Именем Аллаха, Всемилостивого и Милующего
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/25
ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ “КУРБАН-БАЙРАМ 2025”
Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 28-го числа месяца Зуль-када 1446 года по лунному календарю, что соответствует 26-му мая 2025 г. по григорианскому календарю,
постановил:
- Согласно лунному календарю, первый день месяца Зуль-хиджа 1446 года по хиджре наступил с заходом солнца 27-го мая 2025 г. по григорианскому летоисчислению. Девятый день месяца Зуль-хиджа, являющийся днем ‘Арафа, наступит 5 июня. Десятый день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-байрам наступят 6 июня. Дни Ташрика приходятся на 7, 8 и 9 июня.
- Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа ‒ 5 июня, последним ‒ послеполуденная (‘аср) молитва четвертого праздничного дня ‒ 9 июня. Всего двадцать три молитвы.
- Время для совершения жертвоприношения, согласно ханафитскому мазхабу, наступает сразу по завершении праздничной молитвы ‒ 6 июня, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего праздничного дня ‒ 8 июня. Согласно шафиитскому мазхабу время жертвоприношения завершается до захода четвертого праздничного дня ‒ 9 июня.
рекомендовал:
ознакомиться с порядком совершения праздничной молитвы, а также с основными положениями совершения жертвоприношения в дни праздника Курбан-байрам в приложении к богословскому заключению № 3/25.
ПРИЛОЖЕНИЕ к богословскому заключению № 3/25 |
Правила жертвоприношения и порядок совершения праздничной молитвы Курбан-байрам
Словом “курбан” в мусульманской традиции именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный же праздник — это ритуальное заклание животного, посредством которого человек имеет возможность приблизиться к своему Господу. Сакральный смысл праздника заключается не столько в пускании крови жертвенного животного, сколько в искреннем сострадании и помощи бедным и нуждающимся людям. В Коране сказано: “До Аллаха (Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же дойдет до Него набожность, исходящая от вас. Подобным образом они [животные] подчинены вам. Дабы вы возвеличили Аллаха (Бога) за верный путь. Обрадуй же благодеющих!” (Св. Коран, 22:37).
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам связан с событием, произошедшим с пророком Ибрахимом (Авраамом). Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Ибрахима в глубокой старости и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Ибрахим, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: “Поистине, это [произошедшее с вами, Ибрахим и Исмаил, непростое событие] — явное испытание [успешное прохождение через которое облагородило вас и открыло новые возможности]” (Св. Коран, 37:106). Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака).
Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, как и закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры.
(1)
Правовой статус совершения жертвоприношения
Учёные ханафитского мазхаба заявляли, что ритуальное принесение животного в жертву обязательно (ваджиб).
Ученые шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов считали, что оно крайне желательно (сунна му’аккада).
Канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения со стороны тех, кто имеет на то материальные средства. В хадисе говорится: “Кто имеет возможность принести в жертву, но не делает этого, пусть не приближается к месту совершения нами молитвы”.
Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня. Ученые-шафииты считают, что время жертвоприношения завершается до захода солнца четвертого дня.
Оба мнения имеют обоснования из Сунны, поэтому, для большей уверенности, лучше закончить до вечерней молитвы третьего дня. Если же человек не успел в первые три дня, то может воспользоваться мнением шафиитских богословов и совершить жертвоприношение в четвертый день.
Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари.
Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного, бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния.
(2)
Необходимые условия для совершающего жертвоприношение
Условиями для необходимости выполнения жертвоприношения являются: исповедание Ислама, совершеннолетие, здравый рассудок, наличие необходимых материальных средств, и нахождение на месте постоянного жительства.
В соответствии с учением ханафитского мазхаба, человек должен совершить жертвоприношение (курбан), если в дни праздника у него есть отложенные средства в размере 85 граммов золота (715 тысяч рублей) или если у него нет отложенных средств, но есть предметы роскоши, общая стоимость которых равна или превышает эту сумму. Примером предмета роскоши может быть дополнительное жильё, например, вторая квартира или загородный дом.
Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву.
Жертвоприношение желательно (сунна) сделать самому: проговорить намерение, сказать “бисмил-лях, Аллаху акбар” и осуществить забой, согласно всем требованиям шариата.
(3)
Основные правила, предъявляемые к забою жертвенного животного
Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны, овцы и козы в возрасте года и старше.
Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов.
Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность.
Мясо жертвенного животного можно разделить на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве прошения благословения у Всевышнего. Хотя и эту часть может не оставлять, если, например, намерен передать свой курбан через организацию или фонд в качестве благотворительности для малоимущих, проживающих в другой области, другом регионе или государстве.
(4)
Шкура жертвенного животного
Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: “Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]”. Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например, неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни.
Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: “Пророк Мухаммад приказал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]”.
Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.
(5)
Произнесение такбира в дни праздника
Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. В Коране говорится: “Упоминайте Аллаха (Бога) в определенные дни [в дни праздника Курбан-байрам: 9, 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа]. Кто торопится и завершает обряд за два дня, то нет греха на нем. И нет греха на том, кто задерживается. Это касается тех, кто полон трепета пред Богом. Будьте же набожны и знайте, что все вы соберетесь пред Ним” (Св. Коран, 2:203).
Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа ‒ 5 июня, последним ‒ послеполуденная (‘аср) молитва четвертого праздничного дня ‒ 9 июня. Всего двадцать три молитвы.
Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:
اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ .
Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллял-лаху вал-лаху акбар, Аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд.
Перевод: “Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление”.
Истина ведома Аллаху