Дозволено ли в исламе ведение штрафов?

  • 2 месяца назад
  • 1

Вопрос. Мы торгуем бытовой техникой в рассрочку. Заключаем договора с покупателями на год, согласно им передаём товар с условием оплаты ежемесячными платежами. Безответственные клиенты не платят, поэтому мы вынуждены были ввести штрафы. Ввели штраф за просрочку платежа в размере 0,2 % от суммы платежа за каждый день просрочки. Эта мера отрезвляюще действует на определенный круг людей. Они начинают платить вовремя, и мы работаем стабильно. Но есть бессовестные, которые под любым предлогом не платят. Мы подаём на них в суд и начисляем штрафные пении на просроченный платёж. На что в ответ они начинают нас стыдить за ростовщическую деятельность. Дозволено ли это?

Ответ. Исламская рассрочка разрешена в Исламе и основывается на принципах договора мурабаха[1]. Однако упомянутая мера, а именно штраф за просрочку платежа, выводит сделку за пределы понятия «исламской» рассрочки, поскольку такой вид надбавки запрещён каноническими текстами. Всевышний говорит: «О те, которые уверовали, не поедайте многократно удвоенную прибыль ростовщичества и бойтесь [гнева] Аллаха (Бога), возможно, вы обретете успех» (Св. Коран, 3:130). Ибн Касир[2] в толковании данного аята писал: «Всевышний Аллах запрещает своим верующим рабам лихоимство и пожирание роста, умноженного в разы, как они поступали во времена доисламского невежества. Тогда еще лихоимцы говорили должнику, когда истекал срок выплаты долга: если не вернёшь в срок, то будешь платить лихву. Если же человек не выплачивал в срок, его долг рос каждый год, превышая первоначальную сумму в два раза. Так он утопал в долгах. Затем Аллах повелел своим рабам быть богобоязненными, дабы преуспеть и в этой, и в последней жизнях»[3].

Приводит Зейд ибн Аслама: «Ростовщичество доисламских   времен заключалось в следующем: у одно человека перед вторым имелось материальное обязательство на определенный срок, когда он заканчивался, кредитор говорил: «Плати или соглашайся на рост». Если заемщик платил, кредитор забирал деньги, а если был не готов платить, кредитор увеличивал кредит и продлевал срок»[4].

Существуют альтернативные меры для обеспечения выполнения договоренностей, такие как залог и поручительство[5]. Вам следует внести дополнительные пункты в договор, которые позволят, во-первых, продемонстрировать серьезность намерений, а во-вторых, обезопасить себя от сомнительных заемщиков и задержек в платежах.

Также можно рассмотреть другой способ решения проблемы: сторонам следует договориться о том, что в случае просрочки платежей заемщик обязуется оплатить штраф, который будет направлен на благотворительность. Это может служить дополнительным стимулом к благотворительности. Кредитор берет на себя обязательство обеспечить выполнение этого условия. Данный подход соответствует принципам маликитской школы фикха[6]. Ибн Рушд в своем труде «Аль-мудаввана» пишет: «По мазхабу Малика и его последователей, благотворительность, осуществить которую обязался человек, должна быть исполнена, пока он не обанкротился или не умер»[7].

Если дело дошло до суда, кредитор вправе требовать у заемщика возмещения всех судебных расходов.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета исламской юриспруденции

Исламского университета города Медины (КСА)

Тугушев Рашит Абдеряшитович

[1] Мурабаха – это продажа товара по цене, равной цене приобретения плюс определенная согласованная наценка. См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений – М.: Издательство «Исламская книга», 2017 г. – 920 с. С 156.

[2] Ибн Касир (701/1301-774/1373) — выдающийся ученый в области истории, права, толкования Корана и хадисов. Родился в селении Мадждал возле г. Босры в Сирии. После получения начального образования уехал в Дамаск, где учился у известных ученых, в т. ч. у аль-Миззи, Ибн Таймии, аз-Захаби. После завершения образования стал признанным ученым в области толкования корана, фикха и истории. Преподавал в самых известных медресе Дамаска. Умер в возрасте 74 лет в Дамаске, похоронен возле могилы своего учителя Ибн Таймии. См.: Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с.

[3] См.: Ибн Касир. Тафсир аль-кураʻн аль-ʻазым. [Толкование Великого Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмийя, 1998. Т. 2. С. 102.

[4] См.: Малик ибн Анас. Аль-муватта’ [Общедоступный]. Бейрут: аль-Гарб аль-ислямий, 1997. Т. 2. С. 204.

[5] Поручительство (Кафаля). В практическом плане это означает поручительство для долгов и займов.

[6] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С 75.

[7] См.: Ибн Рушд. Аль-Мудаввана [Сборник] Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмийя, 1994. Т. 12. С. 77.

 

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить