Можно ли дуть на пищу или воду, чтобы охладить её?

  • 2 месяца назад
  • 1

Вопрос. Можно ли дуть на пищу или воду, чтобы охладить её?

Ответ. Дутье на еду и питье относится к действиям, запрещенным шариатом, поскольку приводится хадис от Ибн Аббаса, в котором он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил дуть на еду и питье»[1]. Но так ли категоричен данный запрет? И как понимали его смысл авторитетные богословы Ислама?

Рассмотрим мнения мусульманских ученых относительно дутья на еду.

Например, ханафиты считают, что дутье на еду порицаемо только в случае сопровождения его звуком наподобие «уфф» – таково их толкование данного запрета. В книге «Индийские фетвы» упоминается, что Фадль ибн Ганим сказал: «Я спросил Абу Юсуфа – да смилуется над ним Аллах – о дутье на еду, порицается ли оно? И он ответил: «Нет, кроме того, что издает звук наподобие “уфф”»[2]. И это является толкованием запрета у ханафитов.

Маликитские ученые видят отсутствие порицаемости дутья на еду, если принимающий пищу или питье ест и пьет в одиночку. Так, в книге «Аль-фаваких ад-давани» говорится: «Запрещено вкушающему пищу или пьющему, на уровне порицания, дутье на еду и на воду, из опасения попадания слюны на остатки. И есть разногласие в причине этого запрета: упоминается мнение, что это по причине оскорбления пищи – в этом случае дутье порицается даже если принимать пищу в одиночку; есть также мнение, что запрет для того, чтобы слюна не попадала в остатки еды и не причиняла беспокойства другим – в этом случае запрет уместен только при совместном приеме пище»[3].

Мнение же ханбалитских ученых состоит в отсутствии порицания дутья на еду, когда она горячая и есть необходимость в этом перед тем, как она остынет[4].

Таким, образом, рассмотрев мнения и толкования различных авторитетных мусульманских богословов, мы приходим к выводу, что наши праведные предшественники не были столь категоричны в понимании запрета дутья на еду и питье, упомянутого в хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует). Мусульманам рекомендуется избегать дутья на еду или питье без необходимости, однако в случае нужды в этом не следует проявлять излишнюю щепетильность в выполнении данного запрета, так как целый ряд авторитетных праведных богословов указали на отсутствие запрета при определенных условиях, перечисленных выше.

 

 Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета теологии

Международного исламского университета Аль-Азхар

Акказиев Рашид Яхьяевич

 

[1] См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: ар-Рисаля. 2001. Т. 5. С. 27, хадис № 2817.

[2] См.: Коллегия ученых под руководством шейха Низамуд-Дина аль Балхи. Аль-Фатава аль алимкириййя [Алимкирийские фетвы] известная как «Аль-фатава аль-хиндиййя» [Индийские фетвы]. Каир: аль-кубра аль-амирийя. 1892. Т. 5. С. 337.

[3] См.: Ахмад Н. Аль фауаких ад-даувани аля рисалят Ибн Аби Зейд аль Кайрауани [Нависшие фрукты о послании Ибн Аби Зейда аль Кайрауани]. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 2.С. 319.

[4] См.: Аляуддин М. Аль-инсаф фи ма’рифат ар-раджих мин аль-хиляф [Справедливость в познании предпочтительного в спорном]. Каир: Суннат аль-мухаммадиййя, 1955. Т. 8.С. 328.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить