2. Непотребный образ жизни (например, занятие проституцией в совокупности с бытовым пьянством и приглашением различных посторонних лиц в дом, где проживают дети);
  3. Наличие тяжелых психических заболеваний;
  4. Непристойное поведение, связанное с систематическим избиением ребенка легкой степени, а также наличием у него признаков голодания[7];
  5. Иные существенные причины, которые суд посчитает заслуживающими учета.

Мы видим, что действующее законодательство в основе своей нацелено на защиту прав детей и родителей и в определенных случаях является необходимым рычагом воздействия на тех супругов, которые переходят дозволенные рамки. Однако у мусульман могут возникать сложности, связанные с желанием соблюсти в правовом поле правила своей религии и одновременно не нарушить требования российского права. Например, возникают вопросы с предоставлением права ухода за детьми из мусульманских семей немусульманину, или вопросы проживания несовершеннолетних отдельно от обоих родителей.

Положения настоящей фетвы не подменяют собой нормы семейного законодательства Российской Федерации. Они разработаны с учетом судебной практики и опыта внесудебной медиации, проводимой имамами и кадыями на территории России. Применение положений фетвы в практике работы имамов, кадыев, рядовыми мусульманами подразумевает добровольность инициации процедуры разрешения семейного спора по нормам ислама и исполнения итогового решения. Обращение российских мусульман к разрешению семейных споров посредством норм ислама, в том числе настоящей фетвы, не лишает их способов защиты семейных прав, предусмотренных российским законодательством.

 

Право ухода за детьми согласно нормам Ислама в свете четырех мазхабов

Вопрос ухода за детьми после развода родителей подробно рассмотрен в классических книгах по фикху в разделе «Хадана», о которой пойдет речь ниже. Всевышний Аллах в Коране определил нормы расторжения брака, обозначил все нюансы, касающиеся расторжения брака. В том числе в вопросах ухода за детьми после развода родителей[8]. Кроме того, в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть этому дополнительное разъяснение.

Сложность при принятии решения заключается в том, что мнения ученых в этом вопросе разнятся. Особенно это видно в последовательности наделения правом ухода за детьми родственников, в частности, после бабушки по материнской линии. Также следует знать, что у каждой школы фикха (мазхаба) есть свое видение того, кому переходит право ухода за детьми после достижения ими 7 лет. Безусловно, основным критерием при определении этого права у ученых-богослов является благополучие и польза для подопечного(-ой).

 Определение «хадана»

«Хадана» (араб. ‒ حَضَانَةٌ)это забота, воспитание и создание необходимых благоприятных условий жизни для несовершеннолетних, а также для подобной им категории людей, которые не способны позаботиться о себе[9]. Сюда также относится и определение их места жительства. То есть, тот, кому принадлежит право ухода за несовершеннолетним, имеет право совместного проживания с ним.

В фетве пойдет речь лишь о «хадана», то есть о праве ухода за ребенком и определении его места жительства, а не об опеке (виляя, араб. ‒ وِلَايَةٌ). Опека – это защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних мусульман. Это право отца ребенка. У него есть полномочия выносить решения за подопечных даже без их согласия[10]. Опека (виляя) ‒ более емкое понятие, нежели уход за несовершеннолетним (хадана). В обязанности опекуна (валий) входит защита, воспитание, обучение и материальное обеспечение подопечного, а также право выдать замуж, если подопечный ‒ девушка. Эти права и обязанности принадлежат опекуну, даже если дети живут под присмотром их матери или другого родственника.

Шариатское положение об уходе за детьми (хадана)

По единогласному мнению всех четырех мазхабов[11], уход за детьми (хадана) в исламе является обязанностью родителей, их близких родственников, а в случае отсутствия таковых – всей мусульманской общины. Лицам, осуществляющим уход за ребенком, следует заботиться о нем и оберегать от всего того, что может причинить ему вред. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Предостаточно человеку греха задерживать пищу для тех, кто находится на его попечении»[12]. Данный хадис богословы-правоведы приводят в доказательство обязательности ухода за ребенком в исламе.

Условия, которым должны отвечать лица, осуществляющие уход за ребенком (хадана)

Как уже было сказано, целью ухода за детьми (хадана) в исламе является забота о них, воспитание и защита от всего того, что может причинить им вред. Для этого лица, осуществляющие уход, должны обладать определенными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым к ним. При несоблюдении хотя бы одного из этих требований человек лишается права ухода, даже если он приходится подопечному(-ой) близким родственником. Перечислим эти условия[13]. Он должен быть:

  1. Мусульманином[14];
  2. Совершеннолетним и психически здоровым (то есть не слабоумным)[15];
  3. Надежным и порядочным человеком[16];
  4. Не иметь заболеваний, которые могут привести к причинению вреда здоровью ребенка;
  5. Дееспособным, имеющим возможности ухода за подопечным[17];
  6. Близким родственником[18] подопечной, если это совершеннолетняя девочка[19].

Многие богословы-правоведы в своих трудах подчёркивают, что женщина при уходе за ребёнком не должна состоять в браке с тем, кто не является ему родственником[20]. Это обстоятельство принимается во внимание в том случае, если мужчина не согласен, чтобы ребенок жены от предыдущего брака проживал с ними, а также когда отец ребенка или другой близкий ему родственник претендуют на право ухода за несовершеннолетним. Основанием для такого мнения служит хадис, в котором сообщается, что женщина обратилась к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует): «О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было сосудом для моего сына, моя грудь была для него питьем, а мое лоно — его колыбелью, но теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!». И посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал ей: «Ты имеешь на него больше прав до тех пор, пока не выйдешь замуж»[21].

Исследование суждений и аргументация представителей четырех мазхабов о праве ухода за детьми (хадана)

Богословы-правоведы условно делят время ухода за несовершеннолетним на 2 периода:

  1. От рождения до 7 лет[22];
  2. От 7 лет до совершеннолетия[23].

Причина такого разделения состоит в том, что развитие детей и их потребностей существенно различаются до и после достижения 7 лет. Поэтому учитываются возраст и требования, соответствующие развитию ребенка.

 Уход за ребенком до 7 лет

Богословы-правоведы единогласны в том, что преимущественным правом ухода за ребенком в случае развода родителей обладает мать ребенка, если она отвечает всем вышеупомянутым условиям. Основывается это мнение ученых на приведённый выше хадис[24]. Богословы-правоведы полагают, что мать имеет больше прав на уход за ребенком, чем кто-либо другой, так как она больше и лучше понимает, как воспитывать ребенка в этом возрасте. Следовательно, правом ухода за детьми в раннем возрасте, как мальчика, так и девочки, обладает мать[25]. Затем, после матери[26], по мнению большинства богословов-правоведов, это право переходит к бабушке по матери, затем к бабушке по отцу[27]. Однако о том, кому переходит это право после этого, у богословов-правоведов существуют разные мнения[28].  Как правило, единогласие среди них наблюдается в определении последовательности права ухода за детьми между ближайшими родственниками. Однако, чем дальше родство, тем больше подход к очерёдности отличается. Связано это с тем, что в каждом мазхабе веками закреплялось свое видение того, кто ближе по родству к подопечному и чье участие принесет ему больше пользы[29].

Предпочтение в первую очередь отдается женщинам из числа близких родственников. Причина этого заключается в том, что забота и опека зиждется на сострадании и уходе за ребенком, что более характерно для них[30]. Также стоит отметить, что, рассматривая вопрос о том, какая из бабушек будет иметь больше прав на уход за ребенком, богословы-правоведы отдают предпочтение бабушке по материнской линии. Объясняют они это тем, что когда Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) предоставил матери право ухода за ребенком и выбрал ее вместо отца, то ее родственники имели первостепенное право на уход, нежели родственники ее бывшего мужа. Другие ученые считают, что основная причина, по которой Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) передал матери право заботиться о маленьком ребенке, заключается в том, что она женщина и в её уходе ребёнок до 7 лет нуждается больше. Однако в дальнейшем, при переходе этого права, отцу отдается предпочтение над другими родственниками. И, в соответствии с этим мнением, женщины по отцовской линии будут иметь больше прав на уход, чем женщины по материнской линии.

Обсуждение мнений

Что касается права матери на уход за ребенком, не достигшим возраста 7 лет, здесь практически нет разногласий. Однако когда дело касается прочих родственников и выбора одного из них, ученые руководствуются двумя основными критериями. Первый — близость родства между лицом, осуществляющим уход, и подопечным (-ой). Поэтому право на уход за ребенком передается тому, кто считается ближе по родству, поскольку именно на ближайших родственников ложится обязанность заботы о подопечном. Второй — польза для подопечного. Согласно этому, ученые каждой правовой школы отдают предпочтение тому из близких родственников, который, по их мнению, является более заботливым и сострадательным.

Уход за ребенком после 7 лет

В отношении права ухода за ребенком после 7 лет решение может различаться в зависимости от его пола.

Если подопечный ‒ мальчик, то у ученых существуют три мнения:

  1. Ханафиты считают, что это право принадлежит отцу[31];
  2. Маликиты считают, что это право сохраняется за матерью, пока ребенок не достигнет совершеннолетия[32];
  3. Шафииты и ханбалиты говорят, что кадый либо тот, кто его замещает, предоставляет ему право выбора, с кем из родителей он хочет жить[33].

Если же подопечный ‒ девочка, то:

  1. Ханафиты считают, что после совершеннолетия это право переходит отцу[34].
  2. Маликиты говорят, что это право остается у матери до тех пор, пока она не выйдет замуж[35].
  3. Шафииты утверждают, что после 7 лет девочке, как и мальчику, должен быть предоставлен выбор, и она сама решит, с кем из родителей будет жить[36].
  4. Ханбалиты считают, что после 7 лет это право переходит к отцу до тех пор, пока она не выйдет замуж[37].

Обсуждение мнений

В вопросе права ухода за ребенком после 7 лет также отсутствует ясное и однозначное доказательство, указывающее в пользу одного из родителей или родственников. Некоторые ученые считают, что ребенок после 7 лет сам выбирает с кем он будет жить[38]. Доводом для этого является хадис от Абу Хурайры, в котором сообщается следующее: «К Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) пришла женщина и сказала: “Мой муж хочет уйти с моим сыном, а он приносил для меня воду из колодца бану ‘инаба и был полезен для меня”. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Это твой отец, а это твоя мать. Возьми за руку того, кого предпочитаешь”. Он взял за руку свою мать, и она ушла с ним»[39]. Кроме того, подобное решение в свое время выносили ʻУмар, ʻАли и Шурайх, и никто из сподвижников не возражал против этого.

Другие ученые не согласны с таким суждением и считают, что мнение ребенка в 7 лет не может считаться весомым, а выбор, предложенный Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует), является единичным примером, в котором нет однозначного указания на то, что это распространяется на все аналогичные случаи. К тому же в хадисе нет информации о точном возрасте ребенка. Кроме того, ребенок в 7 лет еще не понимает, в чем для него больше пользы, и может руководствоваться прихотью при выборе одного из родителей, может выбрать не того, кто будет обучать его и воспитывать должным образом, а того, кто его избалует.

Поэтому многие ученые отдают предпочтение одному из родителей ребенка, исходя из предполагаемой пользы. Те ученые, которые считают, что мальчик должен быть с отцом, обосновывают свое решение тем, что в этом возрасте подопечный должен получить мужское воспитание и приобрести необходимые ему для жизни навыки. И даже те ученые, которые предоставляют право выбора подопечному, если он выбирает мать, рекомендуют ему днем находиться с отцом, а вечером возвращаться к матери[40].

Что же касается девочки, то, по мнению некоторых ученых, она и после 7 лет должна жить с матерью. Объясняют они это решение тем, что у матери она обучится тому, что нужно знать девушке. Другие же ученые считают, что девочка должна быть с отцом, так как он больше способен оберегать и защищать ее, он более строг в воспитании и не даст ей возможности совершить что-либо непристойное, а также именно он будет выдавать ее замуж, когда придет время. Некоторые ученые при этом определяют возраст передачи прав ухода (хадана) за девочкой отцу приблизительно семью годами, а другие — совершеннолетием.

Влияет ли путешествие и переезд на новое место жительства на право ухода за несовершеннолетним?

Если один из родителей планирует путешествие или переезд на новое место жительства, то он должен осознавать, что его решение может повлиять на право ухода за ребёнком.

Богословы-ханафиты считают, что если право ухода за ребенком у матери и она переселилась с ребенком туда, где отец без особых проблем сможет навещать его, к вечеру успевая вернуться к себе домой, то в этом случае она сохраняет это право за собой, не лишается его. Однако если расстояние между местом проживания матери и местом проживания отца большое, то право ухода сохраняется за матерью при соблюдении двух условий[41]:

  1. Новое место проживания является ее родиной[42];
  2. В этой местности произошло вступление в брак с отцом ребенка[43].

В случае несоблюдения этих условий матери запрещается переезд с ребенком без согласия его отца. То же самое применимо и в отношении отца ребенка. Ему не дозволяется переезжать на новое место жительства с ребенком, пока право ухода за ним принадлежит матери. Иначе этот переезд лишит ее того, на что она имеет законное право. Некоторые ханафиты считают, что если отец решит переехать с ребенком на новое место жительства, то этот переезд не должен быть слишком далеким, чтобы не привести к разрыву отношений между матерью и ребенком[44].

Богословы-маликиты утверждают, что одним из условий ухода за ребенком является то, чтобы лицо, осуществляющее этот уход, не находилось в пути. Если человек переезжает из одного места в другое или отправляется в дальнюю поездку, при которой сокращаются молитвы, он лишается права ухода. Соответственно, это право получает следующее лицо, обладающее правом ухода за ребенком. Однако если лицо, осуществляющее уход, отправляется на короткое расстояние по делам, то оно не теряет этого права[45].

Богословы-шафииты и ханбалиты считают, что если один из родителей принял решение отправиться в путь и затем вернуться, то у остающегося родителя больше прав на уход за ребенком, если подопечному исполнилось 7 лет или менее. Если же лицо, осуществляющее уход решило переехать на новое место жительства (в другой город, страну), то в таком случае больше прав на уход за ребенком будет иметь отец[46].

По мнению всех ученых, обязательным условием, при котором разрешается кому бы то ни было брать с собой ребенка в путь, является обеспечение безопасности самого пути и места, в которое решили отправиться.

Важно! Данные мнения упоминаются в трудах ученых, написанных в эпоху, когда путь в 90 км преодолевался за пару дней. Сегодня с развитием высокоскоростного транспорта данное расстояние можно преодолеть за один час. Таким образом путешествие, которое влияет на уход и о котором говорят ученые, следует рассматривать с учетом сегодняшних реалий. Наиболее подходящим решением в данном вопросе будет не лишать права ухода того родителя, кто в силу удаленности места работы либо иных обстоятельств (например, рабочих командировок) вынужден преодолевать большие расстояния, только если это не сказывается на благополучии и безопасности ребенка.

 

Международный опыт и решения мировых центров по фетвам 

Приведем решения, вынесенные некоторыми домами фетв различных исламских стран, о праве ухода за детьми после развода родителей.

Дом фетв Египта (фетва № 4166 от 10.10.2017)

«… Уход за несовершеннолетним является правом ребенка, и главной целью в этом вопросе является создание для него (ребенка) благоприятных условий. В основе своей правом ухода за детьми (хадана) обладают женщины, в первую очередь, его мать, так как именно она будет проявлять к нему больше заботы. Если же она после развода со своим мужем выйдет замуж за другого человека, не являющегося близким родственником подопечного, то это не означает, что она сразу лишается права ухода за ребенком. Лишается она этого права в том случае, если обременение новыми обязательствами негативно повлияет на качество ухода за подопечным. Если возникла такая ситуация, необходимо обратиться к кадыю, который оценит все обстоятельства и вынесет соответствующее решение. В любом случае не позволяется (без веских причин) препятствовать общению подопечного с кем бы то ни было из родителей или близких родственников…»[47].

Главное управление научно-исследовательской деятельности и фетв Королевства Саудовской Аравии (фетва № 14806)

«…После развода родителей больше прав на уход за ребенком имеет его мать, так как дети в раннем возрасте нуждаются в материнском внимании и заботе. Если же она выйдет замуж за другого, то право ухода за ребенком переходит ее матери. Если ее нет, то право переходит матери отца ребенка. [Все это] основывается на хадисе посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), который сказал женщине, муж которой после развода с ней хотел забрать ребенка: «…ты имеешь на него больше прав до тех пор, пока не выйдешь замуж». После того, как подопечный мальчик достигнет 7 лет, он сам выбирает, с кем из родителей будет жить. Что же касается девочки, то после достижения ею 7 лет больше прав будет иметь ее отец, так как она нуждается в присмотре и защите…»[48].

Главное управление по фетвам Иорданского хашимитского королевства (фетва № 2866, от 29.12.2013) 

«…Ислам дал преимущественное право ухода за детьми после развода родителей женщинам, в соответствии с хадисом посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), который сказал женщине, муж которой после развода с ней хотел забрать ребенка: «Ты имеешь на него больше прав до тех пор, пока не выйдешь замуж». <…> А после достижения ребенком 7 лет он сам выбирает, с кем из родителей будет жить…»[49].

Европейский Совет по фетвам и исследованиям

«…Нельзя (женщине после развода с мужем) препятствовать (без веских причин) общению подопечного с его отцом. <…> Если же она вышла замуж за другого, то право ухода за ребенком (хадана) переходит другому (родственнику подопечного). Основывается это мнение ученых, в первую очередь, на хадисе, который передал ʻАбдуллах ибн ʻАмр, где говорится, что одна женщина обратилась к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует): «О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было сосудом для моего сына, моя грудь была для него питьем, а мое лоно — его колыбелью, но теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!». И посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал ей: «Ты имеешь на него больше прав до тех пор, пока не выйдешь замуж»[50]. Опираясь на этот довод, мы можем заключить, что право ухода за несовершеннолетним, когда мать ребенка вышла замуж за другого, переходит отцу подопечного, если только родители сами не придут к согласию и не решат, с кем жить ему будет лучше. У ученых в вопросе наделения правом ухода за несовершеннолетним между родственниками есть разные мнения, каждое из которых, несмотря на их различия, преследует основную цель – польза для подопечного. Ученые отдают предпочтение в первую очередь женщинам из числа ближайших родственников: бабушке по материнской линии и бабушке по отцовской линии, затем тете (сестре матери), так как ее статус подобен статусу матери. Однако эта последовательность не однозначная с точки зрения шариата, поэтому отец ребенка также может осуществлять уход за ребенком…»[51].

 

Вывод

Всестороннее рассмотрение проблемы позволяет сделать вывод, что родителям в случае развода следует приложить все усилия и прийти к мировому соглашению в вопросах ухода за детьми и определения их места жительства. Никто не имеет права препятствовать ребенку навещать отца, мать и их родственников, если для этого нет веских причин (например, негативное влияние, угроза здоровью ребенка и т. д.). В случае невозможности достичь компромисса родителям следует обратиться к местному кадыю (или лицу, представляющему его в данной местности). Кадыю следует изучить ситуацию и выбрать оптимальные условия для жизни, воспитания и развития ребенка.

Право ухода за ребёнком, не достигшим 7 лет, предоставляется женщинам. В первую очередь матери ребенка. Даже если она выйдет замуж за другого мужчину, это не всегда означает, что она сразу лишается этого права. Ведь если она вышла замуж за человека, являющегося близким родственником подопечного, или если отсутствуют другие претенденты, соответствующие всем необходимым условиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим уход ребенком, то данное право сохраняется за ней.

Если у подопечного(-ой) нет матери, или она не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим уход, или она вышла замуж за другого человека, не являющегося близким родственником подопечного, и есть другие претенденты, то это право переходит бабушке по матери. Если бабушки нет либо она не соответствует предъявляемым требованиям, то кадый решает, с кем из близких родственников будет жить подопечный.

Когда на право ухода за ребенком претендуют несколько родственников, то предпочтение отдается тем, кто является ближе по степени родства. Для этого можно руководствоваться приведенным выше порядком последовательности наделения этого права в соответствии с той религиозно-правовой школой (мазхабом), которая распространена в местности, где проживает ребенок и его родственники.

Важно! Для того, чтобы вынести объективное решение в вопросе ухода за несовершеннолетним до и после 7 лет, необходимо разбирать каждый случай в частном порядке с учетом всех обстоятельств и особенностей семьи. Все это для того, чтобы право ухода за ребенком было передано тому, кто лучше других будет заботиться о нем. В случае возникновения спора в данном вопросе, за решением следует обращаться к кадыю или тому, кто замещает его. Он поможет избежать ошибок и способен принять правильное решение. Ведь право ухода за ребенком присуждается только тем родственникам, которые соответствуют всем необходимым условиям. И какого бы мазхаба не придерживался кадый, главное, чтобы при выборе лица, осуществляющего уход, он учитывал требования, предъявляемые для ухода за несовершеннолетним, и опирался на упомянутые выше два основных критерия — родство и польза подопечному.

 

Истина ведома Аллаху

Данное богословское исследование было подготовлено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права университета «Умм аль-Кура» (Мекка, КСА) Батразом Магометовичем Аршиевым, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 19 сентября 2023 г., и принято большинством принято его членами. 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проект соглашения

к богословскому заключению № 3/23

от «19» декабря 2023 года

 

Пояснение к проекту соглашения:

Настоящий проект является примерной формой соглашения, заключаемого между родителями общего ребенка, и не может учитывать всех обстоятельств. Однако данный проект может быть взят за основу соглашения, которое будет составлено между родителями, с учетом имеющихся у них конкретных обстоятельств.

Согласно Богословскому заключению, ребенок до полных семи лет проживает с матерью. Стороны вправе определить в соглашении, что ребенок после достижения указанного возраста будет проживать совместно с отцом и определить адрес места жительства ребенка в таком случае. Включение данного положения в соглашение должно учитывать мнение ребенка и следующие обстоятельства: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическую обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности, режима работы родителей, их материального и семейного положения, состояния здоровья родителей); другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей, в том числе климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий.

Проект соглашения может быть использован также в случае заключения между родителями религиозного брака, в отсутствие брака, зарегистрированного в ЗАГС, при условии усыновления ребенка отцом в органах ЗАГС и наличия соответствующего свидетельства об усыновлении отцом ребенка.

Также рекомендуется по всем вопросам, касающимся осуществления родителями и обязанностей, в том силе по уходу за общим ребенком (детьми) и определения их места жительства, обращаться за советом (рекомендациями) и привлекать к участию при заключении соглашения третье лицо, обладающее религиозными знаниями в области фикха (кадый, имам, муфтий, свидетель) и опытного юриста-мусульманина.

 

ПРОЕКТ

 СОГЛАШЕНИЕ
об определении места жительства ребенка

и осуществлении родительских прав

 

г.                                                                                                                                                                                                                               20__ года

 

                                               (ФИО отца),              года рождения, паспорт серии                                      номер: _______, выданный           (дата выдачи)              года, (кем выдан)                 ,  зарегистрированный по адресу:_____________________ и проживающий по адресу:____________________________________________, именуемый в дальнейшем «Отец», с одной стороны, и

                                                 (ФИО матери), _____года рождения, паспорт серии: ________ номер: _______, выданный        (дата выдачи)              года, (кем выдан) ________,  зарегистрированная по адресу:_________________________

и проживающая по адресу:_________________________________________, именуемая в дальнейшем «Мать», с другой стороны,

являющиеся родителями ребенка                (ФИО ребенка), ____________     года рождения (далее – «ребенок»), именуемые отдельно «родитель», а совместно «родители», что подтверждается свидетельством о рождении, зарегистрированном                         года отделом ЗАГС г.                      (актовая запись, дата, номер),

в соответствии со ст.ст. 24, п.3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, в целях создания лучших условий для воспитания и развития ребенка, заключили настоящее соглашение (далее – «Соглашение») о нижеследующем:

1. Предмет Соглашения

1.1. Предметом Соглашения является определение места проживания ребенка после расторжения брака родителями, порядок осуществления родительских прав в отношении ребенка родителем, проживающим отдельно от ребенка.

2.Место жительства ребенка

 2.1. Родители по взаимному и добровольному согласию определили, что ребенок будет проживать с Матерью (или Отцом) по адресу:                                                                                      .

3. Порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

3.1. Все вопросы, касающиеся воспитания, развития, лечения и образования ребенка, будут решаться по взаимному согласию родителей, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

3.2. Родители в равной степени ответственны за воспитание и развитие ребенка и берут на себя обязанности по заботе о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

3.3. Родители договорились, что родитель, с которым будет проживать ребенок, обязуется:

3.3.1. предоставить возможность родителю, с которым ребенок не проживает, а также его (ее) родителям встречаться с ребенком _____(____) раз в неделю _______________ (можно указать место, дни и временной интервал встреч), с учетом интересов ребенка, исходя из привычного для него режима (времени подъема утром и времени отхода ко сну);

Примеры: каждый понедельник с 10-00 до 12-00 час. по месту жительства Матери до исполнения ребенку возраста 3-х лет. В дальнейшем – каждый понедельник с 18-00 до 20-00 час. и с 10-00 до 18-00 час. в субботу по месту жительства Отца/ каждое воскресенье месяца по месту жительства Отца продолжительностью с 10-00 до 18-00 час. в любое удобное время для ребенка.

3.3.2. предоставить возможность родителю, а также его (ее) родителям по их желанию, при условии согласия на это ребенка, отдыхать совместно с ребенком в любом подходящем для физического здоровья ребенка месте, не более _____(_____) в год, а также оформить все необходимые для этого документы (согласия на выезд, визы и т.д.);

3.3.3. совместно с родителем, с которым ребенок не проживает, решать вопросы, касающиеся обучения, воспитания и лечения ребенка, а также обеспечить указанному родителю возможность решать и иные вопросы, затрагивающие интересы ребенка;

3.3.4. своевременно информировать родителя, с которым ребенок не проживает, в случае кратковременного отъезда ребенка, а также в случае ухудшения состоянии здоровья, успеваемости ребенка, а также иных существенных обстоятельства о ребенке и его самочувствии, физическом и психологическом состоянии.

3.4. Родитель, с которым ребенок проживает, не вправе препятствовать другому родителю в исполнении п.п. 3.3.1-3.3.4 Соглашения.

3.5. Родители обязуются не формировать у ребенка негативного мнения друг о друге, об их родственниках, а также не использовать ребенка в целях воздействия на другого родителя, а также не совершать иные действия, способные причинить вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию и воспитанию.

3.6. Родители обязуются быть нравственным примером для ребенка, не допускать со своей стороны асоциального поведения; действий и поступков, способных повлиять негативно на морально-психологическое состояние ребенка.

3.7. Родители обязаны совместно решать вопросы участия ребенка в спортивных соревнованиях и турнирах и подготовки к ним; способствовать нравственному развитию ребенка, не посещать вместе с ним сеансы, на которых демонстрируют фильмы, содержащие сцены жестокости и насилия, а также иные мероприятия, которые могут отрицательно повлиять на психическое здоровье ребенка; не препятствовать общению ребенка с родителем по его желанию посредством переписки, по телефону и через Интернет.

4. Ответственность родителей

4.1. Родители обязуются надлежащим образом выполнять принятые в рамках Соглашения обязательства.

5. Иные условия

5.1.  Соглашение вступает в силу с момента его подписания родителями и действует до достижения ребенком _____ (____) летнего возраста или же получения ребенком полной дееспособности в иных, предусмотренных законом случаях.

5.2. Родители вправе по взаимному согласию в любое время изменить Соглашение или прекратить его действие при условии соблюдения формы Соглашения.

5.3. Односторонний отказ от исполнения Соглашения не допускается.

5.4. Все спорные вопросы по Соглашению, которые могут возникнуть в ходе его исполнения, будут разрешаться родителями путем переговоров.

Вариант пункта 5.5 Соглашения в случае участия Третьего лица (имама, кадыя, муфтия, свидетеля):

5.5. Все спорные вопросы по Соглашению, которые могут возникнуть в ходе его исполнения, будут разрешаться родителями путем переговоров, с учетом мнения и при содействии Третьего лица (ФИО Третьего лица). Родители в случае недостижения согласия по Соглашению до обращения в суд обращаются за советом и содействием к Третьему лицу. Родители и Третье лицо далее совместно именуемые «Стороны».

5.6. Родители (Стороны) признают юридическую силу документов, а также текстов извещений, уведомлений и иных сообщений, направляемых друг другу в рамках Соглашения посредством электронной почты с использованием контактных адресов родителей (Сторон) и приложений-мессенджеров (WhatsApp, Telegram и др.), привязанных к телефонам родителей (Сторон), указанным в настоящем пункте Соглашения. Документы и сообщения, полученные с контактного адреса родителя (Стороны) или приложения-мессенджера (WhatsApp, Telegram и др.), привязанного к мобильному телефону родителя (Стороны), рассматриваются как оформленные в письменной форме и влекут для получающего родителя (Стороны) соответствующие гражданско-правовые последствия. Любой документ или сообщение, направленное на адрес или телефон родителя (Стороны), считается доставленным надлежащим образом с даты уведомления о получении сообщения.

Контактным электронным адресом Матери является: ______@______

Мобильный телефон Матери: +7 (____) __________.

Контактным электронным адресом Отца является: ______@______

Мобильный телефон Отца: +7 (____) __________.

Контактным электронным адресом Третьего лица является: ______@______

Мобильный телефон Третьего лица: +7 (____) __________.

Родители (Стороны) подтверждают, что являются единоличными владельцами вышеуказанных адресов и телефонов.

5.7. Родители обязуются своевременно извещать друг друга об изменении места своего жительства и ребенка, отъезда ребенка, в том числе в дни общения родителя, не проживающего с ребенком, смены контактного адреса электронной почты, телефонного номера (и телефонного номера ребенка) и любых других обстоятельствах, имеющих существенное значение для надлежащего выполнения принятых на себя обязательств по Соглашению.

5.8. Соглашение заключено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждого родителя.

Подписи родителей:

Отец: __________ / _______________

Мать: ___________ / ______________

 

Примечание: Родители вправе попросить Третье лицо (кадыя, имама, муфтия, свидетеля) быть свидетелем заключения Соглашения, в таком случае, Третье лицо вправе давать родителям советы и рекомендации в части положений Соглашения, а также подписывает Соглашение и получает от родителей подписанную ими копию Соглашения. В таком случае рекомендуется включить в конце Соглашения перед подписями Сторон пункт следующего содержания:

  1. Настоящим родители соглашаются на участие Третьего лица как свидетеля и обязуются привлекать Третье лицо в случае возникновения спорных вопросов по Соглашению, которые могут возникнуть в ходе его исполнения, а Третье лицо подтверждает заключение Соглашения между родителями и обязуется оказывать содействие родителям для урегулирования вышеуказанных спорных вопросов по Соглашению путем переговоров. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность Соглашения и сведений, полученных в ходе его исполнения, и не разглашать указанные сведения третьим лицам без письменного на то согласия других Сторон.

Подписи родителей:

Отец: __________ / _______________

Мать: ___________ / ______________

 

                                               (ФИО Третьего лица),         паспорт серии                                     номер: _______, выданный           (дата выдачи)              года, (кем выдан)               ,  зарегистрированный по адресу: ____________________________________

 

Подпись Третьего лица:

__________ / _______________

 

_______________________________________________

[1] Под правом ухода за детьми (хадана, араб. ‒ حَضَانَةٌ) подразумеваются забота, воспитание, создание для них благоприятных условий жизни, а также определение их места жительства.

[2] Положения настоящей фетвы разъясняют, кто, согласно Исламу, обладает первостепенным правом ухода за детьми после развода родителей. Они не подменяют собой нормы семейного законодательства Российской Федерации. Данные положения разработаны с учетом мусульманского религиозного права и опыта внесудебной медиации, проводимой имамами и кадыями на территории России. Обращение российских мусульман к разрешению семейных споров посредством норм Ислама, в том числе настоящей фетвы, не лишает их способов защиты семейных прав, предусмотренных российским законодательством.

[3] Имеется в виду совершеннолетие с точки зрения Ислама, что соответствует возрасту полового созревания.

[4] Россия находится в числе мировых лидеров по количеству заключаемых браков и занимает одно из ведущих мест по числу разводов. По данным Федеральной службы государственной статистики и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в 2020 году в России распалось 73 % браков. Для сравнения: в 2018 и 2019 годах распалось 65 % браков.

[5] Орган опеки и попечительства выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Его единственная задача состоит в том, чтобы защитить интересы детей в судебном производстве. Заключение указанной государственной службы – это основное доказательство для суда, на которое обращается большое внимание, поскольку оно имеет внушительный юридический авторитет.

[6] Преюдиция — это правило для высшего судебного аппарата, по которому безоговорочно принимается факт, установленный ранее вступившим в законную силу решением суда по этому вопросу и при наличии аналогичных обстоятельств (например, участие тех же лиц и т. д.).

[7] См. ст. 69 Семейного Кодекса РФ.

[8] Например: «Матери кормят грудью своих новорожденных детей два полных года. [Это] для тех, кто хочет довести до конца срок кормления. Отец же обязан обеспечивать их пропитанием и одеждой в соответствии с общепринятыми нормами. На душу не возлагается сверх ее возможностей. Не должен наноситься вред ни матери, ни отцу из-за младенца» (Св. Коран, 2:233); «Селите [о мужья] их [своих жен, находящихся в разводном периоде] там же, где сами живете из имеющегося [учитывая вашу состоятельность]. Не причиняйте вреда им, ограничивая их и притесняя. Если они беременны, тогда расходуйте на них, пока не родят. Если они согласятся кормить ребенка грудью, то передайте им за это [надлежащие] вознаграждения. Договаривайтесь между собою в соответствии с общепринятыми нормами. Если между вами возникнут трудности, тогда ребенка будет кормить другая» (Св. Коран, 65:6-7).

[9] См.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям шарх булюг аль-марам [Пути мира – толкование книги «Булюг аль-марам»]. Каир: аль-Хадис. 2004. Т. 3. С. 304.

[10] См.: аль-Джурджани А. Китаб ат-таʻрифат [Книга терминов]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмийя. 1983. С. 254.

[11] Ибн Рушд М. Аль-мукаддимат аль-мумаххидат [Полезные предпосылки]. Бейрут: аль-Гарб аль-ислями, 1988. Т. 1. С. 564.

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Эр-Рияд: Тувайк, 2008. С. 299, хадис № 996.

[13] См.: ад-Дусукы М. Хашият ад-дусукы ʻаля аш-шарх аль-кабир [Комментарии ад-Дусукы к «Большому толкованию»]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 2. С. 527, 528; аль-Хаттаб. Мавахиб аль-джалиль шарх мухтасар шайх аль-халиль [Дары Величественного. Комментарии к книге «Мухтасар шайх халиль»]. Мавритания: ар-Ридван, [б. г.]. Т. 4. С. 621; Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж би шарх аль-минхадж [Подарок нуждающемуся в комментарии к книге «аль-Минхадж»]. Каир: аль-Хадис, 2016. Т. 3. С. 625-627; аль-Бухути М. Шарх мунтаха аль-ирадат [Комментарии к книге «Мунтаха аль-ирадат»]. Бейрут: ‘Алям аль-кутуб, 1993. Т. 3. С. 250.

[14] Это мнение шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Объясняют они это тем, что не доверяют воспитание мусульманина человеку, который может научить ребенка тому, что противоречит исламу. Ханафиты же допускают уход (хадана) немусульманина над мусульманином до того времени, когда ребенок начнет понимать религию. См.: аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2002. Т. 5. С. 212.

[15] По единогласному мнению богословов-правоведов 4-х мазхабов.

[16] Ученые объясняют это тем, что уход за ребенком – это большая ответственность, которую нельзя возлагать на тех, кто известен своей порочностью, то есть совершением больших грехов, таких как несовершение молитвы, употребление алкоголя, наркотических веществ и др.

[17] Право ухода за ребенком не может принадлежать людям, которые не могут заботиться о подопечном, например, инвалиды, пожилые люди и т. п.

[18] Например, брат, дядя, дедушка, племянник и др. То есть лицом, осуществляющим уход за ребенком, будет тот, кому, согласно исламу, нельзя жениться на подопечной.

[19] См.: аль-Бухути М. Шарх мунтаха аль-ирадат. Т. 3. С. 249.

[20] См.: аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. 2002. Т. 5. С. 210.

[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: ас-Салям, 1999. С. 330, хадис № 2276.

[22] Ученые называют этот возраст возрастом «различения» (ат-тамйиз), когда ребенок начинает понимать, что для него полезно, а что вредно. Возраст, согласно мнению большинства богословов-правоведов, наступает приблизительно с 7-8 лет, но может и отличаться. Это зависит от степени развития ребенка: кто-то начинает различать добро и зло раньше, а кто-то позже.

[23] Имеется в виду совершеннолетие с точки зрения Ислама, что соответствует возрасту полового созревания.

[24] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 330, хадис № 2276.

[25] См.: аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. 2002.  Т. 5. С. 205.

[26] Это может быть в случае ее смерти либо из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим уход за ребенком, и т. д.

[27] Бабушки приходятся ребёнку в равной степени родными, но линия матери имеет преимущество. Сообщается, что у ʻУмара ибн аль-Хаттаба была супруга, которая родила ему сына по имени ʻАсым. Затем они развелись, и ʻУмар пришел, чтобы забрать ребенка, но его догнала бабушка ребенка и стала оспаривать это решение.  Они обратились за судом к Абу Бакру. ʻУмар сказал: «Это — мой сын!». Бабушка возразила ему, сказав: «Это — мой внук». Абу Бакр [выслушав их] сказал [ʻУмару]: «Оставь его с ней!», и он не стал спорить с его решением. См.: Имам Малик. Аль-муваттаʼ [Общедоступный]. Бейрут: аль-Гарб аль-ислями, 1997, хадис № 1458.

[28] Богословы-ханафиты считают, что после матери ребенка правом ухода за несовершеннолетним обладают (в следующем порядке): (1) бабушка по матери;  (2) бабушка по отцу; (3) родная сестра; (4) единоутробная сестра; (5) единокровная сестра; (6) дочь родной сестры; (7) дочь единоутробной сестры; (8) дочь единокровной сестры; (7) родная тетя по матери (то есть родная сестра матери); (8) единоутробная тетя по матери (то есть единоутробная сестра матери); (9) единокровная тетя по матери (то есть единокровная сестра матери); (10) дочь единокровной сестры отца; (11) дочь родного брата; (12) дочь единоутробного брата; (13) дочь единокровного брата; (14) родная тетя по отцу (то есть родная сестра отца); (15) единоутробная тетя по отцу (то есть единоутробная сестра отца); (16) единокровная тетя по отцу (то есть единокровная сестра отца) и т. д. Затем, если нет женщин-родственниц по материнской и отцовской линии, право ухода переходит мужчинам по отцовской линии, в порядке следующей последовательности: дедушка, сыновья родного брата, сыновья единокровного брата, дяди по отцу и их дети и т. д. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашият ибн ‘абидин). [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 3. С. 563.

Богословы-маликиты считают, что после матери ребенка правом ухода за несовершеннолетним обладают (в порядке последовательности): (1) бабушка по матери; (2) прабабушка (по матери);  (3) родная тетя по матери; (4) единоутробная тетя по матери; (5) единокровная тетя по матери; (6) бабушка по отцу; (7) отец; (8) родная сестра подопечного и т. д.   См.: ад-Дусукы М. Хашият ад-дусукы ‘аля аш-шарх аль-кабир. Т. 2. С. 527.

Богословы-шафииты считают, что после матери ребенка правом ухода за несовершеннолетним обладает (в порядке последовательности): (1) бабушка и прабабушка по матери; (2) бабушка и прабабушка по отцу;  (3) родная сестра подопечного; (4) его единокровная сестра; (5) его единоутробная сестра; (6) родная тетя по матери; (7) единокровная тетя по матери; (8) единоутробная тетя матери; (9) дочь родной сестры; (10) дочь родного брата; (11) родная тетя по отцу; (12) единокровная тетя по отцу; (13) единоутробная тетя по отцу (14) отец; (15) дедушка; (16) родной брат подопечного и т. д.  См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж би шарх аль-минхадж. Т. 3. С. 622-625.

Богословы-ханбалиты считают, что после матери ребенка правом ухода за несовершеннолетним обладает (в порядке последовательности): (1) бабушка и прабабушка по матери; (2)  отец; (3) бабушка и прабабушка по  отцу;  (4) дед; (5) мать деда; (6) бабушка деда; (7) родная сестра подопечного; (8) его единоутробная сестра; (9) единокровная сестра;; (10) родная тетя по матери; (12) единоутробная тетя по матери; (13) единокровная тетя по матери и т. д.  См.: аль-Хаджави М. Аль-икнаʻ фи фикх аль-имам ахмад ибн ханбаль.  Бейрут: аль-Маʻрифа. Т. 4. С. 157.

[29] Разногласия в этом вопросе есть как между представителями разных мазхабов, так и внутри одного мазхаба. Для ясности можно привести пример ханафитской школы фикха. От Абу Ханифы передается два мнения о праве теток по уходу за несовершеннолетним. Согласно первому, тетя по матери имеет больше права, чем тетя по отцу, опираясь на хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Тетка занимает такое же положение, как и мать». Согласно второму мнению, тетя по отцу обладает преимущественным правом на уход, поскольку она ближе к ребенку кровно благодаря отцу, в то время как родство тетки по матери происходит через дедушку. См.: аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 5. С. 209. Мы видим также, что у ханбалитов, в отличие от ханафитов, маликитов и шафиитов, право ухода за ребенком после матери и бабушки по отцу переходит к отцу, так как он ближайший родственник, поэтому и прав у него больше, чем у остальных. Затем после отца это право переходит к деду по отцовской линии, так как он, согласно факихам, подобен отцу в праве наследования и опеки. См.: Дуваян И. Манар ас-сабиль фи шарх ад-далиль [Светило пути к комментариям «Путеводителя»]. Бейрут: аль-Куртуба, 2010. Т. 3. С. 1085, 1086.

[30] См.: аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 5. С. 206.

[31] Там же. Т. 5. С. 213.

[32] См.: ад-Дусукы М. Хашият ад-дусукы ʻаля аш-шарх аль-кабир. Т. 2. С. 528.

[33] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж би шарх аль-минхадж. Т. 3. С. 627-629; аль-Бухути М. Кашшаф аль-кинаʻ ʻан икнаʻ. Т. 13. С. 195.

[34] См.: ад-Дусукы М. Хашият ад-дусукы ʻаля аш-шарх аль-кабир. Т. 2. С. 528.

[35] Там же. Т. 2. С. 528.

[36] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж би шарх аль-минхадж. Т. 3. С. 627, 628.

[37] Там же. Т. 3. С. 627-629; аль-Бухути М. Кашшаф аль-кинаʻ ʻан икнаʻ. Т. 13. С. 200.

[38]  Ибн ‘Акиль сказал: «Это если он находится в безопасности от испорченности. Если станет известно, что он выбирает одного из родителей, потому что тот позволяет ему заниматься нечестивыми делами, и не любит другого за то, что он занят его воспитанием, то его желание не учитывается». См.: аль-Хаджави М. Аль-икнаʻ фи фикх аль-имам ахмад ибн ханбаль. Т. 4. С. 160.

[39] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 330, хадис № 2277.

[40] «Если он выберет мать, то находится у нее ночью, а днем — у отца, чтобы он его воспитывал и обучал». См.: аль-Хаджави М. Аль-икнаʻ фи фикх аль-имам ахмад ибн ханбаль. Т. 4. С. 160.

[41] Эти условия касаются только матери ребенка, другие же лица, осуществляющие уход за ребенком, могут перемещаться с подопечным только с согласия его отца.

[42] То есть если она родом из этой местности.

[43] Ученые объясняют это тем, что бывший супруг таким образом подтверждает свое согласие на их общее проживание и заботу о детях в этой местности.

[44] См.: аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи ‘. Т. 5. С. 217-221.

[45] См.: ад-Дусуки. Хашият ад-дусуки ʻаля аш-шарх аль-кабир. Т. 2. С. 531.

[46] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж би шарх аль-минхадж. Т. 3. С. 629, 630; Дуваян И. Манар ас-сабиль фи шарх ад-далиль. Т. 3. С. 1087, 1088.

[47] См.: Дом фетв Египта. Официальный сайт. URL: https://www.dar-alifta.org/ar/fatawa/14059/حضانة-الطفل-بعد-زواج-امه (дата обращения: 02.09.2023).

[48] См.: Главное управление научно-исследовательской деятельности и фетв Королевства Саудовской Аравии. Официальный сайт.

URL:https://www.alifta.gov.sa/Ar/IftaContents/Pages/FatawaDetails.aspx?cultStr=ar&View=Page&PageID=8059&PageNo=1&BookID=3 (дата обращения: 02.09.2023).

[49] См.: Главное управление по фетвам Иорданского хашимитского королевства. Официальный сайт. URL: https://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=2866#.Y_yQKiPP3IU (дата обращения: 02.09.2023).

[50] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 330, хадис № 2276.

[51] См.: Европейский совет по фетвам и исследованиям. Официальный сайт. URL: https://www.e-cfr.org/blog/2014/01/31/أنا-شاب-مسلم،-لدي-طفل-من-مطلقتي-المسلم-3/ (дата обращения: 02.09.2023).

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить