Таклид

Таклид – (араб. تَقْلِيدٌ) 1. (лекс. знач.) Подражание, следование. 2. (шариат. знач.) Следование мнению ученого «муджтахида»[1] какого-либо мазхаба[2] в вопросах, связанных с практическими предписаниями религии, без вникания в составляющую доказательной базы ученого[3].

Следующего за муджтахидом называют мукаллидом, который, как правило, не обладает достаточной научно-богословской квалификацией для совершения иджтихада[4].

Богословы-правоведы имеют два мнения относительно правового статуса таклида:

  1. Большинство ученых-богословов разрешают таклид и приводят в качестве аргумента то, что, что «муджтахид» в своих научно-правовых изысканиях либо находит правильное решение и получает за это двойную награду, либо ошибается, но тем не менее, получает награду за приложенные им усилия и проявленное усердие, как говорится об этом в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)[5]. По этой причине несведущий в нормах шариата мусульманин не только имеет право следовать данному «муджтахиду», но и обязан делать это. В Коране сказано: «Спросите у людей знающих, коли сами не знаете» (Св. Коран, 16:43)[6].
  2. Другие ученые, такие как Ибн ‘Абдуль-Барр[7], Ибн Кайим аль-Джаузия [8], аш-Шавкани[9] и др. запрещали таклид. Они опирались на общий смысл аятов, в которых порицается слепое следование кому-либо: «Ученых мужей и монахов они избрали для себя владыками помимо Аллаха (Бога)…» (Св. Коран, 9:31), «И скажут они: “Господь наш, поистине мы подчинились нашим вождям и авторитетам, они же сбили нас с пути!» (Св. Коран, 33:67), а также на слова ученых предшественников, которые запрещали бездумно следовать их мнению. От Абу Ханифы и Абу Юсуфа передается следующее: «Не позволительно кому-либо цитировать наше мнение, пока не узнает, откуда оно [каков источник]»[10].

Следует отметить, что Ибн Кайим, если и запрещал таклид, то лишь тот, при котором имело место «слепое следование мнению муджтахида, возведение его решения в ранг священных текстов (Корана и Сунны) и принятие мнения других ученых-муджтахидов, только если оно будет соответствовать мнению его муджтахида». Он был убежден, что все ученые без исключения (иджма‘) считали такой таклид запрещенным[11].

Ибн Кайим и аш-Шавкани утверждали, что между «таклидом» и «иджтихадом» существует уровень «иттиба‘», который означает следование мнению муджтахида, при условии знания доказательной базы, на которую он опирается в своем решении. Они считают, что к этому побуждали имам Абу Ханифа и Абу Юсуф, говоря: «Никому не разрешается цитировать наше мнение, пока он не узнает, откуда оно исходит»[12].

_____________________________

[1] Ученый-правовед, имеющий право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения. Муджтахид должен обладать следующими качествами и навыками: знанием Священного Корана и Сунны; знанием вопросов, по которым имеется единое мнение богословов (иджма‘); глубоким знанием арабского языка; знанием основ фикха и методов извлечения решения из текстов первоисточников; знанием отмененных аятов и хадисов (насых, мансух); должен быть мусульманином, обладать здравым умом и рассудительностью.

[2] Мазхаб ‒ богословско-правовая школа Ислама.

[3] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2005. Т. 13, С. 155; Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. ‒ М.: Издательский дом «Ансар», 2007. С. 310.

[4] Иджтихад ‒ применение мусульманским ученым-правоведом усилий, направленных на вынесение богословско-правового решения в каком-либо вопросе. Иджтихад применяется в тех вопросах, относительно которых в Священном Коране или Сунне отсутствуют прямые указания.

[5] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1400, хадис № 7352; Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 713, хадис № (1716)–15.

[6] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 13, С. 160-161.

[7] Абу ‘Умар Юсуф ибн ‘Абдуллах ан-Намари, более известен как Ибн ‘Абдуль-Барр (367-462 гг. по хиджре; 978–1070 гг. по григор.) — исламский богослов, генеалог. Правовед маликитской правовой школы.

[8] Шамсуд-дин Абу ʻАбдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Кайим аль-Джавзия (691-751 гг. по хиджре; 1292–1350 гг. по григор.) — богослов, толкователь Корана, хадисовед и правовед ханбалитской правовой школы. См.: Ахмад ибн Раджаб. Зайль табакат аль-ханабиля. Рияд: ‘Абикан, 2005. С. 4–7.

[9] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1174-1250 гг. по хиджре; 1760–1834 гг. по григор.) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[10] См.: Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 13, С. 161.

[11] Там же. Т. 13, С. 161.

[12] Там же. Т. 13, С. 161.

Prev Post

Азан

Следующее сообщение

Ахлюс-сунна́ валь-джама́‘а

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить