БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5/19
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ
Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 22‑го числа месяца Раби’ аль-авваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 19 ноября 2019 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,
постановил:
заключение мусульманских обрядов бракосочетания (никях) с представительницами людей Писания на территории Российской Федерации недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая.
С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 5/19.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к богословскому заключению № 5/19
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ
Актуальность исследования. Мусульмане в нашей стране представляют собой многомиллионное сообщество, которое с давних времен бок о бок живет с представителями разных конфессий. Ислам призывает верующих быть активной частью общества, выстраивать отношения с окружающими на основе взаимоуважения и взаимопомощи, вне зависимости от их вероисповедания, национальности и статуса. В то же время не раз подчеркивается важность сохранения человеком своей религиозной и национальной идентичности, что становится сложным в межконфессиональных браках.
Относительно недопустимости замужества мусульманки с немусульманином среди ученых-богословов нет разногласий. По поводу заключения брака между мужчиной-мусульманином и девушкой из числа людей Писания, несмотря на то что в Коране приводится аят, допускающий заключение такого брака, далеко не все ученые-правоведы со времен сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) высказывали единое мнение. Актуальность исследования данного вопроса продиктована тем, что в современных реалиях мужчины-мусульмане, желающие заключить мусульманский брак (никях) с христанкой или иудейкой, в последующем не уделяют должного внимания приобщению своей жены к ценностям мусульманской культуры. При таком раскладе не только женщина остается не приобщенной к Исламу, но и дети в семье растут без привития наследия заключительного Божьего посланника, что в свою очередь может в дальнейшем привести к утере целого поколения, воспитанного в духе Ислама.
С целью разъяснения положения межрелигиозных браков в Исламе Советом улемов ДУМ РФ было принято решение обсудить данный вопрос на очередном заседании и принять решение о возможности заключения мусульманских браков (никях) с представительницами людей Писания (христианами и иудеями).
Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания сподвижников, табиʻинов, основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей, а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.
Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей Божьих, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.
Исламское право, основывающееся на Божественном Откровении Священного Корана и пророческом Предании (Сунне), определяет мусульманский обряд бракосочетания (никях) как духовную ценность и особый договор пред Творцом, именем Которого освящается супружеский союз между мужчиной и женщиной, их совместный жизненный путь.
В современном мире, в условиях межнациональных переплетений и ассимиляции, у многих возникают вопросы: каковы рамки дозволенности, какие из смешанных браков разрешены, а какие запрещены?
Коранический аят накладывает неоспоримый запрет на замужество или женитьбу с язычниками и всеми теми, кто подпадает под эту категорию: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня[1], но верующая, чем [свободная] язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют. Лучше [в вопросе замужества] раб, но верующий, чем [свободный] язычник, пусть даже приглянувшийся вам.
Они [язычники] приглашают (зовут) вас в Ад. Всевышний же приглашает (зовет) вас в Рай и [призывает к благим делам, посредством которых вы можете получить] прощение с Его позволения. Он раскрывает (показывает) людям знамения, возможно, они вспомнят (призадумаются, будут помнить важное для них и необходимое)» (Св. Коран, 2: 221).
Также недопустим брак мусульманки с тем, кто не относит себя к мусульманскому сообществу, вне зависимости от того, каких взглядов и убеждений он придерживается. Одним из главных аргументов в вопросе недопустимости брака мусульманки с немусульманином являются строки Священного Корана: «…Если вы убедитесь [из общения с ними], что они уверовали, тогда не возвращайте их неверующим. [Теперь, после становления этих женщин верующими] ни они (женщины) не дозволены им, ни они (мужчины) не дозволены им [их бывшим женам]…» (Св. Коран, 60: 10). Ведь по природе взаимоотношений главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж. Следуя шариатскому правилу о запрете путей, ведущих к запретному, все мусульманские ученые единодушны в канонической недопустимости такого брака[2].
Возникает вопрос: может ли мусульманин взять в жены представительницу людей Писания (христианку или иудейку)? Ведь Коран разграничивает эти две категории людей: язычников и людей Писания, отмечая для каждой из них свои особенности.
Основой в вопросе женитьбы мусульманина на представительнице людей Писания (христианке или иудейке) согласно исламскому каноническому законодательству является дозволенность. Главным аргументом в этом вопросе считается следующий аят: «[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища людей Писания, а ваша пища разрешена для них. Разрешено вам жениться на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] брачный дар, желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг.
Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]» (Св. Коран, 5: 5).
Со времен сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и по сей день было немалое число тех, кто высказывал далеко не однозначное суждение по данному вопросу. К примеру, в своде хадисов имама аль-Бухари[3] приводится ответ известного сподвижника Пророка ʻАбдуллаха ибн ‘Умара на вопрос, можно ли жениться на христианках или иудейках: «Воистину, Всевышний сделал язычниц запретными для мусульман, и я не знаю более страшного язычества, чем утверждение, что Господом является Иисус. Тогда как он — всего лишь один из Его рабов и творений»[4].
Из Священного Писания следует, что потенциальная супруга должна быть на самом деле представительницей людей Писания, верующей в небесную религию, признающей Всевышнего Творца, Его Писания, пророков, жизнь после смерти. Интересен исторический факт времен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) касательно племени бану таглиб. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[5]. Некоторые мусульманские ученые проводят аналогию между племенем бану таглиб и сегодняшними христианами, которые, к сожалению, зачастую ничего о христианстве не знают и его не практикуют, что служит поводом рассмотреть вопрос о недопустимости заключения мусульманского обряда бракосочетания (никях) с женщинами людей Писания в современных реалиях.
Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания[6]. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных в повелительной форме призвал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы[7], развелись. Он же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что явного запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться[8].
Приказ ‘Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели. Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками. Возникает вопрос: насколько мужчина-мусульманин готов развестись со своей супругой спустя некоторое время, если она так и не примет Ислам. И насколько это будет справедливо по отношению к ней и, возможно, к уже родившимся детям. Действия праведных халифов являются для мусульман, наряду с Кораном и Сунной, обязательным для применения в жизни. Подтверждением тому служат слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий. Обязанность ваша — это моя Сунна и Сунна [четырех] праведных халифов, которые будут после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]»[9]. Также Аль-‘Ирбад ибн Сариа[10] (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О Посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”»[11].
Нужно учесть, что запрет либо нежелательность, о которых мы говорим, рекомендовались учеными для тех периодов, когда еще существовало такое понятие, как мусульманское общество, где все способствовало приобщению людей иных культур и взглядов к Истине коранического благовестия, пробуждению в них веры в Единого Бога и следованию Его последнему Посланнику.
Современная ситуация кардинально изменилась. Тот, кто открывает для себя суть веры, стараясь привносить ее частички в повседневную жизнь, зачастую не находит должного понимания у окружающих. Общество, в котором на фоне укоренившейся, процветающей вседозволенности и безнравственности практически утерян институт семьи, пошатнулись многие общечеловеческие устои, не приемлет выходящих за рамки его «морали» норм и порядков.
В связи с этим некоторые теологи, а также ряд мировых советов мусульманских ученых заявляют о крайней нежелательности[12], а некоторые — о недопустимости[13], такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство. В таких условиях, в основном, был и до сих пор остается неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.).
В вопросе женитьбы на людях Писания некоторые ученые устанавливали различие между теми, кто живет на территории мусульман и находится под их покровительством, и теми, кто живет вне мусульманского сообщества. Они ссылались на великого ученого и сподвижника Пророка Ибн ʻАббаса: «Не все представительницы людей Писания дозволены нам»[14].
Немаловажным фактором для установления такого запрета являются имеющие место в некоторых регионах националистические, антиисламские настроения и соответствующая пропаганда в средствах массовой информации, что влечет за собой стремление супруги-немусульманки воспитывать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Тем самым ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняется семейная ритуальная практика, нарушается среда воспроизводства исламской духовной традиции, утрачиваются будущие поколения, чередой выстраиваются внутрисемейные проблемы.
Каноны Ислама гласят: устранение, предотвращение дурного, вредного, опасного первостепеннее, нежели извлечение, приобретение пользы[15]. Любое разрешенное не должно нести собой вред явный или предполагаемый. И если в использовании разрешенного можно найти общий вред, то запрет на него должен быть общим. Если — частный, то и запрет должен быть таковым. Чем больше и очевиднее вред, тем строже запрет и недопустимость[16].
Для большинства межконфессиональных браков характерно появление ряда проблем. К примеру, возникают сложности с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с привитием им исламского мировоззрения. Ведь в основном именно супруга, хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей, оказывает решающее влияние на свое чадо, прививая ему свои принципы и взгляды. Да, быть может, ребенок именем и внешностью будет походить на отца, но сутью и действиями — скорее на мать. Будущие поколения таковых вряд ли станут приверженцами религии своих отцов, что и приводит к исчезновению, вымиранию мусульманских корней.
Одним из нежелательных последствий смешанных браков является и то, что союз мусульман-мужчин с представительницами людей Писания в определенной степени уменьшает шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждает их выходить замуж за немусульман, что канонически запрещено.
Некоторые ученые в качестве важного условия брака называют равенство между потенциальными супругами в социальном и материальном плане. Но разве можно между представителями абсолютно разных мировоззрений, культур, образований поставить знак равенства? Вряд ли.
Если же говорить о духовной атмосфере мусульманского общества, где у людей есть возможность непредвзято осмыслить суть Ислама, то где оно? Общества, построенного на принципах Ислама, на его обычаях, нравах, культуре, сегодня просто нет. Если подобного общества нет, то хотя бы семье следует остаться мусульманской, чтобы она частично возместила его отсутствие. Если же проявляется нерадивость, допускаются упущения в вопросах семьи, которая формируется из матери-немусульманки и отца-мусульманина, не думающего ответственно о духовно-нравственном фундаменте, то можно запросто распрощаться с Исламом и его приверженцами. Нам нечего будет оставить в наследство будущим поколениям!
Также Коран гласит: «…Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них…» (Св. Коран, 2: 187). Это означает, что муж и жена являются друг для друга тем, что, как и одежда, оберегает и украшает.
Однако нельзя забывать, что для двух столь близких людей, как муж и жена, для прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей. Когда пылкая юношеская влюбленность начинает уступать место зрелым отношениям, важно, чтобы между супругами было взаимопонимание в основополагающих вопросах, определяемых духовно-нравственной позицией каждого.
Единство, схожесть супругов в вопросах религии и духовности является наиважнейшим условием их совместной счастливой жизни. Более того, Ислам призывает не только к женитьбе мусульман на мусульманках, но и подчеркивает важность наличия набожности и богобоязненности в них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности [в первую очередь — в отношении супруга и его родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность»[17]. В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!»[18]. То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должны быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги, выраженная в соблюдении основных норм религиозной практики.
С учетом перечисленного Совет улемов ДУМ РФ постановил: заключение мусульманских обрядов бракосочетания (никях) с представительницами людей Писания на территории Российской Федерации недопустимы, но возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая. Если девушка признает существование Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада как Божьих посланников и выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в мусульманский брак (никях) с мусульманином.
И только Аллаху ведома истина.
Данное богословское исследование было проведено заместителем председателя Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета филологии и богословия международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдиновым Ильдаром Рифатовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 19 ноября 2019 года, и принято большинством его членов.
______________________________________
[1] Следует учесть, что эти строки имеют историю более четырнадцати веков, а в некоторых современных цивилизованных странах законное рабство исчезло лишь на протяжении последних двух столетий.
[2] См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]: в 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 3. С. 48, 49; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6652, а также: Т. 7. С. 5108.
[3] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари (194–256 гг. по хиджре; 810–870 гг. по григор.) — мусульманский ученый-богослов, мухаддис (хадисовед), факых (правовед), муфассир (толкователь Корана) из Бухары. Автор множества трудов по исламской тематике, наиболее известным среди которых является сборник достоверных хадисов Сахих аль-Бухари.
[4] См.: Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]: в 9 т. Бейрут: Таук ан-нажа, 2001. Т. 7. С. 48, хадис № 5285; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: в 13 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 9. С. 417.
[5] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: в 25 т. Бейрут: Турас аль-ʻарабий, [б. г.]. Т. 21. С. 119.
[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 6654.
[7] Хузейфа ибн аль-Яман аль-‘Абси (ум. в 35 г. по хиджре; 656 г. по григор.) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке, жил в Медине. Именно ему Посланник Всевышнего раскрыл список лицемеров, потому он считается носителем секрета Пророка.
[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 9. С. 6654; Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 101.
[9] См.: ʻАбдуллах Аджурий А. Аш-шари’а [Шариат]: в 5 т. Рияд: аль-Ватан, 1999. Т. 4. С. 1767, хадис № 1123.
[10] Аль-‘Ирбад ибн Сариа — сподвижник пророка Мухаммада, мухаддис (хадисовед). Один из семи сподвижников, кому не нашлось верхового животного для участия в походе на Табук. Об этом см.: Св. Коран, 9: 92.
[11] См.: Ад-Дарими А. Сунан [Свод хадисов имама ад-Дарими]: в 4 т. Саудовская Аравия: аль-Мугни, 2000. Т. 1. С. 228, хадис № 96.
[12] См.: URL: https://www.e-cfr.org; https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/; https://kurul.diyanet.gov.tr/ (дата обращения: 20.11.2019).
[13] Например, Совет ученых Боснии и Герцеговины еще в 1938 году издал фетву о недопустимости межконфессиональных браков, при этом в их фетве говорится, что данное заключение действует и по сей день. 25 июля 2005 года в Джакарте Совет мусульманских ученых Индонезии принял решение о запрете смешанных браков. См.: URL: https://www.islamskazajednica.ba/index.php/bracno-pravo/17462-sklapanje-braka-sa-nesmulimankom; https://mui.or.id/produk/fatwa/1023/perkawinan-beda-agama/ (дата обращения: 20.11.2019). Великий татарский богослов и мыслитель имам Марджани в труде Тазкират аль-муниб фи тазкият ахль ас-салиб говорил о запрете заключения мусульманского брака (никях) с представительницами людей Писания (христианками, иудейками).
[14] См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С. 98.
[15] См.: Аз-Зухайли М. Аль-кава‘ид аль-фикхийя ‘аля мазхаб аль-Ханафи и аш-Шафии [Канонические правила согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу]. Кувейт: Ан-нашр аль-‘илмий, 1999. С. 218.
[16] См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С. 100.
[17] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 202, хадис № 3372, «сахих».
[18] См.: Ибд Маджа А. Сунан [Свод хадисов]: в 5 т. [б. м.]: ар-Рисаля ‘алямия, 2009. Т. 3. С. 63, хадис № 1859.