Что делать с порванными листами Корана?

  • 1 год назад
  • 1

Вопрос.

Что делать с порванными, пришедшими в негодность листами Корана?

Ответ.

Во многих мусульманских семьях, в особенности в сельской местности, можно встретить дореволюционные старинные издания Корана и книг по богословию. В советский период люди прятали их на чердаках и в подвалах, и из-за ненадлежащего хранения, возможно сырости, большая часть книг пришла в негодность и часто мусульмане не знают, как поступить с порванными листами Корана, на которых имеются аяты и имена Аллаха. Касательно вопроса о судьбе порванных и пришедших в негодность листов Корана среди мусульманских ученых есть два авторитетных мнения.

Согласно первому мнению, подобные листы можно захоронить в землю, и это – мнение      ханафитов и ханбалитов. Имам Абу Ханифа утверждал: «Если мусхаф (Коран) придет в столь плачевное состояние, что его невозможно будет читать, то он подлежит захоронению, как и (умерший) мусульманин»[1]. Ханафиты рекомендуют завернуть порванные, устаревшие листы в чистую тряпку и захоронить все в чистом месте, куда не могут попасть нечистоты[2].

По второму мнению, порванные и непригодные для чтения листы Корана могут быть сожжены. Этого взгляда придерживались шафииты и маликиты. Свое мнение они аргументировали поступком ʻУсмана ибн ʻАффана. После того как Коран был собран в единый мусхаф, халиф повелел сжечь оставшиеся у людей свитки, и никто из сподвижников не упрекнул его, о чем упоминается в достоверном хадисе: «ʻУсман отправил в каждый уголок государства по одному экземпляру мусхафа и приказал сжечь все другие книги или свитки, содержащие записи Корана»[3].

С другой стороны, хотелось бы предостеречь верующих от поспешных действий в отношении старинных, на первый взгляд непригодных для использования книг. Учитывая тот факт, что большинство мусульман не умеют читать на арабском языке и не разбираются в богословской тематике, они могут захоронить или сжечь документы, письма, фрагменты редких книг, представляющих большую историческую и культурную ценность. Поэтому будет правильным и уместным показать имеющуюся литературу специалистам, владеющим арабским языком, дипломированным сотрудникам мечетей и музеев.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник института арабского языка Мединского исламского университета

Беюсов Мунир

 

[1] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин) [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]: в 6 т. Бейрут: Мустафа аль-Баби, 1966. Т. 1. С. 177.

[2] См.: Ибн Нуджайм З. Аль-Бахр ар-раик шарх кянз ад-дакаик [Чистое море, комментарий к книге «Кянз ад-дакаик [Сокровище тонкостей]»]: в 8 т. Бейрут-Каир: аль-Китаб аль-ислямий, [б. г.]. Т. 1. С. 212.

[3] См.: Аль-Байхакы А. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2003. Т. 2. С. 61, хадис № 2374.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить