БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 6/20 ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ КУРБАН-БАЙРАМ — 2020

  • 3 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 6/20

ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ КУРБАН-БАЙРАМ — 2020

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской Федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе заочного заседания, состоявшегося 2‑го числа месяца Зуль-хиджа 1441 года по лунному календарю, что соответствует 23 июля 2020 года по григорианскому календарю,

постановил:

  1. Согласно лунному календарю первый день месяца Зуль-хиджа 1441 года по хиджре наступил с заходом солнца 21 июля 2020 года по григорианскому летоисчислению. Девятый день месяца Зуль-хиджа, являющийся днем ‘Арафа, наступит 30 июля. Десятый день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-байрам наступят 31 июля. Одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца Зуль-хиджа, дни ат-Ташрик, приходятся на 1, 2, 3 августа.
  2. Региональные духовные управления мусульман, входящие в состав ДУМ РФ, самостоятельно принимают решение о порядке проведения праздничной молитвы Курбан-байрам с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в своих регионах.
  3. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, а также постановлению Правительства Москвы (Приложение № 1), в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), праздничная молитва в Москве будет проводиться только в Соборной мечети с участием имамов, муэдзинов и заместителей муфтия. В других мечетях, а также местных религиозных организациях мусульман (МРОМ) праздничный намаз проводить не рекомендуется. Всем мусульманам следует создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь муфтия и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Традиционно на федеральном телевизионном канале «Россия 1» будет вестись трансляция праздничной проповеди председателя ДУМ РФ, муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Призываем всех прослушать данную проповедь, чтобы укрепить и усилить единство мусульманского сообщества Российской Федерации и СНГ.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 6/20.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 6/20

 

ПРАЗДНИК ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ КУРБАН-БАЙРАМ — 2020

 

Актуальность исследования. В текущем году один из главных праздников мусульман ʻИд аль-адха приходится на период, когда во избежание распространения новой коронавирусной инфекции правительством страны принят ряд ограничительных мер. В связи с этим изменения коснулись и мусульманского мира: в проведении религиозных обрядов, праздничного намаза и совершения действий, связанных с жертвоприношением. Как в адрес региональных имамов, так и представителей ДУМ РФ начало поступать множество вопросов касательно особенностей исполнения обязательства, связанного с жертвоприношением, в условиях сложившейся ситуации. Верующих чаще всего интересуют следующие вопросы:

— как в условиях самоизоляции следует провести праздничный намаз и произвести заклание жертвенного животного;

— какие критерии необходимы для выполнения жертвоприношения;

— как поступить со шкурой жертвенного животного;

— как и когда в дни праздника произносить такбир;

— каких правил необходимо придерживаться при забое животного.

С целью разъяснения ответов на данные вопросы Советом улемов ДУМ РФ было принято решение провести дистанционное заседание, в рамках которого, с опорой на главные два руководства мусульман: Священный Коран и Сунну пророка Мухаммада, а также на мнения авторитетных ученых, было бы вынесено решение по ранее упомянутым вопросам, дабы верующие полноценно смогли соблюсти свои обязательства пред своим Господом касательно жертвоприношения.

Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также на мнения авторитетных ученых-богословов и решения международных организаций по изданию фетв.

Словом «курбан» в мусульманской традиции именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный праздник — это ритуальное заклание животного, посредством которого человек имеет возможность приблизиться к своему Господу. Сакральный смысл праздника заключается не столько в пускании крови жертвенного животного, сколько в искреннем сострадании и помощи бедным и нуждающимся людям. В Коране сказано: «До Аллаха (Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же дойдет до Него набожность, исходящая от вас. Подобным образом они [животные] подчинены вам. Дабы вы возвеличили Аллаха (Бога) за верный путь. Обрадуй же благодеющих!» (Св. Коран, 22: 37).

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам связан с событием, произошедшим с пророком Ибрахимом (Авраамом). Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Ибрахима к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Ибрахим, обсудив Божье повеление с сыном, который покорно согласился с отцом, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это [произошедшее с вами, Ибрахим и Исмаил, непростое событие] — явное испытание [успешное прохождение через которое облагородило вас и открыло новые возможности]» (Св. Коран, 37: 106). Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака)[1].

Данный праздник, жертвоприношение, совершаемое во время него, как и обязательный налог-закят, и праздничные молитвы стали частью религиозной практики мусульман во втором году хиджры.

 

Правовой статус совершения жертвоприношения

Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф[2] и Мухаммад[3]), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар[4] и аль-Хасан[5], ученые из числа ханафитского мазхаба, заявляли, что это обязательно («ваджиб»)[6].

Ученые шафиитского[7], маликитского и ханбалитского мазхабов считали, что ритуальное принесение животного в жертву желательно на уровне сунны муаккяды (то есть то, что Пророк всегда выполнял, не пропускал, но к обязательному (фард) это не относится).

Канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения со стороны тех, кто имеет на то материальные средства[8]. В хадисе говорится: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы»[9]. Многие ученые пояснили, что данный хадис из ряда тех хадисов, которые, хотя и однозначны по смыслу, все же указывают не на обязательность, а на важность того или иного деяния.

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня[10]. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток[11]. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари[12].

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного, бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния[13].

 

Необходимые критерии для совершающего жертвоприношение

Критериями для необходимости выполнения жертвоприношения являются: свобода, религиозность, совершеннолетие, психическое здоровье, наличие необходимых материальных средств и нахождение на месте постоянного жительства[14].

Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты ежегодного обязательного закята[15]. Богословы-шафииты считают: тем, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничные дня и, помимо этого, у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тому необходимо приобрести его и принести в жертву[16].

Жертвоприношение желательно (сунна) сделать самому[17]: проговорить намерение, сказать: «бисмил-лях, аллаху акбар» — и перерезать животному основные артерии.

С учетом сложившейся непростой эпидемиологической ситуации в стране, во избежание скопления людей, желающих совершить жертвоприношение, Совет удемлв рекомендует перечислять стоимость курбана в мусульманские благотворительные фонды, которые организуют массовое заклание и централизованную раздачу мяса малоимущим. В этом случае верующий проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы обряд заклания был выполнен от его имени.

Допустимо также совершение заклания животных обычном способом, но с соблюдением всех мер предосторожности: социальной дистанции 1,5 метра и с наличием средств индивидуальной защиты (маски и перчатки).

 

Основные правила, предъявляемые к забою жертвенного животного

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы[18], а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны[19], овцы и козы[20] в возрасте года и старше.

Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов.

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность[21].

От одной семьи (от одного семейного бюджета) следует произвести заклание одного барашка. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана»[22]. Также передается, что ‘Ата ибн Ясар[23] спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Аюба аль-Ансари[24] о том, как именно во времена Посланника Божьего выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своей семьи одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня»[25]. Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ид аль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни[26] говорил по этому поводу: «Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи[27], если даже она будет состоять из ста человек и более»[28].

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества[29]. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено[30]. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего)[31]. Хотя и эту часть верующий может не оставлять, если, например, намерен передать свой курбан через организацию или фонд в качестве благотворительности для малоимущих, проживающих в другой области, другом регионе или государстве.

 

Шкура жертвенного животного

Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]»[32]. Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь[33]. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни[34].

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]»[35].

В Москве либо ином другом городе Российской Федерации или СНГ можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

 

Совершение праздничной молитвы в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является необходимым. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна муаккяда»[36].

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно[37]. В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам[38]. Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день. Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная праздничная молитва может быть выполнена и одним человеком[39].

В случае если в стране сохранится сложная эпидемиологическая ситуация и вновь будет введен запрет на проведение массовых собраний, то праздничный намаз будет проводиться только в Соборной мечети города с участием минимального количества человек (по ханафитскому мазхабу), а именно: имама, муэдзина и служащего мечети. Всем остальным мусульманам рекомендуется создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь имама местной соборной мечети и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Упоминание о совершении молитвы в два ракяата есть в трудах ученых шафиитского мазхаба[40], а в четыре ракяата — в трудах ученых ханафитского мазхаба[41].

 

Произнесение такбира в дни праздника

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. В Коране говорится: «Упоминайте Аллаха (Бога) в определенные дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа[42]]. Кто торопится и завершает обряд[43] за два дня, то нет греха на нем. И нет греха на том, кто задерживается. Это касается тех, кто полон трепета пред Богом. Будьте же набожны и знайте, что все вы соберетесь пред Ним» (Св. Коран, 2: 203)[44].

Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) 9‑го дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

 

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ .

Аллаху акбар, аллаху акбар, ла илаха илла-ллах, ва-л-лаху акбар, аллаху акбар, ва ли-л-лахил-хамд.

Перевод: «Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»[45].

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено председателем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдиновым Шамилем Рифатовичем, обсуждено и принято членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 23 июля 2020 года.

________________________________________________

[1] На момент рождения Исхака Аврааму было 99 лет. См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: в 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 12. С. 125. Подробнее об этой истории см.: Св. Коран, 37: 100–112.

[2] Абу Юсуф Я‘куб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи, известный как Абу Юсуф (113 г. п. х. – 182 г. п. х.; 731–798 гг. по григор.) — видный исламский факых (правовед), один из учеников имама Абу Ханифы. Родился в Куфе. После смерти имама Абу Ханифы возглавил его правовую школу. Являясь главным шариатским судьей (кадый) в халифате, содействовал в распространении ханафитского мазхаба.

[3] О нем см. примечание к богословскому заключению № 2/19.

[4] Зуфар ибн аль-Хузайл аль-‘Анбари ат-Тамими (110 г. п. х. – 158 г. п. х.; 728–775 гг. по григор.) — факых (правовед) и мухаддис (хадисовед), ученик имама Абу Ханифы. Родился в Ираке. Внес большой вклад в распространение ханафитской правовой школы.

[5] Аль-Хасан ибн Зияд аль-Лу’лу’и (116 г. п. х. – 199 г. п. х.; 734–814 гг. по григор.) — ученик имама Абу Ханифы. Факых (правовед) и мухаддис (хадисовед).

[6] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]: в 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 2. Ч. 4. С. 403.

[7] См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх [Программа студентов и опора муфтиев в фикхе]. Бейрут: аль-Фикр, 1992. С. 320.

[8] То есть, по мнению Абу Ханифы и тех, кто согласен с ним, если верующий имеет материальную и иные возможности для жертвоприношения и при этом не совершает его, то он грешен пред Всевышним, так как пророк Мухаммад ясно дал понять, что не нужно допускать к месту моления тех, кто имел возможность принести в жертву барана, а не сделал этого. Остальные ученые считают подобное порицаемым (макрух), но не грешным, в подтверждение чего есть большое количество хадисов, указывающих на отсутствие категоричной обязательности. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: в 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. С. 516; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 3. С. 595; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2703, 2704; Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асира [Современные фетвы]: в 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 388, 392.

[9] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 540, хадис № 8973.

[10] Ученые-шафииты считают, что завершается время жертвоприношения до захода солнца четвертого дня. Оба мнения имеют обоснования из Сунны, поэтому, для большей уверенности, лучше закончить до вечерней молитвы третьего дня. Если же человек не успел в первые три дня, то может воспользоваться мнением шафиитских богословов и совершить жертвоприношение в четвертый день. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мултака аль-абхур. Т. 2. С. 518; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2717; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 405, 406.

[11] Мнение о том, что заклание нужно делать только в дневное время суток, ничем не обосновано, кроме как опасением ошибиться в темноте и что-то сделать не так. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мултака аль-абхур. Т. 2. С. 519. По причине того, что сегодня имеется искусственное освещение, вопрос о времени суток неактуален.

[12] См.: Там же. С. 518.

Богословы-шафииты считают, что начало времени — это истечение примерно одного часа после восхода солнца, а именно 20–40 минут после восхода, плюс время, в течение которого можно успеть совершить праздничную молитву и прочитать непродолжительные две праздничные проповеди. См.: Аль-Хатыб аш‑Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]: в 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 6. С. 134.

[13] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: в 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 6. С. 334; Аз‑Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2715; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 406.

[14] Богословы-ханафиты считают, что жертвоприношение не является сунной для путника, приводя в подтверждение слова ‘Али о том, что «для путника необязательны пятничная молитва и жертвоприношение (аль-удхия)», и то, что Абу Бакр и ‘Умар не совершали жертвоприношения, когда были в пути. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2711; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 405; Аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж: в 6 т. Т. 6. С. 127.

[15] Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилиль-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота, данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5 % закята.

[16] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2708.

[17] См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх. С. 320; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: в 8 т. Т. 6. С. 328.

[18] Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам, то есть в жертвоприношении одной коровы, например, может участвовать не более семи семей. Богословы-ханафиты уточняют: каждый из участвующих должен быть мусульманином и иметь намерение совершить жертвоприношение. Богословы-шафииты не категоричны в этом. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 5. С. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 404; Аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж: в 6 т. Т. 6. С. 130; Аз‑Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2713.

[19] Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2723; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 408.

[20] Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж: в 6 т. Т. 6. С. 129.

[21] См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519, 520; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: в 8 т. Т. 6. С. 324; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2709; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 406; Аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж: в 6 т. Т. 6. С. 132, 133.

[22] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 340, хадис № 3125, «хасан»; Аз‑Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: в 11 т. Т. 4. С. 2705.

[23] ‘Ата’ ибн Ясар — известный представитель поколения таби‘инов. Родился в Медине в период правления ‘Усмана ибн ‘Аффана. Часто пребывал в мечети Пророка, где вел проповедническую деятельность, рассказывая назидательные истории.

[24] Абу Аюб Халид ибн Зейд аль-Ансари (47 г. д. х. – 54 г. п. х.; 576–674 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада. Принадлежал роду наджар племени хазрадж. Принял Ислам до переселения мусульман в Медину, был участником второй клятвы при Акабе. После переселения в Медину многие мединцы захотели принять Пророка как гостя в своем доме, на что Посланник ответил, что остановится в том доме, перед которым сядет его верблюдица. Этим домом оказался дом Абу Айюба аль-Ансари, где Пророк прожил несколько месяцев. Участвовал во многих сражениях между мусульманами и язычниками. Будучи в преклонном возрасте, принял участие в осаде Константинополя, где был ранен, вследствие чего покинул этот мир. Похоронен неподалеку от стен Константинополя.

[25] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 342, хадис № 3147, «сахих»; Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Т. 5. С. 127, хадис № 2109.

[26] О нем см. примечание к богословскому заключению № 4/20.

[27] Под словом «семья» не подразумевается целый род, а то количество людей, которых обеспечивает один кормилец или у которых один семейный бюджет.

[28] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Т. 5. С. 128; Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асира: в 2 т. Т. 1. С. 392, 393.

[29] См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: в 8 т. Т. 6. С. 328.

[30] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2128.

[31] См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх. С. 321; Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асира. Т. 1. С. 396.

[32] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554, «сахих».

[33] Если жертвоприношение относится к категории обязательного (например, был дан обет (назр) пред Всевышним о том, что «если произойдет определенное событие, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное», и это произошло), то человек обязан раздать все, включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш‑Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж: в 6 т. Т. 6. С. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мултака аль-абхур. Т. 2. С. 519.

[34] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: в 8 т. Т. 6. С. 328; Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409.

[35] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар: в 8 т. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2127 и пояснение к нему; Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]: в 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 507, хадис № 1717; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар: в 8 т. Т. 6. С. 328, 329.

[36] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]: в 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; Аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж: в 6 т. Т. 1. С. 563.

[37] Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве, — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Напомним, что совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания.

[38] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘: в 7 т. Т. 1. С. 414.

[39] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 27. С. 244.

[40] Основным мнением ученых шафиитского мазхаба является желательность (мустахаб) восполнения пропущенной праздничной молитвы в обычной ее форме, так же, как совершал ее имам со всеми такбирами. См., например: Ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 5. С. 27, 28; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: в 10 т. Каир, 1968. Т. 2. С. 289, 290. Обоснованием этому является лишь действие сподвижника Анаса ибн Малика. Сообщается, что когда он [по уважительной причине] пропускал праздничную молитву с имамом, то совершал ее вместе со своей семьей, как совершал ее имам [в мечети].

[41] См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Дамаск: ад-Даккак, 2014. С. 440; Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘: в 7 т. Т. 1. С. 279. Обоснованием этому являются слова сподвижника Ибн Масʻуда: «Кто пропустит праздничную молитву, тот пусть совершит [дополнительную молитву], состоящую из четырех ракяатов. В первом ракяате [кто может, тот пусть] читает [87‑ю] суру [Корана] “Аль-А‘ла”, во втором ракяате [кто может, тот пусть] читает [91‑ю] суру [Корана] “Аш-Шамс”, в третьем ракяате [кто может, тот пусть] читает [92‑ю] суру [Корана] “Аль-Лейл”, а в четвертом ракяате [кто может, тот пусть] читает [93‑ю] суру [Корана] “Ад-Духа”».

[42] См., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 183 (мнение Ибн ‘Аббаса).

[43] То есть совершает заклание животного с упоминанием и возвеличиванием Господа, а также остальные процедуры, приходящиеся на эти дни в период хаджа.

[44] Богословские подробности по данному аяту см., например: Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир: в 17 т. Т. 1. С. 578, 584, 585.

[45] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асира. Т. 1. С. 389, 390.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить