Роль институтов фетв в обеспечение
идеологической безопасности
Марзук аш-Шарафат
Член Главного управления по фетвам Иорданского хашимитского королевства, доктор шариатских наук
Исламская община всегда заботилась о здравомыслии своих сыновей, защищая их от разного рода отклонений, заблуждений и порицала проявления терроризма и экстремизма, которые являются завесой для разума и противоречат общечеловеческим принципам, религии, рациональности.
Таким образом, обеспечение идеологической безопасности – это сохранение чести и достоинства, которыми Господь почтил человеческий род. Это – основа, на которой зиждутся отношения между людьми. Также, это обязательство сохранять при этом религию, жизнь, разум, потомство и имущество. Именно этого требует от верующих ислам.
Идеологическая безопасность всегда имела большое значение, зачастую от этого напрямую зависела социальная безопасность. Сегодня мы особенно остро осознаем эту взаимосвязь, видим, насколько воздействие идеологии может изменить культурную структуру общества. Как правило, поначалу за повседневными делами люди не ощущают подмены фундаментальных понятий и не осознают опасность данного влияния. А значит, обеспечение идеологической безопасности нуждается в усиленной бдительности ученых, мыслителей и воспитателей. Особенно это актуально в свете распространения и популярности социальных сетей, открытого и быстрого доступа к информации в любой точке мира. Мир стал похож на большую деревню, и мы обязаны предпринять ряд мер по защите нашего общества от современных «болезней». В первую очередь именно для того, чтобы сохранить идеологическую безопасность.
1. Необходимо соотносить образ жизни человека со Священным Кораном.
Благородный Коран – это речь Всевышнего Аллаха, посредством которой Он наставляет на прямой путь и ведет к тому, что является наиболее правильным.
Коран – это крепость, построенная на твердых основах и нерушимых принципах шариата. Это твердыня, которая состоит из рациональных истин. К ним не способны подобраться разного рода сомнения: к выдумкам и измышлениям они, к счастью, невосприимчивы.
Ислам – это достоверная идеология, базирующаяся на ясных аятах Корана и Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Ислам не приемлет сомнений и обмана и создан на принципах уважения к правде и ненависти ко лжи.
2. Укрепление братства и взаимоуважения между людьми.
Взаимоуважение и братство – это основа человеческих отношений.
Через Коран Аллах дал наставление людям. Все мы Его создания и должны стремиться к Его довольству. Он установил отношения между мусульманами и другими людьми так, чтобы они были основаны на справедливости и благородных человеческих ценностях. Аллах говорит в Своем Писании: «О люди! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины [Адама] и (одной) женщины [Хаввы] и (размножив вас) сделали вас (разными) народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга» (Св. Коран, 49:13).
Эта связь наилучшим образом раскрывается в Мединском договоре, составленном Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего). В нем были сформулированы четкие идеологические основы и принципы для сохранения общественной безопасности. Его пункты содержали в себе идею создания общества, члены которой смогли бы объединиться и комфортно сосуществовать.
3. Обращение к научным источникам и заслуживающим доверия способам получения знаний.
Истина постигается получением информации из достоверных источников. Сомнительных источников и всяческих слухов следует избегать.
Формируя представление о чём-либо или принимая решение, необходимо обращаться к первоисточникам, к ученым. По этому поводу Всевышний Аллах дал недвусмысленное назидание: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его.» (Св. Коран, 4:83). Почему именно шариатские научные организации должны быть источником идеологической безопасности и гарантом её нерушимости? Потому что именно они призваны сохранять общественную безопасность, они предлагают воспитательные методики, которые укрепляют и поддерживают культуру социального взаимодействия и соответствуют целям шариата в развитии дружеских отношений между людьми.
Распространение технологий должно стать причиной для достижения человеческого комфорта, облегчения жизни, культурного и цивилизационного развития. В то время как их неправильное использование отрицательно влияет на жизнь, сознание и поведение человека.
4. Формирование глобального дискурса, участники которого могли бы, свободно излагая свои мысли и доводы, достичь твердых идеологических убеждений, которые являются основой этики и морали.
Этого можно достичь, поддерживая добрососедские отношения, без принуждения и регулирования свобод. Однако определённый контроль всё же необходим – для соблюдения прав и свобод, недопустимости их нарушения. В противном случае общество может охватить анархия во имя ложных свобод. А она, насколько мы знаем из истории, не раз становилась губительной для человечества. Оградить человечество от отклонений может лишь благонравие, соблюдение этики и общепринятых человеческих качеств: правдивости, надежности, справедливости, равенства, милосердия, снисходительности, терпимости, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Призывай к пути Господа мудростью и добрым увещеванием» (Св. Коран, 16:125).
5. Побуждение к развитию когнитивных способностей, пополнению багажа знаний полезной и нужной информацией.
Первым аятом Священного Корана было повеление Аллаха: «Читай во имя Господа твоего, Который тебя создал» (Св. Коран, 96:1). Также несколько раз в Коране встречаются клятвы письменными учебными принадлежностями: «Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут!» (Св. Коран, 68:1), что указывает на важность чтения, письма и на необходимость перехода от неправильных, ложных унаследованных обычаев и от ограничений свободы мысли и выбора, к аргументации и размышлению.
Главное управление по фетвам Иорданского королевства усиленно работает в направлении установления данного вида безопасности всеми доступными для него средствами, среди которых:
– издание фетв, которые защищают умеренную идеологию от экстремистских идей;
– отслеживание некорректных фетв через все пути их распространения с последующим их исправлением.
– участие религиозных деятелей в радио-, телевизионных и иных программах;
– проведение просветительских лекций в университетах, колледжах и школах;
– организация семинаров в общественных организациях, как в частных, так и в государственных;
– издание и распространение просветительских постов и статей через все виды и средства массовой информации;
– участие в пятничных проповедях;
– организация научных симпозиумов по данным вопросам;
– участие в духовно-просветительских встречах, проводимых министерством вакфов;
– организация конференций по примеру конференции «Опровержение и критика идей экстремистского и такфиристского толка»;
– участие в международных конференциях;
– разъяснение Амманского послания, побуждающего к срединности, умеренности и отстранению от радикальной идеологии, призывающей к такфиру.
Сегодня, находясь на этом благословенном научном симпозиуме, в присутствии уважаемых ученых и богословов, мы видим практическое подтверждение и ясное доказательство того, что идет формирование культуры срединности и умеренности, основанной на Божественных принципах. Старания и упорные усилия ученых, по воле Всевышнего, должны оставить положительный след в укреплении и защите общества от деструктивных идей. Это собрание станет отправной точкой для укрепления мира и распространения послания Ислама, которое побуждает к любви к другим и общему сотрудничеству между всеми людьми.
Мы просим Аллаха благословить ваши труды и даровать вам успех в том, в чем есть благо для Ислама, мусульман и всего человечества.