Дозволено ли мусульманину работать в нехаляль-индустрии?

  • 3 недели назад
  • 1

Вопрос. Дозволено ли мусульманину работать грузчиком, мерчандайзером, укладчиком на полках в продовольственных магазинах, в ассортименте которых присутствуют алкогольные напитки, табачные изделия или же свинина, так как во всех продуктовых магазинах есть не халяльные продукты?

Ответ. Для мусульманина очень важно наличие дозволенного заработка, потому как он будет отчитываться о своём имуществе – какими путями он его заработал и на какие нужды расходовал. Суть в том, что пропитание мусульманина должно быть из дозволенного. Если он работает в местах, где присутствует как дозволенный, так и запретный товар, и ему в процессе работы наряду с дозволенной продукцией приходится иметь дело и с запретной, то, во-первых, нужно учесть, какой из товаров преобладает, и во-вторых, каким является намерение.

Если в магазине преобладает запретный товар, то и заработок будет запретным. Соответственно, работать в таком месте не дозволено. В Коране сказано: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости» (Св. Коран, 5:2).

Если преобладает дозволенный товар, но его цель ‒ иметь дело только с запретным товаром, то этот заработок будет также запретным и работать в таких местах также не дозволено. В хадисе сказано: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям…»[1].

Если в магазине преобладает дозволенный товар, и он работает не только в том отделе, где присутствует запретный товар, но и во всех других отделах, то этот заработок будет из категории смешанного имущества с харамом, где преобладает дозволенное (халяль). Следовательно, это имущество будет дозволенным.

Мусульманину следует максимально заботиться о том, чтобы его заработок был полностью чист от запретного и сомнительного. Если в его работе присутствует сомнительное, то ему следует:

  1. Отдавать милостыню из заработка столько, сколько имеет место быть сомнительному.
  2. Искать более достойную, дозволенную работу. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное…»[2].

Если его работа входит в категорию запретного, то ему следует незамедлительно найти более подходящую работу, даже если это будет в ущерб его заработной плате.

Следует отметить, что острая необходимость заработка для собственного пропитания и содержания своей семьи может стать причиной продолжения работы на недозволенном месте, пока не найдёт другую, дозволенную работу. Шариатское правило гласит: «Безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»[3].

 

Выпускник факультета теологии международного исламского университета «аль-Азхар», Каир Бадрутдинов Рахмутдин

 

[1] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 792, хадис № 1907.

[2] См.: там же. С. 651 хадис № 1599.

[3] См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия [Исследование о правилах фикха]. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 74, 75.

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить