Вопрос. Мусульманина кремировали (может, родственники не мусульмане или никого не было). Община узнала о такой ситуации, нужно и можно ли читать ему джаназа?
Ответ. Кремация тела в исламе запрещена. По мусульманским канонам после выполнения всех обрядов тело покойного предается земле. Если же тело кремировали и мусульманская община узнала об этом лишь после кремации, то, в соответствии с ханафитской правовой школой, джаназа-намаз над усопшим не совершается, так как ханафиты считают присутствие тела покойного или большей его части условием для совершения такой молитвы[1].
Ученые-шафииты допускают совершение джаназа-намаза над отсутствующим телом, но только если ранее было выполнено ритуальное омовение (гусль) этого тела[2]. Если омовение не было совершено, то в таком случае джаназа-намаз не совершается. Так считало большинство шафиитов, и это мнение является основным (муʻтамад) в мазхабе[3].
Однако некоторые, преимущественно более поздние шафииты, считали допустимым совершение джаназа-намаза над отсутствующим телом, даже если не было выполнено ритуальное омовение тела. Они полагали, что сутью джаназа-намаза является мольба-дуʻа за покойного, и ее не следует оставлять[4].
Таким образом, если тело кремировали без совершения омовения, то джаназа-намаз не совершается согласно основному мнению у ханафитов и шафиитов. Однако если родственники покойника настаивают на совершении погребальной молитвы, то имам вправе руководствоваться мнением поздних шафиитов, считавших допустимым совершение джаназа-намаза над отсутствующим телом. В таком случае совершать молитву следует перед прахом, обращаясь в сторону Каабы[5].
Выпускник факультета общей теологии
Международного исламского университета Аль-Азхар
Мухамедьянов Раиль Галеевич
[1] См.: аш-Шурунбуляли Х. Маракы аль-фалях би имдад аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2004. С. 214.
[2] См.: аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. Бейрут: аль-Маʻрифа, 1997. Т. 1. С. 514.
[3] См.: аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Аль-икна’ фи халли альфаз аби шуджа’ [Полное разъяснение формулировок трактата Абу Шуджа’]. Бейрут: аль-Фикр. Т. 1. С. 202.
[4] См.: Аль-маусу‘а аль-фикхийя аль-кувайтийя [Кувейтская энциклопедия фикха]. Кувейт: Визарат аль-аукаф ва аш-шуʻун аль-ислямийя, 1983. Т. 2. С. 119.
[5] Более подробно см., Сборник фетв / сост. и отв. ред. И. А. Ганиев; под общ. ред. И. Р. Аляутдинова / Централизованная религиозная организация Духовное упр-е мусульман РФ. ‒ М.: ИД «Медина», 2021. С. 115.