В чем польза совершения молитвы-намаза для человека в этой жизни?

  • 3 года назад
  • 1

Ответ. Для начала следует дать определение понятию молитва. Молитва (араб. الصَّلاَةُ, перс. نَمَازْ) в языковом значении это – обращение с благой просьбой. В шариатском значении молитва это – один из видов поклонения Аллаху (Богу), имеющий свои особые формы славословий и движений. Начинается с такбира (произнесения слов «Аллах Велик») и заканчивается таслимом (произнесением слов «Мир вам и милость Аллаха»). Выполнение молитвы не является привилегией последователей пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Так, Аллах, описывая ‘Ису (Иисуса), сообщает: «И сделал Он меня несущим благодать повсюду, где бы я ни был, и дал мне наказ [совершать] молитву-намаз и [выплачивать] очистительную милостыню (закят) до тех пор, пока я жив» (Св. Коран, 19:31).

Особенность мусульманской молитвы-намаза в том, что она была вменена в обязанность пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и его последователям в ночь его вознесения (ми’радж) за три года до переселения из Мекки в Медину. В то время как другие религиозные обязанности были вменены Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) на земле, молитва-намаз была вменена на небе, что указывает на ее важность и особое значение. Намаз – это второй столп Ислама. Разрушить его – значит разрушить религию. «Между человеком, многобожием и неверием [есть мост – это] оставление молитвы»[1], – говорил Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует). В аяте об изменении киблы [направления молитвы из Иерусалима на Мекку] Всевышний Аллах называет молитву-намаз верой: «Аллах не позволит теряться вашей вере» (Св. Коран, 2:143), то есть молитве, выполненной в сторону Иерусалима.

Суть молитвы многогранна и глубока, передать ее в рамках данного ответа не представляется возможным, ибо она затрагивает все аспекты человеческого бытия. Остановимся на некоторых из них.

  1. Молитва-намаз – это связь между рабом и Господом, она помогает воплотить веру в поступках и отражает главную миссию человека – познание и служение Творцу (Св. Коран, 51:56). Однажды у Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какие дела больше всего любит Аллах?» Он ответил: «Вовремя прочитанную молитву-намаз»[2]. Также он сказал: «Полюбились мне из этой ближайшей жизни женщины и ароматы. А отрада моих очей в молитве-намазе»[3]. Молитва-намаз дает душевное умиротворение и спокойствие, которое достигается поминанием Аллаха (Бога) (Св. Коран, 13:28). Всевышний завещал пророку Мусе (Моисею): «Поклоняйся [лишь] Мне, выстаивай молитву-намаз для того, чтобы поминать Меня» (Св. Коран, 20:14).
  2. Молитва-намаз полезна для человека и в физическом плане, ибо она требует от него соблюдения норм личной гигиены и заставляет придерживаться чистоты как в одежде, так и в жилище: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву-намаз, то умойте ваши лица и руки до локтей, оботрите головы и оботрите ноги до щиколоток» (Св. Коран, 5:6).
  3. Молитва-намаз укрепляет в молящихся силу воли. Прислушаемся к завещанию мудрого Лукмана: «О сыночек мой! Выстаивай молитву-намаз, побуждай к благому и удерживай от порицаемого; будь терпелив к тому, что постигает тебя. Поистине, это и есть решительность в делах» (Св. Коран, 31:17).
  4. Молитва-намаз дает систематическую умеренную нагрузку на мышцы, сухожилия и кости, держит в тонусе сердечно-сосудистую систему и систему дыхания. Это особенно актуально в современном мире, где человек перешел к сидячему образу жизни, ведь техника заменила многие повседневные физические нагрузки. Когда Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) уставал, он обращался к своему муэдзину: «О Билял, произнеси призыв к началу молитвы, дай нам отдохнуть посредством нее»[4].
  5. Молитва-намаз оберегает разум человека и способствует интеллектуальному развитию: «О те, которые уверовали, не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не начнете понимать то, что говорите[5]» (Св. Коран, 4:43), – сказал Аллах в Коране. Молящийся человек – это трезвый человек, и он не позволяет затуманивать свой разум различными опьяняющими средствами.
  6. Многие географические открытия, развитие астрономии, алгебры, геометрии и других точных наук в мусульманском Средневековье происходили благодаря намазу. Например, Ибн Баттута (1304-1377) выехал из родного Танджера, чтобы помолиться в святых городах Мекка и Медина. Затем увлекся путешествиями и почти за 30 лет объехал весь исламский мир, в том числе города Сарай и Булгар, оставив после себя важный научный труд «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Молитва-намаз выполняется в строгих временных рамках и в направлении на Каабу – первый храм, построенный для поклонения Творцу, что требует тонких расчетов: «Воистину, молитва-намаз предписана верующим в определенное время» (Св. Коран 4:103). В этой связи молитва также воспитывает у молящихся чувство ответственности и пунктуальность.

  1. Молитва-намаз объединяет членов семьи и общества. «Коллективный намаз превосходит одиночный на двадцать семь степеней»[6], – говорил посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует). На ежедневных коллективных и праздничных молитвах мусульмане знакомятся друг с другом, делятся важными новостями, чувствуют плечо друг друга и оказывают взаимопомощь.
  2. Молитва-намаз служит сдерживающим фактором от греховных поступков: «Воистину, молитва-намаз удерживает от постыдного и порицаемого» (Св. Коран, 29:45). Намаз можно сравнить с педалью тормоза автомобиля, ибо он помогает вовремя остановиться перед тем, что не любит Аллах.
  3. Молитва-намаз служит причиной очищения от совершенных грехов: «Представьте, что перед воротами одного из вас течет река. И вот он купается в ней ежедневно по пять раз. Как вы думаете, останется ли на нем грязь после этого?» – спросил Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) у своих сподвижников. «Нет, это не оставит на нем грязи», – ответили они. «Это есть пример пятикратной молитвы. Посредством нее Аллах стирает грехи», – прокомментировал их ответ посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует)[7].
  4. Трепетное отношение к намазу – причина увеличения удела, в том числе материального. Всевышний Аллах сказал: «Призывай свою семью совершать молитву-намаз и сам будь терпелив в ее выполнении. Мы не просим тебя об уделе. Это Мы даем тебе удел, а [наилучший] исход — за набожностью» (Св. Коран 20:132).
  5. Намаз меняет человека к лучшему и прививает ему положительные качества, такие как смиренность, постоянство, целеустремленность, щедрость, целомудрие, забота о доверенном и ответственность в договорах и обещаниях[8].
  6. Молитва служит одной из двух главных причин для достижения Божественной поддержки. Всевышний Аллах сказал: «Просите о помощи [у Всевышнего] посредством терпения и молитвы» (Св. Коран, 2:45). Всякий раз перед началом важного дела Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал два ракяата молитвы-намаза и просил помощи у Аллаха.

Вышеперечисленное является лишь вершиной айсберга пользы намаза для человека в бренном мире. Всю глубину и прелесть исполнения молитв-намазов можно понять лишь при осознанном и ответственном подходе к ней на практике.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета педагогики и арабского языка

Международного университета «Аль-Азхар»

Зайнуддинов Дамириджан Рустамджонович

___________________________________________

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 64, хадис № 134-(82).

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 121, хадис № 527; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 65, хадис № 137-(85).

[3] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3939.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 539, хадис № 4985, “сахих”.

[5] Эти слова были ниспосланы после случая, когда человек, возглавивший коллективную молитву в состоянии опьянения, начал путаться в ее выполнении, неверно читая суру Корана.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 139, хадис № 645; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 250-(650).

[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 121, хадис № 528; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 256, хадис № 283-(667).

[8] Более подробно см.: Св. Коран, 23:1-11; 70:22-35.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить