БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 1/20
СОВЕРШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ПЯТНИЧНЫХ МОЛИТВ В МЕЧЕТЯХ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID‑19
Совет улемов Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Российской федерации» (далее — ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 22‑го числа месяца Раджаб 1441 года по лунному календарю, что соответствует 17 марта 2020 года по григорианскому календарю,
постановил:
в связи с текущей ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, а также запретом в Москве массовых собраний, ДУМ РФ приняло решение (приказ № 10 от 17 марта 2020 года) отменить коллективные и пятничные молитвы во всех мечетях и молельных домах;
рекомендовал:
совершать пятничный намаз в режиме онлайн. Данное решение носит рекомендательный характер, и каждый сам вправе выбирать, совершать молитву или нет. Суть данной молитвы заключается в попытке объединить верующих мусульман в столь непростое время, когда каждый находится в самоизоляции, а также предоставить возможность обучиться молитве тем, кто ее не умеет совершать.
Следует особо отметить, что совершение пятничной молитвы в режиме онлайн не отменяет необходимость совершения послеполуденной молитвы (Зухр).
С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в Приложении к богословскому заключению № 1/20.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к богословскому заключению № 1/20
СОВЕРШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ПЯТНИЧНЫХ МОЛИТВ В МЕЧЕТЯХ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID‑19
Актуальность исследования. Распространение коронавирусной инфекции COVID‑19 подтолкнуло руководства государств принять ряд мер во избежание увеличения количества заразившихся. Руководствуясь данной целью, правительством города Москвы был принят указ, согласно которому проводить массовые мероприятия запрещено. Одним из основопологающих принципов Ислама является запрет подвергать опасности здоровье и благополучие как своих приверженцев, так и всего человечества. С этим связаны различные послабления относительно обязательных предписаний Всевышнего Создателя, допустимые к использованию, если возникла ситуация, не благоприятствующая сохранению человеком своего здоровья. Как быть в случае, если во избежание распространения пандемии, которая может нанести вред организму человека, правительством запрещены массовые скопления людей, а в то же время пятничная молитва является обязательным предписанием Всевышнего для совершеннолетних мужчин-мусульман? Чтобы разъяснить, как верующим исполнять свое обязательство пред Господом в это столь непростое время члены Совета улемов ДУМ РФ посчитали необходимым разобрать вопрос совершения пятничной молитвы Джума-намаз в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Методология исследования опирается на аяты Священного Корана, хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), высказывания его сподвижников и мнения мусульманских богословов и ученых-правоведов.
В одном из хадисов передается: «Ибн ‘Аббас в дождливый день сказал муэдзину, намеревающемуся прочесть азан [на пятничную молитву]: “Когда скажешь “ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах”, то не говори “хайя ‘аляс-соляя” (спешите на [коллективную] молитву), а вместо этого скажи “соллю фи буютикум” (молитесь в своих домах).
Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: “Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]»[1].
Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни[2], комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых ‘азима (непоколебимо обязательное) превращается в рухсу (желательное по мере возможности)[3].
Следовательно, если категоричность требования посещать пятничные молитвы снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих приход в мечеть, то это правило применимо и в случае распространения редких и неизученных болезней.
Также стоит помнить и о таком важном наставлении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не причиняй вреда себе и не причиняй [его] другим»[4].
Он также настоятельно советовал тому, кто съел чеснок или лук, не приходить в мечеть, а оставаться дома[5]. Если это повеление касалось того, что в основе своей является лекарством, то что говорить о болезнях, которые могут передаваться воздушно-капельным путем.
Важно также учитывать канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:
(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;
(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
(3) «вынужденность (к примеру, непосещение мечети в пятницу, неприход на пятничную проповедь) определяется сложностью обстоятельств».
Принимая во внимание важность совершения пятничной молитвы, а также следующие аят и хадис:
«Верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха (Бога, Господа) и оставьте торговлю [суету на этот короткий период слушания пятничной проповеди и совершения пятничной молитвы-намаза]. Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Св. Коран, 62: 9);
«Поистине, пятница — это госпожа дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения и день праздника жертвоприношения…»[6],
Совет улемов ДУМ РФ рекомендует совершать пятничный намаз в режиме онлайн. Данное решение носит желательный характер, и каждый сам вправе выбирать, совершать молитву или нет. Суть данной молитвы заключается в попытке объединить верующих в столь непростое время, а также предоставить возможность обучиться молитве тем, кто ее не совершает. Следует отметить, что совершение пятничной молитвы в режиме онлайн не отменяет необходимость совершения послеполуденной молитвы (Зухр) в четыре ракяата.
Совершается пятничная молитва следующим образом:
(1) организовать онлайн-трансляцию пятничной проповеди и молитвы из Соборной мечети города с участием имама-хатыба, имама, муэдзина и служащего мечети;
(2) тем, кто будет принимать участие в пятничной молитве удаленно, важно соблюсти все условия пятничного намаза:
— иметь соответствующее намерение,
— с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда сохранять молчание,
— совершить Джума-намаз совместно с имамом,
— совершить самостоятельно обязательную молитву Зухр после завершения пятничной молитвы.
И только Аллаху ведома истина.
Данное богословское исследование было проведено председателем Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдиновым Шамилем Рифатовичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 17 марта 2020 года, и принято большинством его членов.
_____________________________________________
[1] См.: Аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 180, хадис № 901.
[2] Абу аль-Фадль Шихабуд-дин Ахмад ибн ‘Али аль-Аскаляни, более известен как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. по хиджре; 1372–1448 гг. по григор.) — мусульманский ученый-богослов, мухаддис (хадисовед), факых (правовед) шафиитского мазхаба, историк. Является автором порядка 150 сочинений, посвященных разным областям мусульманской науки.
[3] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: в 13 т. Бейрут: аль-Маʻрифа, 1959. Т. 2. С. 384.
[4] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 253, хадис № 2340.
[5] См.: Аль-Бухари М. Сахих. С. 174, хадис № 855.
[6] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 123, хадис № 1084.