Вопрос. В некоторых регионах РФ распространен обряд «cкат», посредством которого с покойного, согласно поверьям, снимаются грехи. Что говорит шариат об этом?
Ответ. Конечно, грехи может простить лишь Аллах, однако у этого обычая есть основа в исламском богословии.
Если рассматривать его в своем нормальном, неискаженном виде, то можно обнаружить, что ханафиты допускают завещание о выплате искупительной милостыни (фидья) не только за пропущенный пост в месяц Рамадан, как считают ученые других мазхабов, но и за оставленные обязательные молитвы, жертвоприношения и нарушенные клятвы. В ханафитском богословии это называется «искат» – снятие долговых обязательств перед Всевышним.
Если говорить о постах и молитвах-намазах, то за каждый пропущенный день поста и обязательную молитву, включая витр, выдается или выплачивается пожертвование в размере закят-уль-фитр.
Понятное дело, пропущенных намазов и постов может быть много, и тогда итоговая сумма будет внушительной, а выплачивать ее будет весьма затруднительно.
В таком случае ханафитские богословы предлагают такое решение проблемы: наследники договариваются с бедным человеком о том, что они пожертвуют ему определенную сумму или, скажем, драгоценности, которые он должен будет вернуть им обратно в качестве дара. После возвращения этой суммы или драгоценностей они опять отдают их бедняку, и тот возвращает их снова. Итоговая сумма задолженности постепенно уменьшается, и в конце концов покойный с помощью таких нехитрых манипуляций полностью освобождается от своих долгов.
Наследники могут прибегнуть к подобной уловке и в случае, если завещания о выплатах не было, из чувства сострадания к покойному и стремления облегчить ему участь.