Порядок совершения праздничного намаза в условиях пандемии[1]
Богословы ханафитского мазхаба склонялись к мнению, что праздничная молитва по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является необходимым. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда»[2].
По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно[3]. В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам[4].
Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день. Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная праздничная молитва может быть выполнена и одним человеком[5].
С учетом текущей ситуации в стране рекомендуем праздничный намаз в этом году провести только в Соборной мечети города с соблюдением всех мер предосторожности и участием минимального количества человек, при котором намаз будет считаться полноценным и действительным.
Всем остальным мусульманам рекомендуется оставаться дома и создать праздничную атмосферу в кругу своей семьи.
В этот день для всех является Сунной:
— совершение полного омовения,
— облачение в лучшую праздничную одежду,
— использование благовоний,
— после совершения утреннего намаза съесть несколько фиников, как делал это Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), а также начать произносить праздничный такбир:
«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».
Тем, кто в этот день останется дома, рекомендуем совершить дополнительный намаз (нафиля) в два[6] или четыре[7] ракяата, после чего посмотреть трансляцию из Московской Соборной мечети на канале «Россия 1», чтобы присоединиться к совместному произнесению такбира и послушать проповедь Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина.
С учетом того, что трансляция праздничной проповеди начнется в 09:00 по московскому времени, советуем совершить дополнительный намаз в 8:30.
Ураза-байрам является одним из двух самых значимых праздников для мусульман. Несмотря на то, что в этом году мы не сможем все вместе собратья в мечетях для совершения намаза, в наших силах сделать этот день особенным: посвятить время семье, больше внимания уделить детям, приготовить угощения, порадовать близких подарками, распространять поздравления и, конечно же, возносить молитвы о принятии поста и наших поклонений!
Заместитель Председателя Совета улемов ДУМ РФ, муфтий Москвы
Ильдар Аляутдинов
________________________________________________________
[1] На основе Богословского заключения № 3/20 (полный текст можно посмотреть на сайте ДУМ РФ — http://www.dumrf.ru/sulem/sufatwa/16980)
[2] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.
[3] Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Нужно помнить, что совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания.
[4] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.
[5] См.: аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Т. 27. С. 244
[6] Основным мнением ученых шафиитского мазхаба является желательность (мустахаб) восполнения пропущенной праздничной молитвы в обычной ее форме, так же, как совершал ее имам со всеми такбирами. См., например: ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 5. С. 27, 28; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 10 т. Каир, 1968. Т. 2. С. 289, 290. Обоснованием этому является лишь действие сподвижника Анаса ибн Малика. Сообщается, что когда он [по уважительной причине] пропускал праздничную молитву с имамом, то совершал ее вместе со своей семьей, как совершал ее имам [в мечети].
[7] См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Дамаск: ад-Даккак, 2014. С. 440; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 1. С. 279. Обоснованием этому являются слова сподвижника Ибн Мас’уда: «Кто пропустит праздничную молитву, тот пусть совершит [дополнительную молитву], состоящую из четырех ракяатов. В первом ракяате [кто может, тот пусть] читает [87] суру [Корана] «аль-А‘ля», во втором ракяате [кто может, тот пусть] читает [91] суру [Корана] «аш-Шамс», в третьем ракяате [кто может, тот пусть] читает [92] суру [Корана] «аль-Лейль», а в четвертом ракяате [кто может, тот пусть] читает [93] суру [Корана] «ад-Духа».