БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/19 ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ТРОЙНОЙ РАЗВОД

  • 4 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/19

 ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ТРОЙНОЙ РАЗВОД

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 5-го числа месяца Раджаб 1440 года по лунному календарю, что соответствует 12 марта 2019 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

рекомендовал

следование мнению ученых-правоведов, считающих, что единовременный тройной развод будет засчитываться за один. Главными причинами для этого служат: (1) невежественные представления многих мусульман о процедуре бракоразводного процесса; (2) необходимость сохранения мусульманских семей от преждевременных разводов; (3) облегчение участи детей, оказавшихся в сложной ситуации и перед непростым выбором.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 1/19.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 1/19

 

ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ТРОЙНОЙ РАЗВОД

 

Актуальность исследования. Часто можно наблюдать, как, пользуясь дозволенностью развода и по причине недостатка религиозных знаний, мусульмане допускают грубейшие ошибки, в том числе и расторгая брак, единовременно произнося три талака. Неосведомленность в вопросах семейного права и легкомысленное отношение к бракоразводному процессу способны преждевременно разрушить множество мусульманских семей, да и пошатнуть мусульманский институт семейного права в целом. Однако количество разводов с каждым годом растет, и надо признать: данная статистика наблюдается и в мусульманском мире, в том числе по причине произношения супругом единовременно трех талаков. Именно из-за этого членами Совета улемов ДУМ РФ было принято решение разобрать мнения авторитетных ученых касательно данного актуального вопроса с точки зрения мусульманского права и вынести решение, которым смогут руководствоваться верующие при решении затруднений, возникающих при трехкратном произнесении супругом слов развода единовременно.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания сподвижников, табиʻинов, основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей, а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.

В наше время участились случаи, когда мусульмане из-за полного невежества в вопросах религии или поверхностных знаний о ней допускают грубейшие ошибки, которые влекут за собой серьезный правовые последствия. Одним из таких является случай расторжения брака, когда супруг проговаривает своей жене слова развода трижды за раз. Данный вопрос не новый, он был детально исследован и изучен богословами ранних и поздних периодов. Во многих богословских вопросах нет однозначного суждения, и данный вопрос также не стал исключением. Среди теологов есть расхождения: считать его за три развода (то есть жена уже не сможет вернуться к своему мужу, если только не выйдет замуж за другого мужчину и разведется с последним) или засчитывать как один, после чего наступает послеразводный период, в течение которого муж и жена могут восстановить свой брак. Давайте детально изучим этот вопрос с приведением аргументации каждой группы ученых.

Все ученые-богословы едины в том, что проговоривший слова развода, например: «Ты разведена!» — инициирует бракоразводный процесс, который завершится истечением послеразводного периода (‘идда). Намерение в данном случае не учитывается. Они также едины в том, что развод согласно Сунне — это развод, который не противоречит Корану и достоверной практике Пророка, которая дошла до наших дней. Они едины и в запрете развода не по Сунне, который противоречит шариату, как, например, развод в период менструации или развод в чистый период, но после половой близости. Сюда же относят единовременный тройной развод.

В отношении действительности и правомочности тройного развода за один раз среди ученых-правоведов существуют разные мнения, однако все они едины в греховности того, кто разводится таким образом. Ученых, высказавшихся по данному вопросу, можно разделить на четыре группы. Приведем аргументацию каждой из них.

Первая группа ученых считает, что тройной развод за один раз засчитывается как за три. В этом случае развод будет считаться большим окончательным разводом (баин байнуна аль-кубра). Жена становится запретной для мужа, пока не выйдет замуж за другого мужчину и не разведется с ним. Брак с другим мужчиной ни в коем случае не должен быть фиктивным. В противном случае такой брак будет считаться недействительным. Так считали большинство ученых, среди которых богословы четырех правовых школ (мазхабов), а также большинство сподвижников и их последователи[1].

Их доводы:

Аяты Священного Корана:

  1. «Разведенные женщины должны выждать [до вступления в новый брак] три менструальных цикла…» (Св. Коран, 2:228).
  2. «Нет греха на вас, если разведетесь с женами до прикосновения к ним и до установления размеров брачного дара (махра)…» (Св. Коран, 2:236).
  3. «Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] — два. [Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий — окончательный.] Муж либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм, либо благородно освобождает ее от брачных уз…» (Св. Коран, 2:229).
  4. «В соответствии с местными традициями (законами) положено передать разведенным женщинам материальные средства…» (Св. Коран, 2:241).

Вывод из вышеприведенных аятов:

Слова «разведенные женщины», «если разведетесь», «разводов — два» несут в себе обобщенный смысл, который подразумевает как незавершенный (раджʻи), так и окончательный развод (баин), будь он однократно, двукратно или троекратно произнесен мужем за один раз или в разные промежутки времени. В аятах присутствует лишь упоминание о послеразводном периоде, который длится три менструальных цикла у женщины.

Высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):

  1. Со слов ‘Аиши[2] передается, что муж дал своей жене тройной развод за один раз и она вышла замуж за другого, а тот с ней сразу развелся. У Пророка спросили о том, может ли она вернуться к своему первому мужу? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет! [Она не сможет вернуться к нему] до тех пор, пока не вступит с другим в супружескую близость, так же, как это было с первым мужем»[3].
  2. ‘Уваймир аль-‘Аджляни[4] дал своей жене троекратный развод в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и тот привел его в исполнение[5].
  3. К Ибн ʻАббасу пришел человек и сказал: «Я дал жене тройной развод». Ибн ʻАббас замолчал ненадолго, затем сказал: «Поистине, Всевышний говорит: “…Кто набожен пред Аллахом (Богом), тому Господь непременно предоставит спасение, выход и обязательно наделит его уделом оттуда, откуда он его и не ожидает…” (Св. Коран, 65: 2). А ты не проявил богобоязненность. И я не нахожу для тебя выход из этой ситуации. Ты ослушался своего Господа. И ушла от тебя жена окончательно. Всевышний говорит: “Пророк, если кто-то из вас [верующих намеревается] разводиться, то пусть разводится в срок…” (Св. Коран, 65: 1)»[6].

Вывод из вышеприведенных хадисов:

Тройной развод засчитывается за три развода и считается большим окончательным разводом (баин байнуна аль-кубра). Все три вышеприведенных хадиса дополняют друг друга. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам привел в исполнение такой развод. Если бы он не засчитывался, то Пророк бы его отверг.

Вторая группа ученых считает, что тройной развод засчитывается за один с правом восстановления брака (радж‘и). Этого мнения придерживаются многие сподвижники и таби‘ины[7], среди которых: ‘Абдуллах ибн ‘Аббас[8], Зубайр ибн ‘Авам[9], ‘Абдур-рахман ибн ‘Авф[10], ‘Али ибн Абу Талиб[11], ‘Абдуллах ибн Мас‘уд[12], Тавус[13], ‘Икрима[14], а также некоторые ученые правоведы ханафитской[15] и ханбалитской[16] правовых школ. Европейский совет по фетвам и исследованиям[17] вынес фетву на основе данного мнения[18]. Многие арабские страны (Египет, Сирия и др.) в своей законодательной практике следует этому решению[19].

Их доводы:

Аят Священного Корана:

«Разводов — два. Муж либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм, либо благородно освобождает ее от брачных уз…» (Св. Коран, 2: 229).

Всевышний Аллах узаконил развод поэтапно, один за другим, не трижды сразу. И если супруг трижды сразу произнес слова развода, то он будет считаться за один.

Практика во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):

«При жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), затем в период правления Абу Бакра[20] и в течение двух лет правления ‘Умара тройной единовременный талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]». Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три]»[21].

Данный хадис ясно повествует о том, что еще во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), двух лет правления Абу Бакра и ‘Умара тройной единовременный развод засчитывался как один. Затем ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассудил, что люди стали пренебрегать послаблением Пророка в данном вопросе и увеличилось число людей, практикующих развод таким образом. Он принял решение засчитать тройной единовременный развод за три развода, чтобы это послужило сдерживающим фактором для них. Данная форма наказания в основе своей несла благо для людей. Однако это благо изменилось в наше время и стало вредом для общества, ведь это приводит к разрушению многих семей. Если пользы нет, то все возвращается в свое первоначальное положение, то есть тройной единовременный развод считается за один.

Также от Ибн ‘Аббаса передается: «Рукана дал тройной единовременный развод супруге, а затем очень сильно пожалел об этом. Он рассказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подробности случившего, на что тот ответил: “Это один развод, верни ее”»[22].

Третья группа ученых считает, что тройной единовременный развод будет считаться недействительным в своей основе, так как он «бид‘ий», то есть противоречащий Сунне. Этого мнения придерживаются некоторые последователи сподвижников (таби‘ины) и некоторые последователи захиритского мазхаба[23].

В качестве подтверждения своего мнения они приводят слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто введет новшество в наше дело [в то, что имеет прямое отношение к религии и наследию заключительного Пророка], (выдумает нечто новое) из того, что не относится к нему [несопоставимо и вступает в противоречие][24], то оно [данное нововведение] неприемлемо (отвергаемо)»[25].

Хадис, очевидно, повествует о том, что любое дело, противоречащее Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будет считаться недействительным, отмененным.

В качестве другого довода они приводят хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар[26] развелся со своей женой во время ее месячных. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сообщил Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) об этом, и тот отвергнул такой развод, вернув ему супругу и абсолютно не видя в этом никаких проблем[27].

Данный хадис прямым текстом доказывает, что развод, который противоречит положениям шариата, будет считаться несостоявшимся. К числу таких разводов относится единовременный тройной развод. Если бы брак был расторгнут, то разве Пророк вернул бы ‘Абдуллаху ибн ‘Умару жену?! Это весомый аргумент о недействительности расторжения мусульманского брака (никях) в таких случаях.

Четвертая группа ученых считает, что если развод был дан после половой близости с супругой, то он будет засчитываться тройным. Если до близости, то за один. Так считали[28] Ибн ‘Аббас и Исхак ибн Рахавейхи[29].

В качестве довода они приводят хадис от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) если человек давал своей супруге единовременный тройной развод, прежде чем вступить с ней в половую близость, то засчитывался один развод. Это продолжалось в период правления Абу Бакра и до начала правления ‘Умара[30].

 

Вывод

С учетом всего вышеизложенного Совет улемов предлагает и рекомендует мнение ученых-правоведов, считающих, что единовременный тройной развод будет засчитываться за один развод. Главными причинами для этого служат: (1) невежественные представления многих мусульман о процедуре бракоразводного процесса, (2) необходимость сохранения мусульманских семей от преждевременных разводов, (3) облегчение участи детей, оказавшихся в сложной ситуации и перед непростым выбором.

 И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником шариатского факультета Европейского института гуманитарных наук (Шато‑Шинон, Франция) Бардвилом Висамом Али, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 12 марта 2019 года, и принято большинством его членов.

_________________________________________________

[1] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 3. С. 95, 96; Ибн Рушд аль-Куртуби. Аль-Мукаддимат аль-Мумаххидат [Полезные предпосылки]. Бейрут: Гарб аль-Ислами, 1988. Т. 1. С. 501, 502; Аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Основа]: в 8 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, 1990. Т. 5. С. 147; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: в 10 т. Каир: аль-Кахира, 1968. Т. 7. С. 370; Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: в 8 т. Каир: аль-Хадис, 1993. Т. 6. С. 269–278.

[2] ‘Аиша бинт Абу Бакр (8 г. д. х. – 58 г. п. х.; 614–678 гг. по григор.) — третья жена пророка Мухаммада, дочь праведного халифа Абу Бакра и Умму Руман. Считается матерью правоверных.

[3] См.: Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1041, хадис № 5261.

[4] ‘Уваймир Абу абъяд аль-‘Аджляни — сподвижник пророка Мухаммада.

[5] См.: Абу Дауд С. Сунан [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 255, хадис № 2250.

[6] Там же. С. 250, хадис № 2197.

[7] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Иʻлям аль-муваккы‘ин [Сведение подписавшихся]: в 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1991. Т. 3. С. 34.

[8] Абу ‘Аббас ‘Абдуллах ибн ‘Аббас аль-Курайши (3 г. д. х. – 66 г. п. х.; 619–686 гг. по григор.) — сподвижник и двоюродный брат пророка Мухаммада. Известен как мусульманский богослов, толкователь Корана и историк. Является автором трудов по толкованию Корана.

[9] Абу ‘Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам аль-Курайши (19 г. д. х. – 35 г. п. х.; 594–656 гг. по григор.) — сподвижник и двоюродный брат пророка Мухаммада и праведного халифа ‘Али. Родился в Мекке. Один из десяти сподвижников, кому при жизни обещан Рай.

[10] ‘Абдур-рахман ибн ‘Авф аль-Курайши (43 г. д. х. – 31 г. п. х.; 580–652 гг. по григор.) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке. В числе первых, кто принял Ислам. Участвовал на собраниях в доме аль-Аркама. Голос ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа был решающим при выборе третьего праведного халифа ‘Усмана.

[11] Абу аль-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Курайши (24 г. д. х. – 40 г. п. х.; 599–661 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада, а также его двоюродный брат, выдающийся политический и общественный деятель, мусульманский богослов, факых (правовед), мухаддис (хадисовед), муфассир (толкователь Корана) и кадый (судья). Является четвертым праведным халифом.

[12] Абу ‘Абдур-рахман ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (умер в 29 г. по хиджре; 650 г. по григор.) — один из выдающихся сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский ученый, факых (правовед) и кадый (судья).

[13] Абу ‘Абдур-рахман Тавус ибн Кайсан аль-Ямани (12–105 гг. по хиджре; 634–724 гг. по григор.) — факых (правовед), мухаддис (хадисовед) и муфассир (толкователь Корана) из числа представителей поколения табиʻинов. Обучался хадисам у Ибн ‘Умара, Абу Хурайры и ‘Аиши. Был человеком набожным и вел аскетичный образ жизни. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]: в 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 5. С. 39.

[14] ‘Икрима ибн Абу Джахль (25 г. д. х. – 14 г. п. х.; 598–636 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Как и его отец Абу Джахль, ‘Икрима был одним из главных противников пророка Мухаммада в городе Мекка. После того как мусульмане в 8 г. по хиджре (630 г. по григор.) завоевали Мекку, ‘Икрима принял Ислам.

[15] Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани считал, что тройной развод засчитывается за один. См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 3. С. 96.

[16] Ибн Таймийя и его ученик Ибн Кайим аль-Джавзия придерживались мнения, что тройной развод засчитывается за один. См.: Ибн Таймийя. Аль-Фатава аль-Кубра [Большие фетвы]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1987. Т. 3. С. 226; Ибн Кайим аль-Джавзия. Иʻлям аль-муваккы‘ин. Т. 3. С. 34.

[17] Европейский совет по фетвам и исследованиям — это специализированный исламский научный орган, в состав которого входит группа ученых и специалистов по различным наукам, выполняющим задачи Совета. Он был создан 21 июля 1997 года и официально зарегистрирован в Ирландии.

[18] См.: Фетвы и постановления Европейского совета по фетвам и исследованиям с 1997 по 2010 г. Бейрут: Раян, 2013. С. 288.

[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 10 т. Дамаск: аль-Фикр, 1989. Т. 9. С. 6928.

[20] Абу Бакр ‘Абдуллах ибн ‘Усман ас-Сыддик аль-Курайши (52 г. д. х. – 12 г. п. х.; 572–634 гг. по григор.) — один из самых близких и выдающихся сподвижников пророка Мухаммада, первый праведный халиф. Был четвертым, кто принял Ислам. Выдал свою дочь ‘Айшу за Пророка. Абу Бакр принял участие во всех походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке. Похоронен в комнате ‘Аиши возле пророка Мухаммада.

[21] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: в 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; Аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. И‘лям аль-муваккы‘ин. Т. 3. С. 30, 31.

[22] См.: Абу Дауд С. Сунан. С. 250, хадис № 2196.

[23] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Т. 6. С. 269–278.

[24] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: в 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 379.

[25] См.: Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]: в 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 819, хадис № 2697; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 6. С. 377, хадис № 2697; Абу Дауд С. Сунан. С. 504, хадис № 4606, «сахих»; Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 508, хадис № 8333, «сахих»; Ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 244, 245.

[26] Абу ‘Абдур-рахман ‘Абдуллах ибн ‘Умар аль-Курайши (8 г. д. х. – 73 г. п. х.; 614–693 гг. по григор.) — мухаддис (хадисовед), муфассир (толкователь Корана), известный сподвижник пророка Мухаммада, сын второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

[27] См.: Абу Дауд С. Сунан. С. 248, хадис № 2185.

[28] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Т. 6. С. 269–278.

[29] Абу Яʻкуб Исхак ибн Ибрахим аль-Марвази (161–238 гг. по хиджре; 778–853 гг. по григор.) — богослов, мухаддис (хадисовед), автор книги Аль-Муснад. Его учениками были Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад аль-Бухари и др. См.: Аз-Захаби Ш. Сияр аль-а‘лям ан-нубаля’. Т. 11. С. 359.

[30] См.: Абу Дауд С. Сунан. С. 250, хадис № 2199.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить