Вопрос. Допустима ли с точки зрения Ислама операция вазорезекция/вазэктомия (мужская стерилизация)? Решение обоюдное, дети имеются, больше детей не планируем.
Ответ. Стерилизация – это способ сделать мужчину бесплодным. В настоящее время она проводится с помощью вазэктомии (вазорезекции). В прошлые времена использовались более грубые методы, например, кастрация. В любом случае, все эти методы являются радикальными, так как мужчина теряет способность к деторождению безвозвратно.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил кастрацию. Имам Ахмад ибн Ханбаль приводит что некоторые из сподвижников просили Пророка дать им разрешение на кастрацию, но он запретил им и сказал: «Оскопление моего народа – это пост и выстаивание дополнительной ночной молитвы»[1].
Аль-Бухари передал со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда: «Мы выходили в военные походы с Пророком без женщин и однажды спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам кастрировать себя? И он запретил нам это»[2].
Если стерилизация полностью сводит на нет деторождение, то она запрещена, так как деторождение необходимо для сохранения возможности иметь потомство, что является одной из основных целей брака. Однако, при необходимости, разрешаются временные ограничения в форме контрацепции. В этом едины все мазхабы.
Например, ханафитский богослов Бадруддин аль-‘Айни сказал: «Это действие (кастрация) является запретным единогласно»[3]. Шафиитский правовед аль-Буджайрами сообщил, что запрещено использовать все, что приводит к бесплодности. Но разрешается отсрочить деторождение[4].
Современные богословы считают, что вазэктомия запрещена, так же, как и кастрация. В частности, Международная исламская академия фикха в своей резолюции № 39 (1/5) заявила: «Запрещено лишать мужчину способности к деторождению <…> Допустимо временно контролировать деторождение с целью отсрочить беременность, если возникает обоснованная необходимость, по обоюдному согласию супругов и при условии, что это не приведет к вреду…»[5].
Таким образом, основываясь на достоверных хадисах и мнении исламских богословов прошлого и настоящего, можно сделать вывод, что вазэктомия/вазорезекция недопустима с точки зрения Ислама.
Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник шариатского факультета Европейского института
гуманитарных наук (Шато-Шинон, Франция)
Бардвил Висам Али
[1] См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 11. С. 183, хадис № 6612.
[2] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Каир: ас-Саляфийя, 1980. Т. 3. С. 356, Хадис № 5071.
[3] См.: аль-‘Айни Б. Аль-биная шарх аль-хидая. Бейрут: аль-Кутуб аль-ильмийя, 2000. Т. 12. С. 241.
[4] См.: Аль-Буджайрами С. Тухфат аль-хабиб. Дамаск: аль-Фикр, 1995. Т. 4. С. 47.