Дозволено ли мусульманке-суннитке вступать в брак с шиитом?

  • 2 года назад
  • 1

         Вопрос

         Дозволено ли мусульманке-суннитке вступать в брак с шиитом?

Ответ

Каждый, кто свидетельствует о единстве Аллаха (Бога) и пророчестве пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), является мусульманином, при условии, что его убеждения и поступки не противоречат словам свидетельства (шахада). Представители шиитского толка не являются исключением. Они, согласно суннитской доктрине, мусульмане, хоть и присутствуют среди них заблудшие течения, которые не являются мусульманами[1].

Несмотря на то, что шииты в большинстве своем являются мусульманами, не рекомендуется жениться или выходить замуж за них. Вопрос о браке с шиитами следует рассматривать в том обществе, где сунниты и шииты компактно проживают и социализируются вместе.

Отвечая на подобный вопрос, заведующий отделом фетв Главного управления по фетвам Египта, доктор шариатских наук, профессор Ахмад Мамдух, отвечая на вопрос о допустимости брака суннитки с шиитом говорит, что такой брак будет считаться действительным, так как шииты – мусульмане. Но он не советует заключать подобный брак, так как семья – это гармония, которую крайне трудно обрести между последователями разных теологических школ[2].

Когда у Ибн Таймии спросили про брак с рафидитом[3], он ответил: «Рафидиты – это люди заблудшие, практикующие новшества [противоречащие шариату]. Не следует выдавать замуж свою подопечную за рафидита. Если мусульманин заключит брак с рафидиткой, то он будет считаться действительным (сахих) при условии, что он ожидает от нее покаяния. В ином случае лучше не жениться на ней, дабы не губить [судьбу] ребёнка»[4].

Имам ибн Хаджар аль-Маккий[5] говорит в «Тухфат аль-мухтадж», перечисляя качества соответствия между супругами: «…4. (Целомудрие) человека и его рода. (Порочный), даже если он зимми[6], совершающий скверное, которое запрещено в его религии, или практикующий нововведения мусульманин [те нововведения, которые не выводят его из религии, подобно шиитам и рафидитам], и их потомство (не соответствует целомудренной) или суннитке…»[7]. Из слов Ибн Хаджара аль-Маккий следует, что шиит не соответствует суннитке. Однако согласно шафиитскому мазхабу, если такой брак все же будет заключен, то он будет считаться действительным.

Шейх Юсуф аль-Кардави ставит следующие условия для подобного брака:

  1. Чтобы он или она не были представителями радикальных, фанатичных групп шиитской школы.
  2. Чтобы не призывали к своим убеждениям, идеям, ценностям и т.д.
  3. Чтобы не отвергали мнения людей сунны и согласия общины (Ахль ас-сунна валь-джама‘а), посещали мечети, слушали пятничные проповеди и не разобщали мусульман[8].

 

Выпускник факультета теологии Международного исламского университета аль-Азхар, Каир Бадрутдинов Рахмутдин

_______________________________

[1] Такие, как аль-Бахаийа, Дурузы, Нусайриты, ал-Бухара и др.

[2] См.: [Электронный ресурс] URL:  https://www.youtube.com/watch?v=Sf89YNkerhg (дата обращения: 25.08.2022)

[3] Ар-рафида (мн.ч. ар-равафид; «оставляющие», «отвергающие») ‒ рафидиты, одно из распространенных прозвищ шиитов. Стали называть главным образом имамитов, «отвергающих» правление Абу Бакра, ‘Умара, омейядов и аббсидов. См.: Ислам: Энциклопедический словарь ‒ М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. ‒ 315 с. С. 243.

[4] См.: Ибн Таймия Т. Мажму‘ аль-фатава [сборник фетв]. Медина (КСА): Академия короля Фахда для издательств Священного Корана, 1995. Т. 32. С. 61.

[5] Ахмад ибн Мухаммада аль-Маккий аш-Шафии известный как Ибн Хаджар аль-Хайтами (1504–1567). Автор множества трудов, большинство из которых изданы: Аль-Фатх аль-Мубин би шарх аль-Арбаʻин, Тухфат аль-Мухтаж би шарх аль-Минхадж и др. Аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям [Выдающиеся личности]. В 8 т. [б. м.]: аль-‘Ильм ли аль-маляйин, 2002. Т. 1. С. 234.

[6] Зимми – немусульманские подданные исламского государства, жизнь и имущество которых находились под защитой закона. Мусульманское государство должно было также обеспечивать их защитой от внешней агрессии. Они пользовались свободой для исповедания своих традиционных религий. За все это они платили специальный налог. См.: Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. Ансар, 2007 г. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/281/Зимми (дата обращения: 27.08.2022).

[7] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж фи шарх аль-минхадж [Подарок нуждающемуся в комментарии к книге “аль-Минхадж”]. Кувейт: аз-зияа‘ 2020. Т. 7. С. 569, 570.

[8] См.: [Электронный ресурс] URL:  https://www.al-qaradawi.net/node/4123 (дата обращения: 25.08.2022).

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить