Вопрос. Считается ли джума намаз действительным, если впускать лишь ограниченный круг мусульман (в силу объективных причин: мест в молитвенных домах ограничен, существуют нормы пожарной и террористической безопасности)?
Ответ. Согласно ханафитскому мазхабу, одним из условий пятничного намаза является открытый доступ всем мусульманам в место совершения пятничной молитвы. Это богословское положение направлено на максимальный охват верующих, приходящих для совершения поклонения и прослушивания пятничной проповеди[1].
Однако, по мнению богословов шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов, открытый доступ в место совершения пятничной молитвы не является условием полноценности пятничного намаза. Если доступ будет ограничен, то молитва будет считаться действительной[2].
Для обеспечения безопасности людей, посещающих места молитвы, богословы всех правовых школ считают необходимым следовать принципу облегчения в затруднительных ситуациях (тайсир)[3]. Это означает, что в случае возникновения угрозы безопасности, например пожара или террористической атаки, необходимо принимать меры для защиты жизни людей, даже если это требует нарушения некоторых норм фикха.
Следует также иметь в виду, что богословы ханафитского мазхаба допускают переход с одного мазхаба на другой в качестве исключения в вынужденных ситуациях[4].
Основываясь на вышесказанном, если молельное помещение не может вместить большое количество молящихся из-за требований норм пожарной или террористической безопасности, пятничная молитва будет действительной для тех, кто разместился на ограниченной территории[5].
Член Совета улемов ДУМ РФ,
имам-мухтасиб Московской области
Булатов Дамир Тагирович
[1] См.: Аш-Шурунбуляли Х. Маракы аль-фалях [Ступени спасения]. Дамаск: ан-Нуʻман, 1990. С. 322.
[2] См.: Аз-Зухайли. М. Аль-кава‘ид аль-фикхийя ‘аля мазхаб аль арбаа [Правила фикха согласно четырем мазхабам]. Дамаск: аль-Фикр, 2018. Т. 2. С. 250.
[3] См.: там же. Т. 1. С. 276.
[4] См.: Аль-Усмани Т. Усуль аль-ифта ва адабуху [Основы выведения фетв и их порядок]. Дамаск: аль-Калям, 2014. С. 244.
[5] См.: Аз-Зухайли. М. Аль-кава‘ид аль-фикхийя ‘аля мазхаб аль арбаа. Т.1. С. 226.