Выступление муфтия Египта Шауки Алляма на пленарном заседании XVI Чтений имени Г.Баруди и II Международного симпозиума по фетвам

  • 1 год назад
  • 1

Выступление верховного муфтия Египта Шауки Алляма на пленарном заседании XVI Международной теологической научно-образовательной конференцию «Чтения имени Галимджана Баруди» и II Международного симпозиума по фетвам в России, которые проходят в Московской Соборной мечети 22 сентября 2023г.:

Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение Печати пророков и посланников Божиих, его семейству и всем его сподвижникам.

Хотелось бы начать свое выступление со слов искренней благодарности и признательности моему доброму брату муфтию шейху Равилю Гайнутдину, председателю ДУМ РФ и Совета муфтиев России и возглавляемым им организациям за любезное приглашение принять участие в этом важном мероприятии, служащем отражением прочных связей и реального сотрудничества между духовными и религиозно-правовыми организациями всего мира, которые заняты выработкой рационального инновационного религиозного дискурса. Хочу также выразить свою высокую оценку подбору тематики для обсуждения, которая теснейшим образом связана с современной действительностью во всей ее сложности и постоянной переменчивости и стремится соответствовать вызовам времени, рассматривая их через призму просвещенного религиозного и идейного воззрения.

Уважаемые братья! Сегодня мусульманское сообщество озадачено, прежде всего, стремлением играть позитивную действенную роль в содействии развитию и росту цивилизованности современного человеческого общества, желанием идти в ногу с процессом этого развития, требующим преодоления временных и пространственных препятствий и трудностей, связанных с явлением мультикультурализма. Важнейшим вызовом, стоящим сегодня перед человечеством, является проблема сохранения культурной идентичности и индивидуальности, свойственной многочисленным обществам, которые не отвергают прогресса и развития, как такового, но при этом стремятся сохранить свой самобытный характер, чтобы человеческое общество, в целом, не утратило того культурного разнообразия, которое способствует более сбалансированному сосуществованию и взаимодействию его составных частей во всей их множественности и противоречивости.

Эта логика диктует необходимость понять корни и генетические истоки возникновения множественности культур, те их основы, которые находят свое выражение в культурном наследии и истории наций и народов, неотделимо связанных с самим их существованием, поскольку представляют собой неотъемлемый элемент структуры их мышления, моделей общественного и индивидуального поведения. Это объясняется тем, что истинный прогресс и развитие не могут происходить где-то вне общества со всеми его историческими и культурными ценностями, уходящими корнями в его наследственные механизмы, которые и формируют его сознание.

На протяжении столетий мусульмане творили свое культурное богатство, включающее в себя многочисленные ценности и принципы, ориентированные на усредненные религиозные постулаты, которые определяли индивидуальное поведение мусульманина по обе стороны света, не возбраняя ему при этом блюсти культурные особенности, обычаи и традиции, свойственные его окружению. В этом культурном наследии уживались весьма различные уклады, общим знаменателем для которых была их приверженность основам и принципам мусульманской веры и признание единого закона, регулирующего поведение и поступки человека. Следствием этого стало построение религиозно-правовой структуры, воплотившей в себе богатейший свод законов, для толкования которых использовался инструмент разумного подхода и логического размышления, позволявший вынести затем правовое постановление (фетву) по любому из бесчисленного множества жизненных обстоятельств. Таким образом был накоплен богатейший опыт толкования правовых норм (фикха) и вынесения постановлений (фетв) с учетом факторов времени, места, свойств личности и конкретных обстоятельств. Квалификация факихов и муфтиев предполагала умение учитывать возникавшие в реальной жизни новые явления, касавшиеся отдельных индивидов или общества в целом, то есть, то, что в школах фикха называется «применением толкования (фикха) в противоречивых вопросах текущего момента». Именно этим обеспечивался учет изменившихся обстоятельств при толковании правовых норм, но без отступления от основных принципов и общих базовых постулатов мусульманского закона – шариата.

Уважаемые господа! Любое обоснование каких бы то ни было обновлений в области мусульманской юриспруденции (фикха) и вынесения правовых постановлений (ифта) должно зиждиться на глубоком понимании этого огромного научного наследия, знания его корней и принципиальных положений, которые направляли мысль муфтия и факиха в процессе толкования правовых положений или издания фетвы. В этом контексте наша обязанность состоит в том, чтобы исследовать это правовое наследие с целью выявить новаторские методы толкования, которыми пользовались улемы, имевшие дело с различными реалиями, возникавшими в самых разных обществах, культурах и обстоятельствах. Это, вне всякого сомнения, должно помочь нам выработать научно обоснованные рациональные подходы и методики, позволяющие сфере юриспруденции и права выполнять возложенные на нее задачи в отношении отдельных лиц и мусульманских обществ, избегая противоречий и не вступая в столкновение с действительностью.

Наши общества, несомненно, стремятся к тому, чтобы иметь квалифицированных улемов, способных верно понимать реалии окружающего мира, учитывать препоны и вызовы, с которыми сталкивает их нынешний век, и предлагать для решения возникающих проблем толкования, достойные их богатейшего правового наследия. Для этого необходимо объединить голоса институтов, отвечающих за эту область жизни с тем, чтобы выработать методики издания фетв с учетом требований современной жизни и присущей ей скорости воздействия на образ мыслей и поведение человека. Степень этого воздействия еще больше возрастает в эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий, что требует такого толкования норм мусульманского права, предписывающих мусульманину всецело поклоняться своему Господу, которое одновременно соответствовало бы новым реалиями и не теряло бы своей неповторимой сущности, не становясь при этом препятствием на пути прогресса цивилизации, служащего человеку и способствующего укреплению его мира и безопасности.

Уважаемые участники! Фетва – это самое яркое воплощение инновации, которым может гордиться мусульманская юриспруденция, и нельзя допустить, чтобы она стала проявлением застоя и невежества, которое, само собой разумеется, скажется и на состоянии мусульманских общин, как в странах, где большинство населения исповедует ислам, так и в странах, где мусульмане являются меньшинством, составляющим неотъемлемый элемент их социальной структуры. Влияние фетвы должно проявляться в содействии поддержанию стабильности этих общин и углублению их интеграции в глобальное человеческое сообщество. Для этого она должна отличаться просвещенным правовым подходом, учетом культурных особенностей и принципов социальной справедливости, которые не отвергает наша святая вера и которые не противоречат общепринятым моральным ценностям. Без учета этих самых общих требований фетва превратится в лазейку для проявлений вражды и непримиримости, способных разрушить мир и безопасность наций и народов.

В заключение я хотел бы воздать должное тем усилиям, которые прилагает Духовное управление мусульман РФ на путях углубленного освоения методологий выработки фетв, отвечающих требованиям века, и подготовки улемов, умеющих пользоваться этими рациональными методологиями, его плодотворному сотрудничеству с Управлением по фетвам Египта, способствующему углублению связей между различными органами, специализирующимися на издании фетв, в их совместном поиске ответов на возникающие вызовы и в обмене разнообразным опытом, накопленным в сфере взаимодействия с новыми явлениями в жизни различных мусульманских сообществ.

 

Источник: https://dumrf.ru/upravlenie/speeches/22528

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить