БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/18  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ-НАМАЗОВ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТЮМЕНЬ

  • 10 месяцев назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ-НАМАЗОВ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТЮМЕНЬ

 Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России (далее — Совет улемов ДУМ РФ и СМР) в ходе очередного заседания, состоявшегося 1‑го числа месяца Ша‘бан 1439 года по лунному календарю, что соответствует 17 апреля 2018 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил:

жители годора Тюмень, в котором не происходит полного заката и восхода солнца, обязаны придерживаться при совершении намазов расписания ближайшего к ним города, где световой день сменяется ночью, например — города Байконур.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 2/18.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 2/18

 

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ-НАМАЗОВ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ города ТЮМЕНЬ[1]

 

Актуальность исследования. Одной из обязанностей мусульманина пред Всевышним Создателем является выполнение ежедневной пятикратной молитвы. Совершение намаза предписано всем совершеннолетним и дееспособным верующим. Чтобы молитва-намаз была полноценной, необходимо соблюсти ряд условий, одним из которых является совершение намаза в строго определенное время. Приверженцы Ислама расселены по самым разным уголкам нашей планеты. В некоторых регионах, где они проживают, определение времени наступления намаза вызывает трудности, поскольку солнце там не заходит летом и не восходит зимой, либо же день и ночь там продолжаются до полугода. Подобная ситуация наблюдается и в Тюменской области. В связи с тем, что в Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации поступило обращение от Духовного управления мусульман Тюменской области с просьбой разъяснить, какого расписания намазов придерживаться жителям этого региона, членами Совета улемов ДУМ РФ было принято решение разобрать данный вопрос с точки зрения мусульманского права и разъяснить жителям региона, как им определять время наступления намаза.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также на богословское заключение (фетву) Исламоведческого центра фетв министерства вакфов и религиозных дел Катара.

Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что жителям регионов, где день и ночь определяются полным восходом и заходом солнца, следует совершать все пять намазов в определенное для них шариатом время, даже если световой день летом очень долгий, а зимой — слишком короткий. Священный Коран гласит: «Выстаивай молитву-намаз, начиная с полудня и до ночных сумерек (до наступления темноты), и [обратись] к чтению Корана на заре [во время совершения утренней молитвы (Фаджр)]. Поистине, чтение Корана ранним утром [с появлением зари, во время совершения утренней молитвы-намаза или после нее] свидетельствуют [ангелы]» (Св. Коран, 17: 18). Также в Коране сказано: «Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время» (Св. Коран, 4: 103).

Известен хадис от Бурайды (да будет доволен им Аллах) о том, что некий человек спросил Пророка о времени молитвы, и он ответил ему: молись с нами эти два [дня]. Когда солнце отклонилось от зенита, он повелел Билялу, чтобы тот произнес азан, затем повелел ему, чтоб тот произнес икамат на полуденную молитву (Зухр), затем повелел ему, чтобы он призвал к послеполуденной молитве (‘Аср), когда солнце было еще высоко и ярко; затем велел ему призвать к вечерней молитве (Магриб), когда солнце скрылось; затем повелел ему призвать к ночной молитве (‘Иша’), когда исчезла вечерняя заря; затем повелел ему призвать к утренней молитве (Фаджр), когда начался рассвет. Когда же наступил второй день, повелел ему призвать к полуденной молитве, когда жара спала; и совершил послеполуденную молитву, когда солнце было ниже, чем в первый раз; и совершил вечернюю молитву перед исчезновением зари; и совершил ночную молитву после трети ночи; и совершил утреннюю молитву, когда рассвет усилился. Затем он сказал: «Где тот, кто спрашивал о времени молитв?» И мужчина ответил: «Это я, о Посланник Аллаха». Пророк произнес: «Время вашей молитвы между теми [границами], которые вы видели»[2].

В первый день Посланник Аллаха совершил молитвы в начале наступления их времени, а во второй день отложил молитвы ближе к концу и совершил перед завершением их времени, сообщив, что время молитвы между двумя этими границами. Это — помимо множества других хадисов, указывающих на границы времени пятикратной молитвы словесно и наглядно, не делая различий между длинным световым днем и коротким, или длинным ночным временем и коротким, пока времена молитв различаются согласно тем критериям, которые разъяснил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Что касается регионов, где солнце не заходит летом и не восходит зимой или где день и ночь продолжаются до полугода, то их жители должны совершать молитву, ориентируясь на время восхода и захода солнца близлежащего региона, где различаются день и ночь. Основой для этого является следующий хадис: «Когда Посланник Аллаха рассказал о Даджжале, у него спросили о том, сколько времени он пребудет на Земле, и он ответил: “Сорок дней: день как год, день как месяц, день как неделя, а остальные дни — как ваши”. У него спросили: “О Посланник Аллаха! В день, который как год, достаточно ли нам молитв одного дня?” Он ответил: “Нет, определите количество (по году)”»[3].

Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не приравнял день, подобный году или подобный месяцу, к обычному дню, а обязал совершать пять молитв в течение суток и повелел им распределить времена молитв, принимая в расчет временные отрезки, соответствующие обычному дню в их регионе. Поэтому мусульмане обязаны соблюдать времена молитвы по расписанию молитв в ближайшем регионе, где различаются день и ночь.

Из вышесказанного следует, что жители города Тюмень, в котором не происходит полного заката и восхода солнца, обязаны придерживаться при совершении намазов расписания ближайшего к ним города, где световой день сменяется ночью, например — города Байконур.

 И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета педагогики и арабского языка международного исламского университета Аль-Азхар Акказиевым Рашидом Яхьяевичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 17 апреля 2018 года, и принято большинством его членов.

 _______________________________________

[1] За основу взята фетва Исламоведческого центра фетв министерства вакфов и религиозных дел Катара: URL: https://fatwa.islamweb.net/Fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&lang=A&Id=13228 (дата обращения: 18.04.2018).

[2] См.: Ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 243, хадис № 613.

[3] См.: Там же. С. 1177, хадис № 2937.

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить