Именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/22
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАГС ИЛИ В
ГРАЖДАНСКОМ СУДЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ЖЕНЫ
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации (далее – Совет улемов ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 20-го числа месяца Шабан 1443 года по лунному календарю, что соответствует 23-му марта 2022 г. по григорианскому календарю, в Культурном центре «Дар» (ул. Ленинская Слобода д.9),
ПОСТАНОВИЛ:
Считать расторжение брака в органах ЗАГС или в гражданском суде по инициативе жены альтернативой мусульманскому разводу, к которому можно прибегнуть лишь в исключительных случаях и обстоятельствах. При этом для того, чтобы этот развод был равносилен мусульманскому, необходимы следующие условия:
- Брак заключен в органах ЗАГС[1].
- Иск канонически обоснован. Это означает, что требование о разводе должно соответствовать нормам шариата. Совет считает допустимым обращение замужней женщины за разводом в ЗАГС или в гражданский суд по следующим причинам[2]:
2.1. [Длительное] отсутствие содержания (нафака).
2.2. Явные изъяны или болезни.
2.3. Вред или [систематическое] плохое обращение.
2.4. [Продолжительное] отсутствие мужа.
2.5. Тюремное заключение.
- Все канонические пути разрешения проблемы исчерпаны. Обращению в гражданский суд обязательно должны предшествовать следующие шаги[3]:
3.1. Попытка самостоятельно договориться с мужем о расторжении мусульманского брака, например, путем хул‘ – развода за денежную компенсацию.
3.2. Обращение в шариатский суд, муфтият или иную мусульманскую организацию, где компетентное лицо попытается примирить стороны, а в случае неудачи назначит арбитраж (тахким)[4], на основе решения которого вынесет свой вердикт[5]. Если необходима консультация у другой компетентной организации, можно воспользоваться видеосвязью.
- 4. В регионе проживания истицы отсутствует религиозный орган, уполномоченный ДУМ для решения вопросов, связанных с расторжением мусульманского брака.
Последовательное соблюдение вышеприведенных условий является необходимым для полноценного расторжения брака согласно мусульманским канонам.
РЕКОМЕНДОВАЛ:
- Дублировать регистрацию мусульманского брака в органах ЗАГС.
- Создавать на базе мусульманских религиозных организаций отдел для решения семейных проблем[6].
С алгоритмом действий замужней женщины, требующей развода на законных шариатских основаниях, можно ознакомиться в приложении № 1 к богословскому заключению № 3/22.
С подробным богословским исследованием по данному вопросу можно ознакомиться в приложении № 2 к богословскому заключению № 3/22.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к богословскому заключению № 3/22
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ, ТРЕБУЮЩЕЙ
РАЗВОД НА ЗАКОННЫХ ШАРИАТСКИХ ОСНОВАНИЯХ
- Попытаться самой получить развод, например, посредством возвращения мужу своего брачного дара.
- Обратиться к опекуну, который дал согласие на ее вступление в брак, чтобы он поговорил с ее мужем и попробовал разрешить сложившуюся ситуацию.
- Обратиться в местную религиозную организацию (шариатский суд, муфтият, исламский центр, мечеть).
3.1. Если официальный представитель этой организации[7] берется помочь, то обязательно опрашивает обе стороны.
3.2. Если ситуацию, на его взгляд, можно исправить, то дает отсрочку на исправление.
3.3. В противном случае он вправе назначить арбитраж, по возможности, с участием представителей мужа и жены из числа их родственников. Они изучают все обстоятельства, приведшие к требованиям супруги о разводе, расспрашивают обоих супругов, выясняют кто из них прав, кто виноват, можно ли сохранить семью.
3.4. Арбитраж должен вынести решение по браку, и на основании этого решения представитель религиозной организации выносит свой вердикт: развести супругов или нет.
3.5. Для решения вопроса он также вправе обратиться в другую религиозную организацию, в том числе посредством видеосвязи.
- Если в регионе проживания нет никакой мусульманской структуры, или такая структура есть, но отказывается помочь, то замужняя женщина, чей брак зарегистрирован в органах ЗАГС, может обратиться в гражданский суд для получения развода 4.1. В этом случае развод будет равносилен мусульманскому.
4.2. Однако если существует малейшая возможность расторгнуть мусульманский брак в мусульманской организации, тогда развод в ЗАГС или по решению гражданского суда ни в коем случае не может рассматриваться в качестве альтернативы мусульманскому разводу. Иными словами, если жена сразу обратится в государственные органы за разводом минуя мусульманскую организацию, которая полномочна и реально может расторгнуть мусульманский брак, то решение этих органов не будет рассматриваться как альтернатива мусульманскому разводу. Даже при условии, что в качестве оснований своего требования жена представит им аргументы, отвечающие шариатским критериям.
4.3. В случае появления такой возможности в будущем, необходимо обязательно ею воспользоваться, руководствуясь следующим богословским правилом:
– с исчезновением препятствия [исключавшего использование права] восстанавливается то, чему оно мешало [т.е. то право, которое было невозможным в силу данного препятствия][8].
Такое обязательство действует вплоть до вступления женщины в новый мусульманский брак.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к богословскому заключению № 3/22
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАГС ИЛИ В
ГРАЖДАНСКОМ СУДЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ЖЕНЫ
Актуальность исследования
Как известно, брак – это бессрочный договор между супругами, который зиждется на принципах взаимного уважения и верности. Тем не менее, он может быть прекращен досрочно, например, по причине неисполнения одним из супругов своих обязанностей. При этом шариат разделяет полномочия: супруг имеет единоличное право на развод, а супруге в случае нарушения ее прав в наших реалиях самой приходится искать пути для разрешения проблемы.
В России, как и во многих странах, для мусульман актуальна проблема семейных отношений и, в частности, отношения к женам. К сожалению, замужним женщинам приходится сталкиваться с насилием, отсутствием должного обеспечения, незнанием прав жены. Причин для этого много, и, пожалуй, самая главная – это нехватка мусульманского воспитания, невежество в вопросах религии, утрата религиозных традиций.
Соответственно, актуальна проблема и с получением женой развода, когда все доступные пути разрешения ситуации оказываются тщетными.
В России существует возможность расторгнуть брак в мусульманских религиозных организациях. В таких регионах, как Кавказ, Татарстан, действуют шариатские суды, а в тех регионах, где их нет, есть муфтияты и мусульманские центры. Но всегда ли они готовы помочь в разрешении семейной проблемы? К сожалению, практика показывает, что отнюдь не всегда.
Столичным имамам приходится оказывать содействие женщинам, которые отчаялись получить развод в своих регионах, где вроде бы есть компетентные религиозные структуры. Приведем несколько примеров, указывающих на актуальность данной проблемы в РФ:
- Однажды к нам, в Историческую мечеть г. Москвы, обратилась девушка из другого города, которая хотела получить официальное подтверждение настоящего статуса ее брака с мусульманином, перешедшим в кришнаизм. Он продолжал считать ее своей женой, а у нее в связи с неординарной семейной ситуацией появились планы на обустройство своей дальнейшей жизни уже с другим человеком. В местной религиозной организации ее приняли, выслушали, объявили, что возьмутся за решение вопроса, вызовут ее супруга, опросят его, а затем вынесут вердикт. Однако подчеркнули: для этого потребуется создание комиссии, что обойдется ей в определенную сумму, приличную для данного региона. У девушки таких денег не было, и она попыталась найти содействие для разрешения своей проблемы в Москве.
- Также приходится сталкиваться со случаями, когда кади и имамы на местах вынуждены отказывать в расторжении брака и вообще принуждении супруга к разводу даже при наличии канонически обоснованных требований со стороны супруги. Дело в том, что любой развод может считаться позором по местным обычаям или же может спровоцировать конфликт между родственниками и между родами.
- Непростая ситуация, бывает, складывается в случаях похищения невест, когда любой неосторожный шаг может вызвать настоящее вооруженное противостояние между сторонами.
- В России отсутствует единый исламский координационный центр. Это часто мешает имамам и другим компетентным лицам помогать мусульманам в решении семейных проблем. Особенно сложно, когда брак, требующий внимания, заключен в другом регионе.
- Часто страдают супруги, у которых нет опекунов, например, новообращённые мусульманки.
- Зачастую женщина обречена страдать всю оставшуюся жизнь, ожидая, когда её муж образумится и изволит дать ей, например, развод за денежную компенсацию (хул‘).
Впрочем, на территории РФ законную силу все равно имеют только решения органов ЗАГС и гражданских судов, и зачастую именно в них замужние женщины вынуждены защищать свои права.
При этом необходимо понимать, что расторжение брака в государственных органах[9] отличается от расторжения брака в мусульманской религиозной организации. Прежде всего, различными базисами для принятия решений. Если для государственного суда это закон государства, то для мусульманского – шариат. Так же существуют кардинальные отличия в критериях для выбора судей и требованиях, предъявляемых для каждого участника процесса.
В связи с этим возникают вопросы:
Можно ли обращаться в государственные органы с требованием расторгнуть брак и считать их решение о разводе соответствующим шариату, а сам развод – альтернативой мусульманскому разводу? Иными словами, допустимо ли в случае невозможности прекратить брак по требованию жены в мусульманской организации вместо нее обратиться в государственный суд как альтернативный орган? Будет ли признан развод по решению суда соответствующим шариату и аналогичным мусульманскому разводу?
Ответ на эти вопросы является главной задачей данного исследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ, синтез, аналогия, сравнение. В частности, сопоставительный анализ высказываний ученых четырех богословско-правовых школ (мазхабов), а также сопоставительные богословские исследования решений международных организаций, специализирующихся на принятии и издании фетв.
Развод в органах ЗАГС или в гражданском суде[10]
Согласно законодательству РФ, замужняя женщина может получить развод в органах ЗАГС без суда в следующих случаях:
- супруг признан судом безвестно отсутствующим;
- супруг признан недееспособным;
- супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Если же без суда не обойтись, то необходимо знать, что законы РФ не оговаривают перечень причин для развода, поэтому при составлении искового заявления следует привести убедительные доводы о том, что дальнейшая семейная жизнь невозможна. При этом брак изначально должен быть зафиксирован в органах ЗАГС или в соответствующих зарубежных органах[11].
Причины для развода в гражданском суде
Юристы[12] рекомендуют указывать следующие причины для развода:
- Личные: охлаждение чувств, потеря привязанности, утрата уважения и доверия, неприязнь супругов друг к другу.
- Бытовые: алкогольная или наркотическая зависимость одного из супругов[13], физическое и психологическое насилие по отношению к супруге или ребенку[14], устранение от ведения домашнего хозяйства и отсутствие помощи в быту, отсутствие интереса к воспитанию детей и семейному общению.
- Материальные: отсутствие работы и желания работать, отсутствие финансового обеспечения.
- Интимные: измена, бесплодие.
Последний пункт в исковом заявлении предпочтительно не указывать. Если обсуждение подобных вопросов неизбежно, следует ходатайствовать о проведении суда в закрытом режиме.
В предыдущих фетвах говорилось о канонических причинах для развода, приведем их[15].
Канонические причины для развода
- [Длительное] отсутствие содержания (нафака).
- Явные изъяны или болезни.
- Вред или [систематическое] плохое обращение.
- [Продолжительное] отсутствие мужа.
- Тюремное заключение.
Вопрос обращения мусульманина в немусульманский, гражданский суд, относится к категории «навазиль» – беспрецедентным явлениям, отсутствующим в жизни мусульман прежних веков и, соответственно, не рассмотренных учеными прошлого в рамках своих трудов и исследований.
Для изучения этого вопроса обратимся к мнению богословов об основных положениях шариата, которые касаются судебной власти[16].
Традиционное понимание вопроса
Богословы всех четырех мазхабов говорят следующее:
Власть, суд, свидетельство – это взаимосвязанные понятия. В классическом понимании властитель (правитель) назначает судью, а тот основывается при вынесении своего вердикта на свидетельских показаниях[17] участников процесса.
Основные условия для шариатского судьи.
- Судья, как и любой человек, облеченный властью, или свидетель, обязан отвечать соответствующим условиям, самое главное из которых – исповедание Ислама. На это указывают следующие аяты Священного Корана:
- «Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (Св. Коран, 4:141).
- «О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в авлия[18] вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (Св. Коран, 4:144).
- «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Св. Коран, 4:65).
Ас-Сарахси[19] пишет: «…На должность кади следует назначать только такого человека, который достоин доверия в благочестии, праведности, разумности, понимании и знании Сунны и преданий, а также богословских доводов, на которых он выстраивает свои речи… Также кади должен отвечать условиям передатчика хадисов: разумность, точность, беспристрастность, исповедание Ислама…»[20].
Аль-Маварди[21] пишет: «…Разрешается облекать судебной властью только того человека, который полностью отвечает условиям, при которых облечение его будет правильным (действительным), и решение будет иметь законную силу. Этих условий семь [и среди них] исповедание Ислама, поскольку это условие для действительности свидетельства…»[22].
Ад-Дусукы[23] пишет: «…Судьей достоин быть лишь беспристрастный человек (‘адиль), то есть тот, чье свидетельство беспристрастно, даже если это освобожденный из рабства, согласно мнению большинства [наших] богословов (джумхур). И из беспристрастности следуют [пять условий]: исповедание Ислама, совершеннолетие, разумность, свобода [от рабства] и отсутствие порочности…»[24].
Ибн Кудама[25] пишет: «…Для кади являются условием десять вещей: чтобы он был мусульманином, совершеннолетним, разумным, потому что это условия свидетельства, и они наиболее подходят для кади…»[26].
- Судья должен выносить решение, руководствуясь законами шариата и основываясь на Коране и Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует).
Всевышний Аллах говорит: «Те же, кто не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Св. Коран, 5:44).
В хадисе говорится: «Посланник Аллаха спросил у Му‘аза ибн Джабаля[27], посылая его в Йемен: «Как ты будешь судить?» Тот ответил: «По Писанию Величественного и Всемогущего Аллаха». «А если не [найдешь в нем ответа]?» – продолжил Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует). «По Сунне посланника Аллаха», – молвил Му‘аз. «А если не [найдешь ответа и там]?», – поинтересовался Пророк (да будет доволен им Господь). «Вынесу собственное решение (иджтихад)», – ответил Му‘аз. «Хвала Аллаху, который посодействовал посланцу посланника Аллаха в том, что любит посланник Аллаха!», – воскликнул Пророк (мир ему и Божье благословение)»[28].
‘Аляуддин ас-Самарканди[29] пишет: «…Кади должен выносить решение по каждому инциденту, исходя из своей уверенности, что это установление Всевышнего Аллаха. Посредством безусловного довода, подобно понятному тексту Писания, в смысле которого нет сомнения; последовательно переданной, известной Сунне, или единодушного мнения ученых (иджма’)…»[30].
Имам аш-Шафи‘и[31] пишет: «…[Передается], что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто примет собственное решение (иджтихад) и будет прав, тому две награды, а кто примет собственное решение и ошибется, тому одна награда»[32] – суть принятия судьей собственного решения в том, что он может принять его лишь тогда, когда в судебном вопросе нет [указания] ни из Писания, ни из Сунны, ни из единодушного мнения ученых…»[33].
Ибн Кудама пишет: «…Если [кади] вынесет собственное решение, а затем из канонического текста и единодушного мнения ученых выяснится, что оно ошибочно, тогда он должен отменить его, согласно словам ‘Умара[34]: “В неясных вопросах обращайтесь к Сунне” …»[35].
Выводы и пояснения
- Существует четкое и консолидированное мнение богословов об основных условиях для кади.
- Это мнение подтверждено соответствующими аятами Священного Корана и хадисами Посланника (да благословит его Всевышний и приветствует).
- Условия для кади относятся к настолько очевидным вопросам, что сложно найти развернутое и подробное описание для некоторых из них в богословских книгах. В частности, не удалось найти у маликитов четкую формулировку второму основному условию для кади.
- Традиционно богословы рассматривали понятие ‘адаля[36] как наиболее важное требование для судьи, ведь только человек, соответствующий этому требованию, сможет принять объективное решение, абстрагируясь от любых внешних факторов, которые могут на него повлиять.
- Очень часто ‘адаля рассматривалась в качестве обширного понятия, из которого вытекали все остальные условия.
- Исповедание Ислама считалось одним из качеств, логически вытекающих из ‘адаля. Ведь немусульманин может руководствоваться другими критериями для принятия того или иного решения.
- Фактически, кади – это наиболее близкий к идеалу мусульманина человек, а именно: обладатель правильных убеждений, высокой морали, великолепно образованный и поэтому далекий от предвзятости. В связи с чем и поиск, и назначение подходящей фигуры были стратегически важными задачами для правителя мусульман[37].
Мусульмане в условиях немусульманского правления
В случае проживания мусульманина на территории, где главенствуют другие законы, вопрос назначения кади переходит к местной общине.
Ибн ‘Абидин[38] пишет: «…В случае отсутствия верховного правителя (султана)[39] и того, чье разрешение необходимо для назначения кади, как обстоит дело с некоторыми мусульманскими странами, захваченными неверующими, например, с Кордовой в наше время, мусульмане должны сами выбрать себе [местного] правителя (валий)[40], и уже тот должен назначить кади, так же как назначить имама для выполнения пятничной молитвы…»[41].
Шариатское правосудие – каноническая необходимость, поэтому даже в сложных условиях мусульмане должны создать условия для защиты прав членов своей общины.
Однако в случае, когда это невозможно[42], ханафиты предлагают воспользоваться мнением маликитского мазхаба[43].
Так, ханафитский богослов времен колонизации Индии Тханви[44] пишет о разводе в суде: «…Если решение примет судья-немусульманин, то оно абсолютно неприемлемо, и расторжение брака, согласно его решению, никогда не произойдет, поскольку неверующий не имеет полномочий судить мусульманина. Однако в случае, когда муж отказывается давать развод, или невозможно связаться с ним по причине его отсутствия, пропажи или безумия, а жена не может больше терпеть, то тогда, согласно маликитскому мазхабу, выходом для нее будет обращение в мусульманский арбитраж (тахким)[45], поскольку маликиты дозволяют подобное в случае отсутствия кади на месте…»[46]. Иначе говоря, арбитраж заменит шариатский суд, и решение его будет иметь законную силу.
Маликитский богослов Ад-Дусукы пишет: «…Среди положений [шариата, касающихся] отсутствующего [мужа]: то, что его брак может быть расторгнут из-за отсутствия содержания или причинения вреда супруге по причине отсутствия супружеских отношений[47]. [Однако] его брак может расторгнуть только кади, если обращение к нему не затруднено в действительности или условно, как если бы он брал деньги за расторжение. В таком случае его заменяет группа мусульман…»[48].
При этом мусульманский арбитраж может заменить шариатский суд только по мнению маликитов. Другие мазхабы считают арбитраж лишь способом для досудебного урегулирования семейной проблемы, а кади может утвердить его вердикт или оставить без внимания.
Отмечу, что Совет улемов ДУМ РФ в данном вопросе последовал мнению большинства богословов и не считает вердикт арбитража заменой полноценного судебного решения[49].
Что касается мнения шафиитов и ханбалитов, то они полагают, что община мусульман должна сама избрать себе кади напрямую[50].
Выводы и пояснения
- Несмотря на развитие целого направления в богословии, получившего название «фикх ифтирадый» – «гипотетическое» богословие, которое занималось вопросами, относящимися к области мнимого, воображаемого, богословы уделяли ничтожно мало времени проблеме существования мусульманской общины в условиях светского государства. Существует очень мало трудов по данной проблематике.
- В целом, богословы не допускают расторжения мусульманского брака без участия кади.
- Существует единственное мнение, которое позволяет расторгнуть брак в таком случае[51].
- Все остальные пути решения семейных проблем, которые предлагались улемами прошлого, в общем, малоприменимы в сегодняшних российских реалиях.
Современный взгляд на проблему, или «Фикх аль-вакы‘»
Среди современных ученых есть два мнения о правомерности развода, данного в гражданском суде[52]. Назовем их условно традиционалистами и новаторами. Традиционалисты
Большая часть ученых считает, что вердикт такого суда не будет достаточен для супругов. Такова резолюция Ассамблеи исламского богословия при Мировой исламской лиге[53], Ассамблеи мусульманских юристов Америки (AMYA)[54], Исламского совета Европы (ICE)[55], Муфтията (Дар аль-ифта) Махмудия, ЮАР[56].
При этом в случае, когда есть судебное решение о разводе, и требования в иске соответствуют шариату, то необходимо обратиться в ближайший исламский центр, где имам или иное компетентное лицо может воспользоваться опцией досудебного урегулирования сторон: постараться примирить супругов, а если не поможет, прибегнуть к арбитражу при соответствующих условиях. И уже на основании решения арбитража это компетентное лицо должно вынести вердикт.
В случае, когда требования истицы не соответствуют шариату[57], и веских причин для развода нет, тогда решения гражданского суда не будет достаточно для признания ее разведенной перед Аллахом.
Эта часть ученых не видит причин для обращения в гражданский суд, поскольку необходимость в этом отсутствует: исламские центры, как правило, доступны, и в них всегда найдется имам или другой человек, который сможет помочь в разрешении семейной проблемы.
Нетрудно заметить, что данное мнение не затрагивает регионы, где вообще нет никаких мусульманских центров, или же обращение к ним крайне затруднительно. Новаторы
Другие ученые считают, что вердикт гражданского суда будет достаточен, если мусульманский брак был продублирован в государственных органах. Такова резолюция Европейского совета по исследованиям и фетвам (ECFR)[58].
Новаторы апеллируют к следующим доводам:
- Обращение в гражданский суд, как правило, связано с канонической необходимостью, ведь даже если мусульманские организации и представлены в отдельно взятом регионе, это отнюдь не означает, что они обязательно компетентны в вопросах семьи. А когда возникает каноническая необходимость, тогда начинают действовать соответствующие богословские правила, а именно:
- затруднение влечет облегчение;
- когда дело становится стесненным, оно облегчается;
- вред должен быть устранен;
- в вынужденных ситуациях разрешается запретное[59].
Как уже говорилось, в России есть регионы, где действуют шариатские суды, но по большей части мусульмане нашей страны лишены возможности прибегнуть к этим судам. То же самое можно сказать и о компетентных мусульманских организациях.
- Традиционные взгляды в отношении легитимности суда касаются, в основном, шариатского государства. А в немусульманской стране или регионе, где нет кади и возможности для арбитража, возможны определённые послабления. Возьмем, например, требование шариата, чтобы судья был мусульманином. Как уже говорилось, вопрос судебных полномочий тесно связан с вопросом свидетельских полномочий. Более того, пригодность быть судьей среди мусульман основывается на пригодности давать свидетельство против мусульманина. Однако при отсутствии свидетеля-мусульманина и, опять же, в случае крайней необходимости можно воспользоваться свидетельством немусульманина против мусульманина[60]. Так, Ибн Нуджайм[61] пишет: «…Не принимается свидетельство неверующего против мусульманина, кроме как в дополнение [к другим свидетельствам] или в вынужденной ситуации…»[62]. Таким образом, аналогия между свидетелем и судьей в нашем случае вполне допустима.
- В современном традиционном мусульманском обществе понятие ‘адаля не применяется в полном соответствии со своими критериями. При этом вердикт кади, не соответствующего этим критериям, все равно считается легитимным и обязательным для исполнения.
- Несмотря на различие позиций в отношении легитимности развода в государственных органах, традиционалисты допускают в случае нарушения прав обращение в суд по другим делам, например, административным и уголовным[63]. Однако различие позиций связано с оценкой положения мусульманина в немусульманском обществе. В случае если оно соответствует критериям вынужденной ситуации, аналогия между обращением в государственный суд по одному делу или другому вполне возможна.
- Брак в органах ЗАГС – это договор, заключенный с согласия сторон. Если он не противоречит канонам Ислама, то его необходимо выполнять. Всевышний говорит: «[Обладающие разумом], которые верны заветам Аллаха и не нарушают обязательств. Которые поддерживают то, что Аллах велел поддержать…» (Св. Коран, 13:19, 20).
Ибн Таймия[64] пишет: «…Основа в договорах [заключается в следующем]: раб [божий] ни к чему не обязан, кроме как при взятии на себя обязательств, или вменении ему их в обязанность шариатом. То, что он взял на себя – это завет, которому он должен следовать и который не должен нарушать. А то, что вменил ему в обязанность шариат – это обязательство, возложенное на него Аллахом, даже если он не брал его на себя сам. Поэтому Всевышний упоминает в Писании и первое, и второе: «…заветам с Аллаха… Которые поддерживают то, что Аллах велел поддержать…» (Св. Коран, 13:19, 20). То, что велел Аллах поддержать – это возложено Им[65], а тот завет, что дан человеком, взят им на себя. И он должен исполнить завет Аллаха и не нарушить обязательства, если они не противоречат Божественному Писанию…»[66].
И коль скоро супруги прибегли к заключению брака согласно этим канонам, значит, они согласились со всеми его условиями и последствиями, в том числе и с тем, что брак может быть расторгнут в органах ЗАГС или в гражданском суде[67].
Выводы и пояснения
- Традиционно оговариваемые условия для расторжения брака не видятся столь незыблемыми в свете нехватки эффективных путей для разрешения семейных проблем в современном обществе.
- Общие принципы богословия вполне применимы к позиции новаторов.
- Противоречия между традиционалистами и новаторами касаются, в основном, права применения понятия вынужденности в современных условиях.
- Традиционалисты гораздо более оптимистичны в отношении уровня компетенции современных местных религиозных организаций, тогда как новаторы довольно открыто высказывают в отношении них скепсис.
- В России существует проблема как с нехваткой мусульманских религиозных центров, так и с уровнем их компетенции и правомочности выносить судебные решения.
Заключение
В современных российских реалиях существует проблема получения развода канонически законным способом[68].
В поисках решения данного вопроса супруга часто сталкивается с различными сложностями, например, с отсутствием шариатского суда или иной компетентной организации в месте ее проживания.
Но даже если такая организация и имеется, у женщины может отсутствовать возможность доказать факт законных супружеских отношений. Например, если брак заключался в другой стране, нет свидетелей, официального подтверждения, связи с супругом. В таком случае едва ли ей можно будет помочь в рамках традиционных путей, которые предлагает богословие. Ведь в одностороннем порядке, лишь по факту обращения и без выяснения обстоятельств, расторгнуть брак не получится.
К сожалению, нередки случаи и дистанцирования мусульманской организации от решения проблемы.
В подобной ситуации обращение в гражданский суд становится для женщины единственной возможностью получить развод и защитить свои права.
В свете вышеизложенного Совет улемов ДУМ РФ считает расторжение брака в органах ЗАГС или в гражданском суде альтернативой мусульманскому разводу, к которой можно прибегнуть лишь в исключительных случаях и обстоятельствах. При этом развод в ЗАГС или в гражданском суде будет равносилен мусульманскому только при оговоренных выше условиях[69].
Истина ведома Аллаху
Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником факультета исламского права университета «аль-Карауин» (г. Фес, Марокко) Ахметжановым Руфатом Сафаевичем, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 23 марта 2022 года, и принято большинством его членов.
В ходе заседания было заслушано выступление специалиста Высшего Совета по делам религии Турции Ахмета Огуза[70], высказавшего позицию Высшего Совета по теме исследования, которая соответствует выводам фетвы.
[1] Или в соответствующих зарубежных органах. В этом случае государственным органам передаются полномочия не только по регистрации отношений, но и по расторжению брака.
[2] Подробнее см. богословское заключение Совета улемов ДУМ РФ № 2/19 Расторжение брака по решению суда (ат-тафрик аль-кадаий) [электронный ресурс] // URL: https://muslims.ru/fatwa/rastorzhenie-braka-po-resheniyu-suda-at-tafrik-al-kadaij/ (дата обращения: 10.03.2022).
[3] Подробнее смотрите в приложении №1.
[4] Тахким (арбитраж, третейский суд). В контексте данного исследования этот термин используется как норма урегулирования семейных споров, путем привлечения представителя каждой из сторон. Участники арбитража выясняют все обстоятельства, приведшие к требованиям о разводе, и выносят свое решение. На основе их решения кади, муфтий или иное компетентное лицо выносит окончательный вердикт: попытаться сохранить семью, дав отсрочку на исправление ситуации, или расторгнуть брак. Тахким, согласно мнению большинства богословов, не служит заменой шариатскому суду и является лишь опцией досудебного урегулирования.
[5] Быть или не быть браку. Если будет вынесено решение о мусульманском разводе, то в соответствии с ним должно произойти и расторжение гражданского брака со всеми вытекающими последствиями (раздел имущества и пр.)
[6] Этот отдел должен обладать полномочиями по заключению и расторжению мусульманского брака на основании решения вышестоящих религиозных организаций. При этом необходима разработка правовой базы и подготовка необходимой документации для таких видов расторжения брака как хул’ и ли’ан.
[7] Кади, муфтий или имам, обладающий полномочиями по заключению и расторжению брака, например, на основании указа муфтия и устава мусульманской организации, в которой он состоит.
[8] См.: Аль-маджалля [Кодекс]. Бейрут: Ибн Хазм, 2004. Т. 1. С. 90.
[9] Здесь: органы ЗАГС и гражданский суд
[10] См.: Семейный кодекс, N 223-ФЗ | ст. 19 СК РФ. [Электронный ресурс] // URL: https://www.zakonrf.info/sk/19 (дата обращения 25.02.2022).
[11] См., например, историю расторжения брака россиянки и иорданца:
[электронный ресурс] // URL: https://www.planeta-zakona.ru/blog/rastorzhenie-braka-s-grazhdaninom-iordanii-zaklyuchyennogo-v-shariatskom-sude-bani-obeyd.html/ (дата обращения 25.02.2022).
[12] См., например, [электронный ресурс] // URL: http://alimentoff.ru/brak/kakuyu-prichinu-razvoda-ukazat-v-iskovom-zayavlenii-o-rastorzhenii-braka; https://prav.io/browse/blogs/razvody/prichina-razvoda-v-iskovom-zayavlenii (дата обращения: 25.02.2022).
[13] В этом случае следует приложить справку из психоневрологического диспансера о лечении супруга, показания свидетелей.
[14] В этом случае необходимо приложить справку из полиции о поступлении вызовов, составлении протоколов и применении мер административной ответственности, а также акты медицинского освидетельствования о снятии побоев.
[15] Подробнее см. богословское заключение Совета улемов ДУМ РФ № 2/19 Расторжение брака по решению суда (ат-тафрик аль-кадаий): [электронный ресурс] // URL: https://muslims.ru/fatwa/rastorzhenie-braka-po-resheniyu-suda-at-tafrik-al-kadaij/ (дата обращения: 25.02.2022).
[16] Обращение к мнению богословов позволит выявить основные противоречия между шариатским и светским судами, которые не допускают, согласно мнению традиционалистов (см. ниже), замену выбора одного суда другим.
[17] Наряду с другими доказательствами.
[18] Множественное число слова валий. В контексте аята оно может означать покровителей или близких друзей. Общее значение этого слова указывает на канонические полномочия, власть.
[19] Мухаммад ибн Ахмад ас-Сарахси (Шамс аль-аимма) (ум. в 483 (490) г. по хиджре, 1090 г. по григор.) – крупный ханафитский богослов, автор одного из основополагающих трудов по ханафитскому богословию «аль-Мабсут».
[20] См.: Ас-Сарахси М. Аль-мабсут [Популярно изложенный]. Бейрут: Аль-ма’рифа, 1986. Т. 8 (16). С. 108, 109.
[21] Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Басри (аль-Маварди) (364-450 гг. по хиджре, 974-1058 гг. по григор.) – исламский мыслитель, знаменитый богослов шафиитского мазхаба, толкователь Корана и политический деятель.
[22] См.: Аль-Маварди А. Аль-ахкам ас-султанийя ва аль-вилаят ад-динийя [Законы власти и религиозное правление]. Кувейт: ибн Кутайба, 1989. Т. 1. С. 128, 129.
[23] Ад-Дусукы Мухаммад ибн Ахмад (ум. в 1230 г. по хиджре, 1815 г. по григор.) – маликитский богослов, ученый, посвятивший свою жизнь самым разным наукам, от схоластики до геометрии.
[24] См.: Ад-Дусукы Ш. Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-шарх аль-кабир [Комментарии ад-Дусукы к «Большому толкованию»]. Каир: Ихья аль-кутуб аль-‘арабийя, [б.г.]. Т. 4. С. 129.
[25] Абу Мухаммад Муваффакуддин аль-Макдиси (Ибн Кудама) (541-620 гг. по хиджре, 1147-1223 гг. по григор.) – крупный ханбалитский богослов, видный ученый. Автор одного из самых авторитетных трудов в богословии «аль-Мугни».
[26] См.: Ибн Кудама М. Аль-кафи [Достаточный]. Каир: Хиджр, [б.г.]. Т. 6. С. 86.
[27] Му‘аз ибн Джабаль аль-Хазраджи (ум. в 19 г. по хиджре, 640 г. по григор.) – один из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Был отправлен Пророком в Йемен, чтобы призвать население к Исламу.
[28] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: Байт аль-афкяр ад-давлийя, [б.г.]. Т. 1. С. 233, хадис №1327; Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: Байт аль-афкяр ад-давлийя, [б. г.]. Т. 1. С. 396, хадис № 3592.
[29] Абу Бакр ‘Аляуддин ас-Самарканди (ум. в 540 г. по хиджре, 1145 г. по григор.) – крупный ханафитский богослов.
[30] См.: Ас-Самарканди А. Тухфа аль-фукаха [Дар правоведам]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 3. С. 370.
[31] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (150-204 гг. по хиджре, 767-820 гг. по григор.) – выдающийся богослов-правовед, хадисовед, судья и основатель шафиитского мазхаба. Внес большой вклад в формирование мусульманской правовой мысли.
[32] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд. Т. 1. С. 396, хадис № 3574; Ибн Маджа. Сунан Ибн Маджа [Свод хадисов Ибн Маджи]. Рияд: Байт аль-афкяр ад-давлийя, [б. г.]. Т. 1. С. 314, хадис № 2314.
[33] См.: Аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Основа]. Бейрут: Аль-ма‘рифа, [б. г.]. Т. 3 (6). С. 200.
[34] См.: Са‘ид ибн Мансур. Китаб ас-сунан [Книга Сунны]. Бомбей: Ас-саляфия, 1982. Т.1/3. С. 155, хадис №1326; аль-Байхакы. Ас-Сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2003. Т. 7. С. 726, хадис № 15545.
[35] См.: Ибн Кудама. Аль-кафи. Т. 6. С. 108.
[36] ʻАда́ля – (араб. عدالة) ‒ 1. (лекс. знач.) Благочестие, справедливость, уравновешенность. 2. (шариат. знач.) Праведность и следование прямому пути, когда человек осознанно удерживает себя от больших грехов и не упорствует в совершении малых. В контексте приведенного исследования одним из важных значений понятия ‘адаля является беспристрастность. См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, Т. 30, С. 5–14, 2005; Абдуль-Мун‘им М. Му‘джам аль-мусталяхат ва аль-альфаз аль-фикхийя [Словарь терминов и выражений фикха]. Каир: Фадыля, 1996. С. 480, 481; Ислам: Энциклопедический словарь. ‒ М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 13, 14; ан-Навави Я. Равда ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин [Удовлетворение для требующих знаний и опора муфтиев]. Бейрут: Аль-ислами, 1991. Т. 7. С. 64; Энциклопедия исламских терминов «Аль-джамхара» [Электронный ресурс]. URL: https://islamic-content.com/dictionary/group/1.
[37] Перечисленные пункты будут полезны для понимания позиции новаторов (см. ниже), которые говорят о невозможности применения норм традиционного исламского правосудия в странах с мусульманским меньшинством, а также допускают обращение в гражданский суд в случае необходимости, даже если не все принципы вынесения решений в нем соответствуют шариату.
[38] Мухаммад Амин ибн ʻУмар ад-Димашки, более известен как Ибн ‘Абидин (1198-1252 гг. по хиджре, 1784–1836 гг. по григор.) — мусульманский ученый, правовед ханафитской правовой школы. Известен как комментатор Корана и автор более 50 трудов.
[39] Любого, даже неверующего.
[40] Например, в рамках автономии, штата.
[41] Речь идет о вынужденной ситуации; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин). [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1998. Т. 8. С. 42.
[42] Например, мусульмане разрознены, не склонны к консолидации, или избрание своего собственного, автономного правления не найдет понимания у властей.
[43] См. ниже.
[44] Ашраф ‘Али Тханви (1863-1943 гг. по григор.) – видный индийский ханафитский богослов, автор около восьмисот трудов. Широкую известность получил среди мусульман Южной Азии, где его называли «хаким аль-умма» – духовный целитель общины мусульман.
[45] В идеале этот арбитраж должен состоять из трех человек, соответствующих критериям ‘адаля. При этом, согласно маликитскому мазхабу, обоюдное согласие супругов на него не требуется, что позволяет расторгнуть брак даже в случае отсутствия супруга и/или его отказа дать развод.
[46] Здесь заканчивается высказывание Ашрафа ‘Али. См.: Сухайб Хасан. Ат-тафрик аль-кадаи мин хыляль канават маджлис аш-шари‘а аль-исламийя [Расторжение (брака) в суде по каналам исламского шариатского совета].
[Электронный ресурс] // URL: https://www.e-cfr.org/blog/2020/10/28/%D8%A7%D9%84%D8%AA%D9%81%D8%B1%D9%8A%D9%82-%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%B6%D8%A7%D8%A6%D9%8A-%D8%AE%D9%84%D8%A7%D9%84-%D9%82%D9%86%D9%88%D8%A7%D8%AA-%D9%85%D8%AC%D9%84%D8%B3-%D8%A7%D9%84%D8%B4%D8%B1%D9%8A/ (дата обращения: 03.03.2022); Laher Yusuf. Al-heelatun naafi’ah translation of al-heelatun naajizah (by Ashraf Ali Thanwi) [Лахер Юсуф. «Полезная уловка» перевод «Действенной уловки» Ашрафа ‘Али Тханви]. С. 26-28.
[47] Дословно: свободного постельного места «хулув аль-фираш».
[48] Ад-Дусукы Ш. Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-шарх аль-кабир. Т. 3. С. 303.
[49] Подробнее см. фетву ДУМ РФ: [электронный ресурс] // URL: https://muslims.ru/fatwa/rastorzhenie-braka-po-resheniyu-suda-at-tafrik-al-kadaij/ (дата обращения: 03.03.2022).
[50] Аль-Касими Б. Дирасат ва абхас хауля кадая фикхыйя му‘асыра [Изучение и исследование современных богословских проблем]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.] С. 34.
[51] Маликитов. См. выше.
[52] В рамках данного исследования учитывались только коллегиальные решения на базе авторитетных мусульманских организаций.
[53] См.: Ат-Тамими А. Тасхих сувар ат-таляк аль-маданий лиль-муслимин фи биляд аль-акаллийят [Корректировка видов развода в гражданском суде для мусульман в странах меньшинств]. Мекка, 2000. С. 19, 20; [электронный ресурс] // URL: https://ebook.univeyes.com/124413/pdf-%D8%AA%D8%B5%D8%AD%D9%8A%D8%AD-%D8%B5%D9%88%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%B7%D9%84%D8%A7%D9%82-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AF%D9%86%D9%8A-%D9%84%D9%84%D9%85%D8%B3%D9%84%D9%85%D9%8A%D9%86-%D9%81%D9%8A-%D8%A8%D9%84%D8%A7%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D9%82%D9%84%D9%8A%D8%A7%D8%AA (дата обращения: 05.03.2022); Такый ‘Усмани М. Фасх никах аль-муслимат мин кыбаль аль-маракиз аль-исламийя фи биляд гайр исламийя [Расторжение брака мусульманок при исламских центрах в немусульманских странах]. Джидда: Маджалля аль-маджма’ аль-фикх аль-ислами ат-таби’ ли-рабита аль-‘алям аль-ислямий. [Журнал Ассамблеи исламского богословия при Мировой исламской лиге], № 19. 2004. С. 311.
[54] См.: [электронный ресурс] // URL: https://www.amjaonline.org/declaration-articles/decisions-and-recommendations-of-amjas-second-annual-convention-denmark/ (дата обращения 05.03.2022).
[55] См.: [электронный ресурс] // URL: https://iceurope.org/fatwa-a-civil-divorce-is-not-a-valid-islamic-divorce/ (дата обращения: 05.03.2022).
[56] См.: [электронный ресурс] // URL: http://askimam.org/public/question_detail/45412 (дата обращения: 05.03.2022).
[57] Например, когда жена требует развода из-за религиозности супруга или по факту своей измены и намерения выйти замуж за другого человека.
[58] См.: [электронный ресурс] // URL: https://www.e-cfr.org/blog/2014/01/31/%d8%a7%d9%84%d8%a8%d9%8a%d8%a7%d9%86-%d8%a7%d9%84%d8%ae%d8%aa%d8%a7%d9%85%d9%89-5-2/ (дата обращения: 05.03.2022).
[59] См.: Аль-маджалля [Кодекс]. Бейрут: Ибн Хазм, 2004. Т. 1. С. 88, 89.
[60] См.: ан-Натша М. Худжийя аль-ахкам ас-садира бит-таляк мин кыбаль аль-махаким аль-гарбийя бихакк аль-акаллийят аль-исламийя [Законность решений о разводе, принятых западными судами в отношении мусульманских меньшинств], 2009. С. 9. [Электронный ресурс] // URL: https://ebook.univeyes.com/120676/pdf-%D8%AD%D8%AC%D9%8A%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%AD%D9%83%D8%A7%D9%85-%D8%A7%D9%84%D8%B5%D8%A7%D8%AF%D8%B1%D8%A9-%D8%A8%D8%A7%D9%84%D8%B7%D9%84%D8%A7%D9%82-%D9%85%D9%86-%D9%82%D8%A8%D9%84-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%AD%D8%A7%D (дата обращения: 06.03.2022).
[61] Зейнуддин ибн Ибрахим (Ибн Нуджайм) (926-969 гг. по хиджре, 1520-1563 гг. по григор.) – ханафитский богослов, выдающийся ученый.
[62] См.: Зейнуддин ибн Ибрахим (Ибн Нуджайм). Гамз ‘уюн аль-басаир шарх китаб аль-ашбах ва ан-назаир [Знаки очей просветленных. Примечания к книге «Подобные и похожие»]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1985. Т. 2. С. 356.
[63] См., например, исследование члена Ассамблеи мусульманских юристов Америки (AMYA), аль-Маниси В. Аль-‘амаль аль-кадаи харидж дияр аль-ислам ма яхилль минх ва ма яхрум [Судебная практика вне мусульманской территории: что дозволено из нее, а что запретно]. 2007. С.33. [Электронный ресурс] // URL: https://www.amjaonline.org/wp-content/uploads/2019/02/2008-8-judicial.pdf
[64] Абу аль-‘Аббас Такыйюддин Ахмад ибн ‘Абдуль-халим (Ибн Таймия) (661-728 гг. по хиджре, 1263-1328 гг. по григор.) – крупный ханбалитский богослов, толкователь Корана, хадисовед.
[65] То есть все богоугодные дела.
[66] См.: Такыйюддин Ахмад ибн ‘Абдуль-халим (Ибн Таймия). Маджму’ аль-фатава [Сборник фетв]. Медина: Муджамма’ аль-мялик фахд литыба‘а аль-мусхаф аш-шариф, 2004. Т. 29. С. 341.
[67] См.: Мауляви Фейсал. Ас-суаль: Ма хуа хукм татлик аль-кады гайр аль-муслим? [Вопрос: «Каково шариатское постановление о расторжении брака судьей не мусульманином?»] // Маджалля аль-маджлис аль-урубби лиль-ифта ва аль-бухус. Аль-‘адад аль-авваль [Журнал Европейского совета по исследованиям и фетвам. Номер 1]. 2001. С. 59-61. [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-cfr.org/blog/2018/04/19/%d8%a7%d9%84%d8%a3%d8%b9%d8%af%d8%a7%d8%af-%d8%a7%d9%84%d9%83%d8%a7%d9%85%d9%84%d8%a9-%d9%84%d9%84%d9%85%d8%ac%d9%84%d8%a9-%d8%a7%d9%84%d8%b9%d9%84%d9%85%d9%8a%d8%a9/ (дата обращения: 06.03.2022).
[68] Напрямую через мужа, а в случае отказа дать развод или, например, пропажи без вести или продолжительного отсутствия – через шариатский суд или другой мусульманский орган.
[69] См. стр. 1 данного исследования.
[70] Текст выступления см. [электронный ресурс]
URL: https://drive.google.com/file/d/1Zz8uV3YpYb8K5_cIP04O3VXA2K2i8G_w/view?usp=sharing. С. 9, 10.