Как понять кораническое “вадрибуухунна”? Есть ли в Сунне пояснения по этому поводу?

  • 2 месяца назад
  • 1

Ответ. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не ударил[1] ни одну из своих жен[2]. Канонический предельно допустимый уровень применения “стукните их” четко и ясно был оговорен Пророком Мухаммадом: “…и [если уж не видите иного способа внутрисемейного урегулирования], то стукните их “дарбан гайра мубаррих” (ударьте слегка, не жестоко)[3]” (св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др.)[4].

Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы возможно положительного влияния на супругу, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман)[5]. Также необходимо отметить, что бить по лицу однозначно запретно[6].

Здесь важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет по данному вопросу[7]. Затем, через некоторое время[8], был ниспослан вышеупомянутый аят, допускающий битьё в качестве последней возможности повлиять положительно на супругу[9]. Именно положительно! Ученые четко и однозначно говорили о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть.

Явным доказательством тому является: (1) поведение самого Пророка (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы)[10]; (2) ясное и однозначное пояснение Посланника Божьего – “(если и допускается, то только) “ударом, который не будет жесток!”; (3) Пророк Мухаммад говорил: “Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!”[11]. Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что “мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)”, не имеют каноническую достоверность (да‘иф)[12].

_____________________________________

[1] “Воистину, [для любого верующего] именно в Посланнике Божьем – наилучший пример” (см.: Св. Коран, 33:21).

[2] Слова ‘Аиши, приведенные в своде хадисов имама ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 379; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972, т. 4, с. 378; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 215, хадис № 1984, “сахих”.

[3] “Дарбан гайра мубаррих” – ударом, который не будет жесток. См.: Баранов. Арабско-русский словарь. Т 1, с. 53; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 143, 144. Великий ученый имам аль-Хасан аль-Басри говорил: “В аяте упомянута допустимость того удара, который не оставляет следов, после которого не появляются синяки”. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001, т. 20, с. 272.

[4] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 361, хадис № 1165, “хасан, сахих”; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5, с. 113; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 377-379.

[5] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари: В 25 т. Т. 20, с. 272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 378.

[6] Пророк Мухаммад в повелительном наклонении подчеркивал: “…и не бейте (жену) по лицу! Не оскорбляйте ее! [И если вы в воспитательном порядке спите с ними раздельно], то не покидайте их, кроме как оставаясь дома!” См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 243, хадис № 2142, “хасан, сахих”. Там же. С. 243, хадис № 2143, “хасан, сахих”; там же. С. 244, хадис № 2144, “сахих”; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 378.

[7] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 378; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис № 2146, “сахих”; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 581, хадис № 9819, “сахих”.

[8] Такая последовательность предположительно наиболее верна. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 379.

[9] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11, с. 379.

[10] Там же. Т. 11, с. 379.

[11] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2146, “сахих”; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 215, хадис № 1985, “хасан, сахих”.

[12] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 244, хадис 2147, “да‘иф”; Ибн Маджа М. Сунан. С. 215, хадис № 1986, “да‘иф”.

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить