Вопрос. Скажите, пожалуйста, как поступать с инфляцией в рамках шариата? Ведь если не брать проценты и просто зарабатывать, то заработанное в предыдущем месяце обесценится к следующему.
Ответ. Инфляция ‒ одна из самых острых проблем современной экономики, одной из основных причин которой является чрезмерное расширение денежных потоков за счёт проведения массового кредитования, основанного на ростовщическом проценте (риба). И как следствие, происходит сокращение реального объёма национального производства, которое при более-менее стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, деньги обесцениваются, а сбережения людей уменьшаются[1].
Шариат признает индексацию на доходы, зарплаты, пенсии, выплаты социального страхования и т. п., но не поддерживает индексацию финансовых активов.
В Постановлении № 75 Совета исламской академии правоведения (фикха) по этому поводу говорится следующее:
«- разрешается индексировать заработную плату в соответствии с ростом уровня цен;
– в случае долгосрочной аренды разрешено определять размер арендной платы на первый период аренды и договариваться о том, что в дальнейшем она будет привязана к определенному показателю, при условии, что ее величина будет фиксироваться в начале каждого договорного периода»[2].
В Священном Коране в суре Аль-Бакара, 279 аяте четко и ясно говорится о защите основной суммы займа, а любое превышение этой суммы рассматривается как ростовщичество (риба): «Если же вы не оставите ростовщичества, как приказал вам Аллах, то знайте, что у Аллаха и Его посланника будет война с вами: война веры против неверия; но если вы покаетесь, то при вас останется только ваш капитал, ни больше и не меньше. Не берите больше, несмотря на причину долга, потому что рост, который вы берёте, представляет несправедливость по отношению к людям. И не берите меньше, чтобы не быть обиженными!»[3].
Этот запрет также относится к отсроченному денежному обмену, девальвации и изменению валюты во время выплаты долгов[4]. Так как одалживание иностранных денег является валютной сделкой, которая считается подобной обмену товарами, то любая компенсация за падение стоимости денег не оправдана. Доплата по кредиту из-за снижения покупательной стоимости валюты запрещена и является ростовщичеством (процентами к долгу). Это мнение большинства ученых по фикху.
Если человек взял в долг в одной валюте и договорился вернуть в другой, то это тоже является ростовщичеством. Потому что на самом деле он продал один вид валюты за другую валюту и отстрочил платёж. Это запрещено и является одним из видов ростовщичества. Этот вид называется риба ан-наси’а (риба отсрочки)[5].
Очень важно помнить при этом, что какие бы споры и разногласия ни возникали между заимодавцем и заемщиком, они должны руководствоваться следующим хадисом: «Поистине, Аллах любит, когда проявляют великодушие при продаже, при покупке и при возврате долга»[6]. Поэтому заемщик может вернуть больше, чем взял, если проявляет свою добрую волю и желает компенсировать потери заимодавцу в результате инфляции. Но требовать этого в одностороннем порядке заимодавец не имеет права. Передается, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) задолжал некому человеку верблюда и, когда тот пришел за долгом, Посланник Аллаха повелел вернуть ему долг, но сподвижники не смогли найти верблюда, кроме того, что превосходил одолженного. Тогда он сказал: «Отдайте ему [такого], ибо поистине лучший из вас тот, кто наилучшим образом возвращает долг»[7].
Проблема заключается в том, что практически невозможно определить точный индекс, который может полностью зафиксировать обесценивание. Например, индекс потребительских цен отражает потребительские привычки среднестатистического человека в экономике и так же, как прожиточный минимум, может варьироваться в разных регионах и городах, поэтому точно измерить его не представляется возможным. Кроме того, индексы инфляции основаны на задержке во времени и, следовательно, недоступны для использования в ежедневных финансовых сделках. Все вышеуказанное делает индексацию менее практичной и подверженной предвзятостям.
Независимо от причин и источников инфляции мусульманские правоведы не признают индексацию финансовых активов, но при этом предлагают другие разрешенные по шариату способы защиты от нее. Например, если заимодавец и заемщики обеспокоены инфляцией, то заем можно выразить товаром, например, золотом. Заимодавец может одолжить определенное количество золота заемщику, который обязан вернуть такое же количество золота заимодавцу по истечении срока займа. Также необходимо отметить, что принцип партнерства и механизм раздела прибыли и убытка в инвестиционной деятельности в исламской экономической системе обеспечивает неотъемлемое возмещение за инфляцию, потому что прибыль делится по заранее согласованной пропорции, тогда как убытки рассчитываются согласно доле внесенного капитала.
В настоящее время в РФ активно развивается исламская финансовая система, в рамках которой предлагаются различные инвестиционные программы, направленные на увеличение доходов населения. Участие в этих программах, несомненно, позволит сохранить и преумножить сбережения людей и станет эффективным способом защиты от инфляции.
Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник факультета исламского права и законоведения
Иорданского государственного университета (Амман)
Муратов Мухаммед Рустямович
[1] Инфляция // Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит URL: https://www.audit-it.ru/terms/accounting/inflyatsiya.html (дата обращения: 12.08.2024).
[2] См.: Муртазин М., Ушаков В. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха), М., Издательство «Ладомир», 2003, постановление № 75, стр. 151-152
[3] См.: Аль-мунтахаб фи тафсир аль-куран аль-карим [Избранное из тафсира благословенного Корана]. Перевод с араб. яз. Сумайи Мухаммад Афифи, Абдель Салям эль-Манси. Каир: Министерство вакфов Египта, 2000. С. 29.
[4] См.: Муртазин М., Ушаков В. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха), М., Издательство «Ладомир», 2003, постановление № 115. С. 242-245.
[5] Более подробно о точках зрения мусульманских ученых в вопросе возврата долга с учетом инфляции см. здесь https://www.muftiyat.kz/ru/qa/fetvy/2023-12-18/43553-kak-pogashaetsia-dolg-pri-infliatsii/
[6] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 232, хадис № 1319
[7] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Cвод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 432, хадис № 2305.