Вопрос. Дозволено ли продавать старые ковры и другую утварь, когда-то пожертвованные мечети как вакф, чтобы вырученные средства использовать на ее нужды?
Ответ. По общему правилу вакуфное имущество не подлежит продаже, так как это нарушает принцип его бессрочного использования. Однако, если вакуф приходит в негодность и перестает приносить пользу нуждающимся, то правоведы допускают возможность замены этого имущества на аналогичное либо продажу его для приобретения другого имущества, которое принесет большую выгоду.
Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани сказал: «Когда вакф становится непригодным для извлечения пользы бедняками, кадый имеет право продать его и приобрести на эти средства другое вакуфное имущество». Кадый — это лицо, уполномоченное принимать решения касательно вакуфного имущества. В данном контексте этим лицом может выступать имам мечети.
Ан-Навави сказал: «Наиболее верным считается мнение о том, что допускается продажа циновок мечети, если они износились и пригодны только на топливо». Аль-Хатыб аш-Ширбини в комментариях к его словам пишет: «Это основное мнение мазхаба (му‘тамад), и, согласно ему, вырученная от продажи сумма должна использоваться на нужды мечети».
Таким образом, разрешено продавать старые ковры, книги и прочие предметы, а на полученные средства приобретать необходимое для мечети. Однако эти деньги нельзя использовать для оплаты труда, ремонта, содержания мечети и т.п. Смысл вакфа заключается в том, чтобы люди могли пользоваться имуществом вакфа бессрочно.
Ученый секретарь Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник факультета исламского права
международного исламского университета Аль-Азхар
Ганиев Ильяс Алиевич