БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/19 РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА ПО РЕШЕНИЮ СУДА (АТ-ТАФРИК АЛЬ-КАДАИЙ)

  • 4 года назад
  • 1

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 2/19

 РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА ПО РЕШЕНИЮ СУДА

(АТ-ТАФРИК АЛЬ-КАДАИЙ)

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 5-го числа месяца Раджаб 1440 года по лунному календарю, что соответствует 12 марта 2019 года по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил:

  1. Женщина имеет право обратиться за разводом, если муж отказывается ее содержать. Если есть подтверждение материальной несостоятельности либо если муж отсутствует (не живет со своей семьей), то шариатский судья (кадый)[1] либо муфтий дает отсрочку, срок которой определяется им с учетом всех обстоятельств и текущего положения дел, но не превышает трех месяцев. Если ситуация не изменится, шариатский судья (кадый) либо муфтий вправе их разлучить.

Данная форма развода (талак) является радж‘и, то есть муж вправе вернуть свою жену в послеразводный период (‘идда), но при условии, что будет подтверждена его материальная состоятельность и он будет готов содержать свою жену. Если же у него есть имущество, выносится решение о его обязанности содержать свою семью, и тогда нет нужды в разводе (талак). В случае преднамеренного отказа и осознанного ущемления прав жены шариатский судья (кадый) либо муфтий выносит решение о разводе.

  1. Женщина вправе обращаться к шариатскому судье (кадыю) либо муфтию, чтобы ее развели с супругом, имеющим изъяны детородных органов и неизлечимые болезни. В том случае, если супруга не была оповещена об изъяне и он является неустранимым, то шариатский судья (кадый) либо муфтий вправе разлучить их сразу, что будет являться малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра)[2]. Если есть надежда на излечение, то дается срок не более года, в течение которого супруг должен излечиться. Если этого не произойдет, то супругов разлучают.
  2. Если супруга заявляет о нанесении ей вреда мужем, она вправе обратиться к шариатскому судье (кадыю) либо муфтию с просьбой их разлучить. Если есть подтверждение вреда и примирители не в состоянии их привести к согласию, шариатский судья (кадый) либо муфтий разлучает супругов. Данный развод является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если нет подтверждения вреда, то шариатский судья (кадый) либо муфтий дает отсрочку, которая должна быть не менее месяца. Если заявитель продолжает жаловаться, шариатский судья (кадый) либо муфтий направляет двух примирителей со стороны мужа и жены и берет с них клятву, что они исполнят свою миссию честно и справедливо. Главная задача назначенных примирителей состоит в приведении супругов к согласию, но, если они не смогут этого сделать, принимается решение о разлучении. Данный развод считается малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если есть разногласия между выбранными примирителями, кадый либо муфтий назначает третьего, который определит исход дела, — с него также берется клятва. Примирители не имеют права выносить решение о разводе, а лишь передают подробности дела шариатскому судье, который выносит окончательный вердикт.
  3. Допускается разлучать супругов в случае отсутствия мужа в течение года и более без весомого оправдания. После того как его предупредят о том, что жене будет дан развод, он должен либо вернуться к ней, либо забрать ее к себе, либо развестись. Женщина вправе просить развод у шариатского судьи (кадыя) либо муфтия, даже если ей направляются средства на содержание. Данный развод считается радж‘и, возвратным: если муж вернется в период ‘идда, он вправе вернуть свою супругу.
  4. Женщина вправе просить развод (талак) по причине тюремного заключения мужа, если срок заключения — три года и более. При этом женщина вправе просить развод (талак) лишь по истечении года с момента отсутствия мужа.

С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 2/19.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к богословскому заключению № 2/19

 

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА ПО РЕШЕНИЮ СУДА

(АТ-ТАФРИК АЛЬ-КАДАИЙ)[3]

 

Актуальность исследования. В мусульманском праве особое место занимает институт семьи. В нем четко оговорены положения как касательно заключения мусульманского брака (никях), так и его расторжения. Несмотря на то что развод и является дозволенным, он ненавистен пред Всевышним Создателем. Об этом говорится в хадисе Пророка: «Самое ненавистное пред Аллахом (Богом, Господом), но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[4]. По воле Всевышнего право давать развод принадлежит мужчине, мужу. Однако в современных реалиях нередко появляются ситуации, когда жена обращается с просьбой дать ей развод. С целью разъяснить, в каких ситуациях женщина может явиться инициатором расторжения мусульманского брака (никях), Советом улемов ДУМ РФ было принято решение подробно разобрать положения Ислама касательно данного вопроса и определить те случаи, когда женщина может обратиться к шариатскому судье с просьбой развести ее с супругом.

Методология исследования опирается на мнения и аргументацию четырех богословско-правовых школ (мазхабов), а также на богословские исследования международных организаций, специализирующихся на издании фетв.

Всевышний Господь, заповедовав супругам любовь и согласие, крепость семейных уз и воспитание благородного потомства, определил особый характер семейного союза, основанного на любви к Богу и отказе от наущений Сатаны.

Если же исчерпаны все возможности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, мусульманский брак (никях) может быть расторгнут, но только при соблюдении установлений Священного Корана и Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Заявление мужа о намерении развестись с супругой («я дал тебе развод», «ты разведена») служит началом бракоразводного процесса. Согласно исламскому праву, стремящемуся сохранить единство семьи, бракоразводный процесс предусматривает возможность трехэтапного развода (первые два могут быть незавершенными, но последний уже окончателен) и обязательность разводного периода (‘идда).

Получив развод (например, после произнесения слов «ты разведена», «я развелся с тобою»), женщина может выйти замуж только по истечении трех менструальных циклов (примерно через три месяца), которые в том числе показывают, есть ли у нее беременность от прежнего мужа или нет.

В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином порицаемом вами Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию. Всевышний заповедал мужу и жене строить семью на основе любви, взаимоуважения и согласия, а в конфликтных ситуациях искать пути примирения и стремиться максимально сохранять брачный союз. «…Ведь согласие (примирение) — лучше всего…» (Св. Коран, 4: 128).

Однако если исчерпаны возможности сохранить семью, то исламское право допускает развод, при этом оговаривает, что «самым ненавистным, но разрешенным пред Всевышним является развод»[5]. Приоритетное право дать развод закреплено за мужем. Тем не менее при наличии веских причин женщина также имеет право требовать развода. И если у нее есть для этого соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давать развод или затягивать расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (брачный дар) обратно. Право давать развод находится в руках мужа. Однако женщина может явиться инициатором развода, договорившись с мужем о возвращении брачного дара (махра) или того, на чем они обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему), чтобы муж освободил ее. После того как муж скажет, что дает развод, они перестают быть мужем и женой. Данная форма развода называется хулʻя. Временны́х ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс, нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения. Согласно мнению большинства ученых, такая форма развода будет считаться окончательной (баин). Жена должна выждать послеразводный срок (‘идда), который длится три менструальных цикла, если он имеется, или три месяца, если его нет (болезнь, старость и др.). Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.

Поводы инициирования развода женой могут быть самыми разными, например, обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае когда он здоров и может обеспечивать семью, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу), притеснение, избиения, измены и продолжительное отсутствие мужа.

Таким образом, развод может быть инициирован женой, но с условием, что жена откупится, после чего обретет свободу. Если муж отказывается давать жене развод, она имеет право обратиться в шариатский суд при том Духовном управлении мусульман, при котором имеется институт кадыев, либо к муфтию для расторжения мусульманского брака (никях).

Рассмотрим поводы, по которым женщина может развестись в шариатском суде. Необходимо отметить, что разлучение между мужем и женой посредством судебного разбирательства отличается от общепринятого развода тем, что последний происходит по воле и желанию мужа. Что касается развода ат-тафрик аль-кадаий, то он происходит путем вынесения решения судьей, муфтием. В данном случае развод носит принудительный характер, не требует согласия мужа и учета его воли, дабы предоставить женщине возможность разорвать супружеские узы. Это делается в том случае, если другие пути — обычного развода и хулʻя — не приводят к результату.

Опишем случаи, при котором женщина может прибегнуть к судебному разбирательству для развода с мужем в рамках Совета улемов или соответствующего органа при местном Духовном управлении мусульман.

 

  1. Разлучение между супругами по причине отсутствия содержания (нафака)

Обязанность содержать семью лежит на мужчине. Существует необходимый жизненный минимум, при отсутствии которого женщина вправе просить развод. Согласно мнению мусульманских ученых, муж обязан обеспечивать жену едой, одеждой и жильем[6].

Аргументом к данному мнению служит часть аята из Священного Корана: «…Отец же [если вдруг они развелись с матерью ребенка] обязан продолжить ее содержание (обеспечить едой и одеждой) в оптимальных условиях той местности, в которой они проживают, с учетом его материальных возможностей…» (Св. Коран, 2: 233).

А также: «Селите [о мужья] их там же, где сами живете из имеющегося [учитывая вашу состоятельность]» (Св. Коран, 65: 6).

В своей Прощальной проповеди Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Права женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам, словно пленницы, и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак».

В зависимости от региона проживания сумма расходования на жену может разниться. Главное, чтобы обеспечивался необходимый минимум — еда, жилье, одежда — в рамках утвержденных традиций и условий конкретной местности.

По вопросу разлучения между супругами по причине отсутствия содержания есть разные мнения. Первое мнение — ученых-ханафитов, и оно гласит, что не допускается разлучать супругов по причине отсутствия содержания жены. Муж либо богат, либо беден. Если он беден, то с его стороны нет намеренного ущемления прав жены. Священный Коран гласит: «Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! Аллах не вменяет душе в обязанность то, что больше предоставленного ей [во временное, земное пользование из сил, средств и материальных благ]. Через некоторое время после трудности [которую важно умно и мудро преодолеть] Он [Господь миров] дает легкость» (Св. Коран, 65: 7).

В таком случае его нельзя ущемлять, разлучая с супругой. Если муж богат, но не расходует на жену должным образом, он ущемляет ее права. Однако его притеснение не обязательно устранять путем разлучения с супругой, поскольку есть возможность прибегнуть к другим способам. К примеру, принудить продать часть имущества для содержания супруги.

Доводом к вышеуказанному мнению служит то, что от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было передано, чтобы он давал женщине возможность расторгнуть мусульманский брак (никях) по причине материальной нужды своего мужа.

Большинство ученых трех оставшихся правовых школ придерживаются мнения, что при отсутствии содержания со стороны мужа разлучение между супругами возможно. В качестве довода приводится аят из Священного Корана: «…И никоим образом не удерживайте их, стараясь навредить им. Кто же поступает так, тот, поистине, притесняет самого себя» (Св. Коран, 2: 231). Удержание женщины без ее содержания является причинением ей вреда: «…[При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает жену в рамках общепризнанных моральных норм, либо благородно освобождает ее от брачных уз…» (Св. Коран, 2: 229). Благим удержанием не является то, что муж отказывается содержать жену.

У Са‘ида ибн аль-Мусайиба[7] спросили о человеке, который не может содержать свою супругу: «Возможно ли разлучить их?» Он ответил: «Да». Они снова спросили: «Это соответствует Сунне?» Он сказал: «Это Сунна [нашего Пророка]»[8].

Передается, что ‘Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) направил послание правителям войск касательно мужчин, которые находились вдали от своих жен. Он призывал либо содержать их, либо развестись с ними. Если же они решат развесить, то обязаны отправить то, что они должны были расходовать на семью за прошлый период[9].

 

Согласно установлениям шариата, Совет улемов постановляет: женщина имеет право обратиться за разводом, если муж отказывается ее содержать. Если есть подтверждение материальной несостоятельности либо если муж отсутствует (не живет со своей семьей), то шариатский судья (кадый) либо муфтий дает отсрочку, срок которой определяется им с учетом всех обстоятельств и текущего положения дел, но не превышает трех месяцев[10]. Если ситуация не изменится, судья вправе их разлучить.

Данная форма развода (талак) является радж‘и, то есть муж вправе вернуть свою жену в послеразводный период ‘идда, но при условии, что будет подтверждена его материальная состоятельность и он будет готов содержать свою жену. Если же у него есть имущество, выносится решение о его обязанности содержать свою семью, и тогда нет нужды в разводе. В случае преднамеренного отказа и осознанного ущемления прав жены шариатский судья (кадый) либо муфтий выносит решение о разводе.

 

  1. Разлучение супругов по причине явных изъянов или болезни

Большинство богословов допускают разлучение супругов по причине изъянов.

 

Изъяны, допускающие разлучение

Все четыре правовые школы допускают разлучение между супругами при двух изъянах — импотенции и кастрации (полное отсутствие детородного органа)[11].

Однако существуют нюансы, относительно которых мнения ученых расходятся. Имам Абу Ханифа[12] и имам Абу Юсуф[13] считают, что брак не расторгается, кроме как при наличии одного из трех изъянов: импотенция, кастрация в виде полного отсутствия детородного органа или только яичек, так как данные недуги препятствуют деторождению. Если они присутствуют в мужчине, то считаются неустранимыми, а значит вред их явен. Иначе невозможно достичь как главного смысла брака — продолжения рода, так и удаления от греховного. Отсюда неизбежным видится разлучение жены с мужем.

Если имеется бешенство, проказа и схожие болезни, то, по ханафитскому мазхабу, их наличие не подразумевает расторжения брака. Однако другой ученый, имам Мухаммад[14], ученик Абу Ханифы, говорит, что у жены есть право выбора, она может расторгнуть брак при наличии указанных болезней у мужа.

Имам Малик и имам аш-Шафиʻи считают, что никях может быть расторгнут одним из супругов только в том случае, если у другого присутствуют болезни репродуктивной системы, препятствующие деторождению, либо заболевания, вызывающие отвращение: бешенство, лепра и проказа.

Имам Ахмад ибн Ханбаль считает, что расторжение брака допустимо по причине болезней детородных органов, отвращающих болезней и трудноизлечимых заболеваний (туберкулез, сифилис, гонорея и им подобные).

Богословы едины во мнении, что разлучение по причине изъянов требует решения шариатского судьи (кадыя) и заявления лица, обратившегося за разводом. Это по той причине, что в данном вопросе есть разные суждения и мнения ученых, поэтому необходимо решение шариатского судьи (кадыя) либо муфтия, дабы обойти все разногласия, к тому же супруги часто расходятся во мнении касательно наличия изъянов. Слово за тем, кто отрицает изначальное знание о данном изъяне и произносит клятву. Если станет явным, что муж полный кастрат, то шариатский судья (кадый) либо муфтий разлучает супругов сразу и не дает отсрочки, так как в ней нет пользы. Что касается импотенции или частичной кастрации, то шариатский судья (кадый) либо муфтий дает отсрочку на год, так как есть возможность восстановить мужскую функцию. О сроке в один год передается от ‘Умара, ‘Али и Ибн Ма‘суда (да будет доволен ими Аллах). С точки зрения ханафитов и ханбалитов, отсчет года начинается с момента обращения к судье. С точки зрения шафиитов и маликитов — с момента вынесения решения об отсрочке.

Если наличествуют иные изъяны, мешающие полноценной семейной жизни супругов, помимо вышеуказанных, то в случае их неизлечимости судья разлучает супругов. Если есть вероятность излечиться, шариатский судья (кадый) либо муфтий дает отсрочку на год — это касается болезней, которые могут быть как у мужчин, так и у женщин.

Богословы приводят два условия для предоставления права требовать развод по причине изъяна. Первое: требующий развода не знал об изъяне на момент заключения брака. Если он знал, то не имеет права требовать развод. Второе: он не должен соглашаться терпеть подобный изъян в своем супруге. Если он не знал об этом изъяне на момент брака, но узнал позже и принял его, то он уже не имеет права на развод.

 

Изъяны, появившиеся после заключения брака

Если изъян у одного из супругов был до брака, то о допустимости развода среди ученых четырех мазхабов нет разногласий. Если же изъян появился у одного из супругов после брака, то мнения расходятся. Ханафиты сказали, что если мужчина впал в бешенство или стал импотентом, но до этого имел близость с женой хоть раз, то она не вправе требовать расторжения брака.

Маликиты различают изъяны мужа и жены. Если они есть у жены, то у супруга нет права выбора и возможности требовать расторжения брака, так как это есть испытание, которое его коснулось. Если изъяны имеются у мужа, то женщина вправе просить развод (талак) только в случае бешенства супруга, лепры или проказы — по причине невозможности это терпеть. Однако она не вправе просить развода (талак) по причине двух обозначенных изъянов детородных органов.

Шафииты и ханбалиты допускают развод (талак) по причине изъянов, появившихся после брака (никях), и сравнивают это с тем, как поступают при изъяне, уже имевшемся на момент заключения мусульманского брака (никях). Однако шафииты исключают возможность просить развод (талак) из-за появления импотенции после того, как между супругами была близость. В этом случае женщина не имеет права просить о расторжении брака (талак), так как в отношении нее мужем было исполнено ее право.

 

Каков вид развода по причине изъяна?

Существуют два мнения относительно данного вопроса. Ханафиты и маликиты говорят, что это разлучение является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Шафииты и ханбалиты считают, что разлучение посредством суда из-за изъяна является не разводом, а аннулированием брачного союза (фасх), при котором, как и в малом окончательном разводе (талак баин байнуна сугра), супруг вправе вернуть свою супругу, проведя новый никях с присутствием опекуна, свидетелей и выплатой махра. Одним из главных отличий малого окончательного развода (талак баин байнуна сугра) и аннулирования брачного союза (фасх), является то, что аннулирование брака не уменьшает количество возможных разводов, которые муж вправе дать своей жене.

 

Совет улемов постановил: женщина вправе обращаться к шариатскому судье (кадыю) либо муфтию, чтобы ее развели с супругом, имеющим изъяны детородных органов и неизлечимые болезни. В том случае, если супруга не была оповещена об изъяне и он является неустранимым, то шаритаский судья (кадый) либо муфтий вправе разлучить их сразу, что будет являться малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если есть надежда на излечение, то дается срок не более года, в течение которого супруг должен излечиться. Если этого не произойдет, то супругов разлучают.

 

  1. Разлучение супругов по причине ссоры, вреда или плохого обращения

Под ссорой и вредом подразумеваются серьезные разногласия, причинение боли жене словами или действиями, нанесение ущерба (оскорбления, жестокие побои, принуждение совершать то, что запретил Аллах, оставление жены без причины).

Мнения ученых касательно данного вопроса расходятся. Ханафиты, шафииты, ханбалиты не считают перечисленное поводом для развода, независимо от того, какой вред наносится супруге. Это потому, что данный вопрос может решиться иными путями, помимо развода (талак). Например, добиться через шариатский суд либо через соответствующий орган при Духовном управлении мусульман принуждения мужчины к достойному поведению.

Маликиты сказали, что допустим развод при названных причинах, поскольку иначе супружеская жизнь причиняет адские страдания и является серьезным испытанием. Приводится хадис пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим; отвечать вредом на вред»[15].

Отсюда следует, что женщина вправе обратиться с заявлением к судье в случае систематических побоев со стороны мужа. При подтверждении нанесения вреда и достоверности заявления судья вправе разлучить супругов. Если жена не в состоянии подтвердить нанесеннный вред, то ее заявление не принимается. При повторном обращении судья направляет двух примирителей из родственников: по одному от каждой стороны, чтобы прийти к миру и воссоединению семьи либо к разлучению между ними.

«Если вы [муж с женою или их родные] опасаетесь распада семьи [когда появились сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт перерос из чего-то поверхностно-эмоционального в то, что оставило значительный осадок на душе, когда окончательно охладели отношения], то отправьте примирителя [уважаемого, благоразумного и справедливого человека, старосту] от его семьи и подобного человека от ее семьи [для ознакомления с тупиковой внутрисемейной ситуацией и поиска выхода]. Если они [эти два уважаемых человека] имеют [хоть малейшее] желание примирить [делая все от них зависящее, внимательно выслушивая обе стороны, а также поучительно наставляя, назидая], то Аллах (Бог, Господь) непременно даст им [мужу и жене] Свое благословение [восстановив между супругами добрые отношения любви и взаимоуважения]. Воистину, Он всезнающ и обо всем осведомлен» (Св. Коран, 4: 35).

Ученые едины в том, что если двое примирителей не придут к одному решению, то их слово не принимается. Едины они и в том, что их слово касательно воссоединения двух супругов действительно даже без поручительства со стороны последних. В то же время есть разные мнения касательно разлучения между мужем и женой, если двое примирителей примут такое решение.

 

Требуется ли разрешение от мужа?

Основная часть ученых говорит, что примирители не вправе разлучить мужа и жену, кроме как при передаче права им со стороны супруга. Так как основой является то, что развод (талак) в руках мужа либо того, кому он поручил.

Маликиты считают, что решение примирителей о разлучении или воссоединении супругов не требует поручительства мужа и жены и не нуждается в их разрешении.

Примирителями могут выступать справедливые мужчины, сведущие в том, что от них ожидается в миссии примирения. Желательно, как вытекает из аята, чтобы они были из семей супругов — по одному с каждой стороны. Если таковых нет, то шариатский судья (кадый) либо муфтий выбирает двух мужчин: предпочтительно, чтобы они были из ближайшего окружения семьи.

Развод, который выносится судьей по причине ссоры, является талаком баин, потому как причиняемый вред может быть устранен лишь путем развода. Если бы развод был раджʻи, то мужчина мог бы возвратить жену в период ‘идда и опять причинить ей вред.

 

Совет улемов постановил: если супруга заявляет о нанесении ей вреда мужем, она вправе обратиться к шариатскому судье (кадыю) с просьбой их разлучить. Если есть подтверждение вреда и примирители не в состоянии их привести к согласию, шариатский судья (кадый) либо муфтий разлучает супругов. Данный развод является малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если нет подтверждения вреда, то шариатский судья (кадый) либо муфтий дает отсрочку, которая должна быть не менее месяца. Если заявитель продолжает жаловаться, шариатский судья (кадый) либо муфтий направляет двух примирителей со стороны мужа и жены и берет с них клятву, что они исполнят свою миссию честно и справедливо.

Главная задача назначенных примирителей состоит в приведении супругов к согласию, но, если они не смогут этого сделать, принимается решение о разлучении. Данный развод считается малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра). Если есть разногласия между выбранными примирителями, шариатский судья назначает третьего, который определит исход дела, — с него также берется клятва. Примирители не имеют права выносить решение о разводе, а лишь передают подробности дела шариатскому судье, который выносит окончательный вердикт.

 

  1. Разлучение по причине отсутствия мужа

Среди богословов есть два мнения относительно развода при следующих условиях: муж отсутствует, это причиняет вред супруге, сама женщина опасается за себя.

Ханафиты и шафииты считают, что супруга не вправе просить развод в случае отсутствия мужа, даже если оно будет продолжительным. Такая позиция обоснована неимением прямого шариатского довода, дающего подобное право.

Если местонахождение мужа известно, то шариатский судья (кадый) либо муфтий направляет просьбу к руководителю местности обязать его нести материальные расходы на содержание семьи.

Маликиты и ханбалиты допускают развод в случае отсутствия мужа, если оно продолжительно. Жена имеет право на развод, даже если муж оставил ей средства для обеспечения на период его отлучения. Аргументируется это тем, что она испытывает серьезный вред в связи с отсутствием мужа. Вред нужно устранять, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим, отвечать вредом на вред». Следует также принять во внимание тот факт, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб приказал воинам, которые были вдали от своих жен, выделять им средства или разводиться.

Однако между маликитами и ханбалитами есть разногласия касательно причины отлучения, его срока и того, когда принимается решение о разлучении супругов. Маликиты считают: нет разницы, что является причиной разлучения, обосновано оно или без повода (к примеру, заработки, получение знаний). Женщина вправе обращаться за разводом по истечении года. Существует также мнение, что по прошествии трех лет.

Шариатский судья (кадый) либо муфтий разлучает супругов в случае обращения жены, если местопребывание мужа неизвестно. Если местопребывание известно, то его или предупреждают о разлучении, или призывают прибыть к супруге, или дать развод, или отправить средства на содержание. Шариатский судья (кадый) либо муфтий сам принимает решение и определяет срок, в течение которого постановление должно быть исполнено. Данный вид талака является окончательным.

Ханбалиты допускают разлучение жены с мужем по причине его отсутствия без какого-либо на то оправдания в течение шести и более месяцев. Шариатский судья (кадый) либо муфтий сразу выносит решение о разлучении, когда супруга может подтвердить то, что она утверждает. Разлучение в данном случае является аннулированием брачного союза (фасх), но не является разводом. Аргументируется это тем, что, с точки зрения ханбалитов, развод со стороны жены является фасх — аннулированием. Это разлучение возможно лишь по решению шариатского судьи (кадыя) и при обращении супруги.

 

Совет улемов постановил: допускается разлучать супругов в случае отсутствия мужа в течение года и более без весомого оправдания[16]. После того как его предупредят о том, что жене будет дан развод, он должен либо вернуться к ней, либо забрать ее к себе, либо развестись. Женщина вправе просить развод у шаритатского судьи (кадыя), даже если ей направляются средства на содержание. Данный развод считается радж‘и, возвратным: если муж вернется в период ‘идда, он вправе вернуть свою супругу.

Условия, при которых женщина может обратиться за разводом:

— отсутствие мужа в течение года и более,

— у мужа нет весомого оправдания отсутствия (в противном случае женщина не вправе просить развода, например, при несении супругом воинской обязанности, получении знаний).

Развод по просьбе жены в случае отсутствия мужа более года происходит сразу, если местопребывание мужа неизвестно и невозможно выйти с ним на связь. Если оно известно, то шариатский судья (кадый) либо муфтий просит мужа прибыть или забрать свою супругу к себе. Если муж не выполнит условия в установленный срок, шариасткий судья (кадый) либо муфтий разлучает супругов.

 

  1. Разлучение по причине тюремного заключения

Основная часть богословов, кроме маликитов, не допускает возможности разлучения мужа и жены в случае тюремного заключения или пленения мужа, так как нет прямого указания от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на этот счет.

Что касается маликитов, то они разрешают жене требовать развод при отсутствии мужа в течение года и более — есть оправдание на то или нет. Если срок тюремного заключения год и более, то женщина вправе просить развод. В данном случае разлучение считается малым окончательным разводом (талак баин байнуна сугра).

 

Подводя итог и принимая во внимание мнение маликитов, Совет улемов постановил: женщина вправе просить развод по причине тюремного заключения мужа, если срок заключения — три года и более. При этом женщина вправе просить развод лишь по истечении года с момента отсутствия мужа.

И только Аллаху ведома истина.

 

Данное богословское исследование было проведено заместителем председателя Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета филологии и богословия международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдиновым Ильдаром Рифатовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 12 марта 2019 года, и принято большинством его членов.

_____________________________________________

[1] При том Духовном управлении мусульман, при котором существует институт кадыев.

[2] Малый окончательный развод, при котором супруги вправе восстановить брак с проведением нового обряда бракосочетания со всеми необходимыми условиями.

[3] За основу было взято подробное исследование Вахба аз-Зухайли. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: в 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1989. Т. 7. С. 509–535.

[4] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 219, хадис № 2018.

[5] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих».

[6] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 7. С. 786.

[7] О нем см. примечание к богословскому заключению № 4/19.

[8] См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]: в 10 т. Каир: аль-Кахира, 1968. Т. 8. С. 204.

[9] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]: в 8 т. Каир: аль-Хадис, 1993. Т. 6. С. 384.

[10] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 7. С. 511. Срок в три месяца носит рекомендательный характер. Например, в сирийском законодательстве дается в качестве отсрочки три месяца, а в египетском — один.

[11] Совет улемов рекомендует при заключении брака предоставлять сторонам справку о своем здоровье.

[12] Ну‘ман ибн Сабит Абу Ханифа (79–150 гг. по хиджре; 699–767 гг. по григор.) — выдающийся мусульманский факых (правовед) и мухаддис (хадисовед), основатель ханафитского мазхаба. Первый систематизатор фикха. Автор трактатов Аль-фикх аль-акбар, Муснад аби ханифа и др. Вошел в историю Ислама с титулом аль-имам аль-а‘зам (величайший имам).

[13] Абу Юсуф Я‘куб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи, известный как Абу Юсуф (113 г. п. х. – 182 г. п. х.; 731–798 гг. по григор.) — видный исламский факых (правовед), один из учеников имама Абу Ханифы. Родился в Куфе. После смерти имама Абу Ханифы возглавил его правовую школу. Являясь главным шариатским судьей (кадый) в халифате, содействовал в распространении ханафитского мазхаба.

[14] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (131 г. п. х. – 189 г. п. х.; 749–805 гг. по григор.) — факых (правовед), один из состовителей ханафитской правовой школы. Родился в городе Васите на территории Ирака. В юности переехал в Куфу, где проживали известные сподвижники пророка Мухаммада. Тогда же начал обучение и в 14 лет стал учеником имама Абу Ханифы.

[15] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 252, хадис № 2340.

[16] К оправданию могут относится: служба в армии, получение знаний, поиск материального обеспечения для семьи.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить