Разрешены ли займы на развитие бизнеса с условием возврата и выплатой определенной части от прибыли?

  • 8 месяцев назад
  • 1

Ответ. Сегодня основной проблемой для мусульман-предпринимателей становится поиск оборотных средств. Учитывая запретность банковских кредитов, они вынуждены обращаться к состоятельным мусульманам для привлечения капитала. Нередко стороны заключают договоры займа с условиями, противоречащими канонам шариата.

Процедура передачи в долг или займ имеет статус дозволенности (мубах) в шариате. Всевышний регулирует данный процесс в 282-м аяте суры «аль-Бакара»: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (Св. Коран, 2:282). В данном аяте указаны условия и принцип заключения договоров займа: письменная фиксация, наличие свидетелей, ответственность и т. д.

Долг или займ (кард) по определению не предполагает наличие выгоды заимодателя, в отличие от торговых договоров, где обе стороны имеют свой интерес.

В шариатском стандарте № 19 AAOIFI[1] говорится следующее: «Кард (займ) означает передачу права собственности на материальные активы лицу, которое в последующем обязано вернуть актив, равноценный переданному… Обязательным условием для заемщика является правоспособность распоряжаться полученными средствами»[2].

В шариате долг не рассматривается в разделе торгово-финансовых вопросов, этот вопрос освещается в разделе благотворительности. В аяте, который так и называют «аят долга», Всевышний разделяет между долгом и торговлей.

Заемщик не обязан отчитываться перед заимодателем, на какие цели требуются средства и как он собирается их возвращать. В договоре должны быть указаны срок и сумма, а любой сопутствующий интерес расценивается как выгода, которая запрещена шариатом, поэтому если человек желает привлечь средства для бизнеса, он может обратиться с партнерским предложением, которое предполагает наличие рисков.

Если договор займа имеет условие или несет в себе зафиксированный  или формальный пункт о выгоде для заимодателя, тогда договор принимает запрещенную шариатом форму. В таком случае стороны попадают под запрет «иба ан-наси»[3], о котором есть упоминание в хадисе: «[Суть] ростовщичества [заключается] в отсрочке платежа [за увеличение суммы долга]»[4]. В книге «Теория и практика ведения бизнеса по шариату» говорится: «Кредитная ростовщическая сделка – это ссуда (заем) денег с условием возврата не только этой же суммы, но и денег (процентов) за ее получение/пользование вне зависимости от эффективности их использования»[5].

Вывод: долговые (кард) договора, согласно принципам шариата, несут благотворительный характер, в противном случае, если заимодавец ищет материальную выгоду, стороны попадают в грех ростовщичества. Если человек хочет найти средства для бизнеса, он может сделать партнерское предложение, где владелец капитала станет инвестором в общем деле.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета исламской юриспруденции

Исламского университета города Медины (КСА)

Тугушев Рашит Абдеряшитович

__________________________________________________________

[1]  Организация AAOIFI создана в 1991 году и базируется в Бахрейне, является ведущей международной некоммерческой организацией, ответственной в первую очередь за разработку и выпуск стандартов для мировой индустрии исламских финансов. Среди ее наиболее значительных достижений на сегодняшний день является выпуск 94 стандартов в области шариата, бухгалтерского учета, аудита, корпоративной этики и управления. См.: http://aaoifi.com/about-aaoifi/?lang=en.

[2] См.: Кард (займ): шариат, стандарт № 19: [пер. с англ.] / Орг. учета и аудита ислам, финансовых учреждений (AAOIFI); [ред. совет: А. Б. Абдуллин и др.]. М.: Ислам, кн., 2012. С. 6.

[3] Риба ан-наси́а —‎ вид риба, при котором деньги отдаются под проценты, а сумма долга может увеличиваться в зависимости от срока выплаты.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 408, хадис № 2178; См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 650, 651. Хадис № 1596.

[5] См.: Шовхалов Ш. А. Теория и практика ведения бизнеса по шариату. С. 65 [Электронный ресурс]. URL: https://azan.kz/kutub/view/teoriya-i-praktika-vedeniya-biznesa-po-shariatu-224.

 

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить