Вопрос. Можно ли мусульманину работать в «Самокате»? Дело в том, что там есть не халяльные продукты питания, которые курьер вынужден перевозить.
Ответ. Мусульманин обязан искать полностью дозволенный заработок.
В хадисах говорится:
«Поиск дозволенного пропитания – обязанность для каждого мусульманина»[1];
«Поистине, Аллах и Посланник Его запретили продажу вина, мертвечины, свинины и идолов. У него спросили: «О Посланник Аллаха! Смотрите, но ведь жиром мертвечины пропитывают корабли, смазывают шкуры, и люди используют его для освещения». Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, это запрещено. Проклял Аллах иудеев. Когда Аллах запретил им жир мертвечины, они стали растапливать его и продавать, а [вырученные с продажи] деньги проедали»[2].
Если найти дозволенный заработок по объективным причинам не представляется возможным, тогда ситуация может считаться вынужденной, и разрешается частично дозволенный заработок[3], связанный, например, с курьерской доставкой не халяльных продуктов из магазина.
Однако при этом существуют важные условия: ассортимент в нем, как минимум, на две трети[4] должен быть дозволенным с точки зрения шариата; подобная работа может рассматриваться лишь в качестве временной, на время поиска полностью дозволенной.
Поэтому «Самокат» подходит для временного заработка, но не подходит для постоянного.
Курьер, вынужденно занятый на подобной работе, должен постараться минимизировать соприкосновение с харамом: например, попросить напарника-немусульманина выполнить его заказ с нехаляльными продуктами. Если такой возможности нет, следует просить прощения у Всевышнего и уповать на Его милость[5].
Также в этом случае рекомендуется, по мере возможности, выплачивать пожертвование со своего дохода[6].
Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник факультета исламского права
университета аль-Карауин, г. Фес, Марокко
Ахметжанов Руфат Сафаевич
[1] Ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-аусат [Средний свод]. В 10 т. Каир: аль-Харамайн, 1995. Т. 8. С. 272, хадис № 8610.
[2] Например, аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов аль-Бухари]. Рияд: аль-Мактаба ас-саляфийя. Т. 2. С. 123, хадис № 2236.
[3] Конечно, когда есть возможность выбора между частично запретным и полностью запретным.
[4] Иначе доля недозволенного будет больше. Большее обычно означает одну треть, согласно хадису: «Треть, но и трети будет много». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов аль-Бухари]. Дамаск: Ибн Касир, 1993. Т. 5. С. 2343, хадис № 6012. Если доля перевозимого харама будет больше, тогда все перевозимое будет считаться харамом, согласно шариатскому правилу: «[При смешивании разрешенного (халяль) и запрещенного (харам)] преобладающее [свойство] приобретает статус всего», и заработок будет полностью запретным. См.: аз-Зухайли М. Аль-кава‘ид аль-фикхийя ва татбикатуха фи аль-мазахиб аль-арба‘а [Правила фикха и их применение в четырех школах фикха]. Дамаск: аль-Фикр, 2006. Т. 1. С. 325.
[5] Руководствуясь хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто увидит из вас неподобающее, пусть поспешит изменить его рукой своей. Если не сможет, то языком. А если не сможет, то сердцем. И это будет самым слабым проявлением веры». См., например, ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов Муслима с комментариями ан-Навави]. Каир: аль-Баян ли ат-турас, 1987. Т. 1 (2). С. 22-25.
[6] На это указывает хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Собрание торговцев! В торговле присутствуют клятвы и пустословие, поэтому примешивайте к ней милостыню». См., например, Ибн Маджа. Сунан ибн маджа [Свод хадисов Ибн Маджи]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби [б.г.]. Т. 2. С. 725, 726, хадис № 2145.