БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/20 ПОРЯДОК ЗАХОРОНЕНИЯ УМЕРШЕГО ОТ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID‑19

  • 6 месяцев назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/20

ПОРЯДОК ЗАХОРОНЕНИЯ

УМЕРШЕГО ОТ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID‑19

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 14‑го числа месяца Шаʻбан 1441 года по лунному календарю, что соответствует 7 апреля 2020 года по григорианскому календарю,

постановил: 

  1. В случаях вынужденности и необходимости допускаются анатомические исследования тела покойного, умершего от коронавирусной инфекции COVID‑19.
  2. Омытие покойного является обязательным (фард аль-кифая). Однако ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения других людей (в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного), Совет считает допустимым захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума, если совершение этого становится невозможным. Руководствоваться нужно постановлением, а также рекомендациями Минздрава РФ по данному вопросу.
  3. Необходимо совершить погребальную молитву (Джаназа-намаз) над умершим от коронавирусной инфекции COVID‑19 в присутствии минимально возможного числа людей, ограничиться лишь ближайшими родственниками покойника. По возможности следует соблюдать дистанцию в два метра. Если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы, то в таком случае необходимо совершить молитву над его могилой тогда, когда представится возможность.
  4. Если захоронение умершего от коронавирусной инфекции COVID‑19 традиционным способом, в саване, представляет опасность здоровью и жизни людей, то допускается хоронить его в гробу.
  5. Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманин или мусульманка должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если такой возможности нет, то допускается хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать.
  6. Кремация тела в Исламе запрещена. Региональным духовным управлениям, входящим в состав ДУМ РФ, следует подготовить соответствующие обращения губернаторам, администрации города или иным высокопоставленным лицам, в чьей власти отдавать соответствующие распоряжения, с просьбой предоставить возможность хоронить мусульман, умерших от коронавирусной инфекции, согласно их религиозным предписаниям, предав их тела земле. В случае неудовлетворения просьбы кремация тела покойника будет считаться вынужденным обстоятельством и допустимой шариатом. Совершать погребальную молитву следует перед кремацией, если такое возможно, но при условии омытия тела покойного. Если омытие не было совершено, то допустимо как совершать погребальную молитву, так и не совершать ее. Если тело кремировали без совершения погребальной молитвы, то допустимы два варианта: не совершать погребальную молитву из-за отсутствия тела либо совершать ее перед прахом, обращаясь в сторону Каабы.

Следует отметить, что Минздрав РФ отнес COVID‑19 ко II группе патогенности, что предполагает допустимость захоронения тела умершего от данной болезни и предания его земле, без кремации.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 2/20.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 2/20

 

ПОРЯДОК ЗАХОРОНЕНИЯ

УМЕРШЕГО ОТ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID‑19

 

Актуальность исследования. С каждым днем количество заразившихся коронавирусной инфекцией на территории Российской Федерации увеличивается. Ввиду того что среди населения наблюдаются смертельные исходы и с учетом того факта, что при контакте с больным появляется вероятность заражения здорового человека, Совет улемов ДУМ РФ считает необходимым разобрать, как в случае смерти больного от коронавируса проводить погребальные обряды по мусульманским канонам, не подвергая при этом опасности здоровье людей и не нарушая положения Ислама. В связи с этим в рамках данного богословского заключения Советом улемов будут рассмотрены следующие вопросы: допустимо ли анатомическое исследование тела умершего от коронавируса; каким образом производить омытие тела умершего, учитывая опасность распространения вируса; как совершать погребальную молитву; в чем хоронить умершего; где допускается хоронить тело умершего по причине коронавируса и как Ислам относится к кремации в подобных случаях?

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания основоположников четырех богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей, а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.

Каждый день на территории Российской Федерации увеличиваются случаи заражения людей коронавирусной инфекцией COVID‑19. В связи с этим есть необходимость внесения ясности в ряд вопросов, связанных с погребением умершего от данного заболевания. Однако прежде хотелось бы ознакомить читателя с основными распоряжениями, принятыми Минздравом РФ по данному вопросу[1].

Новый коронавирус SARS‑CoV‑2 (вызывающий болезнь COVID‑19) представляет собой одноцепочечный РНК-содержащий вирус, относится к семейству Coronaviridae, относится к линии Beta-CoV B. Вирус отнесен ко II группе патогенности, как и некоторые другие представители этого семейства (вирус SARS‑CoV, MERS‑CoV).

Коронавирус SARS‑CoV‑2 предположительно является рекомбинантным вирусом между коронавирусом летучих мышей и неизвестным по происхождению коронавирусом.

Входные ворота возбудителя — эпителий[2] верхних дыхательных путей и эпителиоциты желудка и кишечника. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, воздушнопылевым и контактным путями.

Коронавирусная инфекция COVID‑19, вызываемая вирусом SARS-CoV-2, включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ № 66 от 31 января 2020 года)[3].

С декабря 2019 года по март 2020 года наиболее широкое распространение вирус SARS‑CoV‑2 (коронавирусная инфекция COVID‑19) получил на территории Китайской Народной Республики. В конце февраля 2020 года резко осложнилась эпидемиологическая обстановка по COVID‑19 в Южной Корее, Иране и Италии, что в последующем привело к значительному росту числа случаев заболевания в других странах мира, связанных с поездками в указанные страны. Всемирная организация здравоохранения объявила 11 марта 2020 года о начале пандемии COVID‑19.

Все события в этом мире происходят по воле и мудрости Всевышнего Аллаха, так как Вселенная находится под абсолютной властью и управлением ее Создателя. А трудности и проблемы — это неотъемлемая часть мирского бытия.

В Священном Коране сказано: «Каждая душа вкусит смерть. Испытывать же вас Мы [говорит Господь миров] будем как злом, так и добром, внося смуту и искушая вас. И к Нам вы будете возвращены» (Св. Коран, 21: 35).

В то же время любое повеление Аллаха (Бога) наполнено глубокой мудростью. За этой постигшей все человечество тягостью в том числе кроются уроки, посредством которых Всевышний напоминает человеку о его немощности пред Богом, призывает к самоанализу и покаянию.

Верующие, сумевшие осознать мудрость происходящего, заслужат прощение и милость Творца. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то (1) тяжелый труд (изнурительная, изматывающая работа, тягость, утомление, страдание); (2) недуг (к примеру, продолжительная болезнь); (3) забота (тревога, беспокойство); (4) печаль, грусть; (5) боль (страдания, причиняемые кем-то, обиды, неприятности; нанесенный ущерб, вред); (6) скорбь или (7) будь то даже уколовшая его [случайно] игла — посредством всего этого Всевышний прощает ему проступки (грехи)» [4].

 

Порядок проведения патологоанатомических вскрытий

В случае смерти в стационаре больного с установленным при жизни диагнозом COVID‑19 или отнесенного к категории «подозрительный и вероятный случай COVID‑19», патологоанатомическое вскрытие (в соответствии с Федеральным законом № 323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан» и приказом Минздрава РФ № 354 от 6 июня 2013 года «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий») проводится в патологоанатомических отделениях, обслуживающих данное учреждение здравоохранения. Отмена вскрытия не допускается. Похороны тел осуществляются в закрытом гробу[5].

 

Маршрутизация и захоронение трупов

Как уже было сказано выше, коронавирус SARS-CoV-2 учеными эпидемиологами, пульмонологами, вирусологами и специалистами по инфекционным болезням был отнесен ко II группе патогенности. В связи с этим видится необходимым ознакомить читателя с основными положениями постановления главного государственного санитарного врача РФ № 64 от 28 ноября 2013 года «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13. “Безопасность работы с микроорганизмами I–II групп патогенности (опасности)”» относительно маршрутизации и захоронения трупов, отнесенных ко II группе патогенности.

«4. 4. Инструментарий, защитные костюмы персонала и все предметы, соприкасавшиеся с трупом, помещения, а также транспорт, на котором перевозили труп, подлежат тщательному обеззараживанию.

  1. 5. Перевозить труп умершего от чумы, геморрагических лихорадок, вызванных вирусами Iгруппы, сибирской язвы, мелиоидоза к месту погребения можно на любом транспорте в металлическом или плотно закрытом деревянном гробу, обитом внутри клеенкой. Во избежание вытекания трупной жидкости швы в клеенке должны лежать сверху вниз и располагаться на боковых сторонах гроба. Труп должен быть завернут в материал, пропитанный дезинфицирующим раствором.

Перевозку трупа на кладбище или в крематорий осуществляет эвакуационная бригада в сопровождении специалистов территориальных органов Роспотребнадзора.

  1. 6. На дно могилы засыпают хлорную известь. Труп, уложенный в гроб, засыпают сверху сухой хлорной известью или хлорамином и плотно закрывают крышкой.
  2. 7. В виде исключения при отсутствии гроба допускается захоронение трупов людей, завернутых в простыню, смоченную дезинфицирующим раствором. На дно могилы и на уложенный труп насыпается сухая хлорная известь или хлорамин.
  3. 8. Кремация и захоронение трупов людей, умерших от инфекционных болезней, вызванных микроорганизмами I–IIгрупп патогенности, осуществляется в общих крематориях и на общих кладбищах с соблюдением требований настоящих санитарных правил»[6].

 

Решение Совета улемов ДУМ РФ

о захоронении умершего от коронавирусной инфекции COVID‑19

 

Патологоанатомическое вскрытие тела умершего от коронавирусной инфекции COVID‑19

В случаях вынужденности и необходимости, к которым относятся, например, медицинские исследования, определение причины смерти покойного, уголовное разбирательство, где необходимо заключение экспертов о мотивах смерти в доказательство вины или невиновности подозреваемого, допускаются анатомические исследования тела покойного[7].

Следует подчеркнуть, что это положение действует лишь в случаях необходимости и вынужденности. В обычной же ситуации действен достоверный хадис: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, как сломать ее живому»[8], то есть по степени греха одинаково пред Богом. Отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным, как и к живому.

 

Омытие тела покойного, умершего от коронавирусной инфекции COVID‑19

Абсолютное большинство ученых-правоведов считает, что омытие покойного является обязательным (фард аль-кифая[9]) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению[10]. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать. В достоверном хадисе передается, что, когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром[11] и заверните в одежду его [ихрам был использован в качестве савана]»[12].

Ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения ею других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, Совет улемов ДУМ РФ считает допустимым захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума, если совершение этого становится невозможным. Руководствоваться нужно постановлением, а также рекомендациями Минздрава РФ по данному вопросу.

Основанием для такого решения служат канонические правила: «Сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»[13]; «Затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»[14]; «Вынужденность определяется сложностью обстоятельств»[15], которые находят свое отражение в таких аятах Священного Корана, как: «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу сверх ее сил…» (Св. Коран, 2: 286), «…Он [Господь миров] избрал вас и не сделал для вас затруднений в религии…» (Св. Коран, 22: 78), «…Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей…» (Св. Коран, 2: 185), «…Не желает Аллах (Бог, Господь) тягот для вас, однако хочет очистить вас и дополнить милость Свою к вам…» (Св. Коран, 5: 6), «Так будьте набожны пред Аллахом (Богом, Господом) в меру ваших сил и возможностей…» (Св. Коран, 64: 16).

О защите себя от опасности в Священном Коране говорится: «…Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!..» (Св. Коран, 2: 195), «…Не убивайте самих себя!..» (Св. Коран, 4: 29).

Мусульманин, заразившийся инфекционной болезнью и умерший в результате этого заболевания, имеет особый статус пред Богом и получает такую же награду, как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины. В достоверных хадисах приводится:

«Чума — Божья кара, которую Он насылает на тех, кого пожелает. И поистине Аллах (Бог, Господь) сделал ее милостью для верующих. Поэтому тот, кто заразится этой болезнью и будет стойким пред лицом ее, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха (Бога, Господь), оставаясь в своей местности и при этом помня о том, что его постигнет лишь то, что предписано Всевышним для него, получит такую же награду (Божье воздаяние), как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины»[16].

«Пятеро являются мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими]: (1) умерший от чумы [как и от иного смертельного вируса], (2) умерший от болезни живота, (3) утонувший, (4) погибший под обломками и (5) отдавший жизнь в защиту веры или Родины»[17].

В исламском богословии есть такое понятие, как «пять наиважнейших постулатов»: человек (его жизнь и здоровье), разум, религия, имущество, потомство. Это то, что с точки зрения шариата первоочередно оберегается и защищается. Одной из главных целей, ради чего мусульманские каноны существуют, является сохранение здоровья и жизни человека. В Священном Коране сказано: «…Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества…» (см. Св. Коран, 5: 32). С учетом того, что вирус смертоносен, а жизнь и здоровье человека первостепенны, вынужденно придется не омывать тело покойного, вынужденно придется минимизировать количество молящихся, совершающих погребальную молитву, и т. д.  Данное решение соответствует фетвам, вынесенным: Европейским советом по фетвам и исследованиям[18], Международным союзом мусульманских ученых[19], Египетским домом фетв[20], Управлением по делам религии Турции[21].

 

Совершение погребальной молитвы (Джаназа-намаз) за умершего от коронавирусной инфекции COVID‑19

Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард аль-кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином, то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним. Совершение данной молитвы коллективно является сунной согласно мнению большинства ученых правоведов[22].

Совет улемов ДУМ РФ считает необходимым совершить погребальную молитву (Джаназа-намаз) над умершим от коронавирусной инфекции COVID‑19 в присутствии минимально возможного количества людей, ограничиться лишь ближайшими родственниками покойника. По возможности следует соблюдать дистанцию в два метра. Следует как можно скорее его захоронить. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного»[23].

Если человека похоронили, не совершив над ним погребальной молитвы, то в таком случае необходимо совершить молитву над его могилой тогда, когда представится возможность, если не прошло излишне много времени[24]. Совершающий молитву Джаназа-намаз встает перед могилой в направлении Каабы[25].

 

Захоронение умерших от коронавирусной инфекции COVID‑19 в гробах

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками[26].

Совет улемов ДУМ РФ считает, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в тех случаях, когда захоронение умершего традиционным способом, в саване, является опасным для здоровья и жизни людей, то допускается хоронить его в гробу. Такое же решение (фетву) вынесло Управлением по делам религии Турции[27].

 

Захоронение умерших от коронавирусной инфекции COVID‑19 на немусульманских кладбищах

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманин или мусульманка должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. Св. Коран, 2: 286).

 

Кремация тел умерших от коронавирусной инфекции COVID‑19

Кремация тела в Исламе запрещена. По мусульманским канонам тело покойного предается земле после выполнения всех необходимых обрядов. Региональным духовным управлениям, входящим в состав ДУМ РФ, следует подготовить соответствующие обращения губернаторам, администрации города или иным высокопоставленным лицам, в чьей власти отдавать соответствующие распоряжения, с просьбой предоставить возможность хоронить мусульман, умерших от коронавирусной инфекции, согласно их религиозным предписаниям, предав их тела земле.

В случае неудовлетворения просьбы, руководствуясь правилами фикха: «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления», а также «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным», — кремация тела покойника будет считаться вынужденным обстоятельством и допустимой шариатом[28]. Совершать погребальную молитву следует перед кремацией, если такое возможно, но при условии омытия тела покойного. Если омытие не было совершено, то большинство ученых, среди которых ученые ханафитского мазхаба, считают, что погребальная молитва (Джаназа-намаз) не читается. Более поздние ученые шафиитского мазхаба, некоторые ученые маликитского мазхаба и ученые-ханбалиты считают допустимым совершение погребальной молитвы (Джаназа-намаз) [29].

Если тело кремировали без совершения погребальной молитвы, то допустимы два варианта:

  1. Не совершать погребальную молитву из-за отсутствия тела. Таково мнение ханафитского мазхаба, большинства шафиитов, а также маликитов[30];
  2. Совершать ее перед прахом, обращаясь в сторону Каабы. Это относится к поздним мнениям ученых шафиитского мазхаба. С этим мнением согласны ученые ханбалитского мазхаба, а также некоторые ученые-маликиты. Основополагающим доводом является хадис: «То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей]»[31]. Из данного хадиса ученые-правоведы вывели важнейшее правило фикха: «Легкое не аннулируется сложным». То есть легкое — возможность совершения погребальной молитвы (Джаназа-намаз) — не отменяется сложным (невозможным) — отсутствием тела зараженного смертельным вирусом, ибо его кремировали. Также они сказали, что сутью совершения молитвы Джаназа-намаз за умершего является мольба-дуʻа за него. А ее не следует оставлять[32].

Отметим, что Минздрав РФ отнес коронавирус SARS‑CoV-2 ко II группе патогенности, что предполагает допустимость захоронения тела умершего от заболевания, вызванного данным вирусом, и предания его земле без кремации.

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено ученым секретарем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Ганиевым Ильясом Алиевичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного дистанционного заседания, состоявшегося 7 апреля 2020 года, и принято большинством его членов.

 _____________________________________

[1] См. об этом: URL: https://www.rosminzdrav.ru/;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347896/;

https://base.garant.ru/70663038/ (дата обращения: 08.04.2020).

[2] Ткань, покрывающая поверхность многоклеточного животного организма, а также выстилающая все его полости; выполняет защитную и трофическую функции (Энциклопедический словарик. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/slovarik/1834942.html (дата обращения: 08.04.2020)).

[3] Министерство здравоохранения Российской Федерации. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID‑19). Версия 4 (27.03.2020). С. 3. [Электронный ресурс]. См.: URL: https://www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 08.04.2020).

[4] См.: Аль-Бухари М. Сахих: в 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1807, хадисы № 5641, 5642; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: в 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5641, 5642; Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: в 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 130, хадисы № (2573) 52; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: в 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 7. С. 166, хадис № 2905, «сахих», а также хадис № 2925 (от ‘Аиши), «сахих».

[5] Министерство здравоохранения Российской Федерации. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID‑19). С. 43, 44.

[6] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 64 от 28 ноября 2013 года «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 “Безопасность работы с микроорганизмами I–II групп патогенности (опасности)”». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70663038/ (дата обращения: 08.04.2020).

[7] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2608.

[8] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 176, хадис № 1616, «сахих»; Ас‑Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 389, хадис № 6231.

[9] Фард аль-кифая — это то, что является обязательным для всех верующих, и если кто-либо выполняет эту обязанность, то остальные освобожаются от нее. Если же она никем из числа мусульман не совершена, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.

[10] Некоторые богословы маликитского мазхаба считали сунной омытие тела покойника. См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 13. С. 49.

[11] Сидр — лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.

[12] См.: Аль-Бухари М. Сахих: в 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.

[13] См.: Ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхийя. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 74, 75.

[14] Там же. С. 71–73.

[15] См.: Ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[16] См.: Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 669, хадис № 3474.

[17] См.: Ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 794, хадис № 1914.

[18] URL: https://www.e-cfr.org/البيان-الختامي-للدورة-الطارئة-الثلاث/ (дата обращения: 08.04.2020). О Европейском совете по фетвам и исследованиям см. сноску к богословскому заключению № 1/19.

[19] URL: http://iumsonline.org/ar/ContentDetails.aspx?ID=11220 (дата обращения: 08.04.2020).

[20] См.: Сабри М. Фетвы ученых о коронавирусе. Каир: аль-Башира, 2020. С. 118.

[21] URL: https://kurul.diyanet.gov.tr/ (дата обращения: 08.04.2020).

[22] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]: в 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 16. С. 18.

[23] См.: Аль-Бухари М. Сахих: в 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: в 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

[24] Богословы-ханафиты говорят о времени, в течение которого тело могло предположительно разложиться. Богословы-шафииты не говорят о временны́х ограничениях. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 2. С. 502, 503.

[25] Там же.

[26] Там же. С. 158.

[27] URL: https://kurul.diyanet.gov.tr/ (дата обращения: 08.04.2020).

[28] О том, что в вынужденных обстоятельствах кремация допустима, есть подробная фетва Египетского дома фетв. См.: URL: https://www.dar-alifta.org/ar/ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=13425&تغسيل_المتوفى_بمرض_الإيبولا_-_الأستاذ_الدكتور_/_شوقي_إبراهيم_علام (дата обращения: 08.04.2020).

[29] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 2. С. 119.

[30] Там же.

[31] См.: Аль-Бухари М. Сахих: в 5 т. Т. 4. С. 2275, хадис № 7288.

[32] Там же. Т. 2. С. 119.

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить