Вопрос. Дозволяется ли содержать имама на те средства, которые идут на сбор благоустройства и содержания мечети?
Ответ. Великая религия Всевышнего Аллаха Ислам побуждает человечество заботиться друг о друге, особенно о малоимущих. В Исламе есть предписание обязательной выплаты при определенных условиях – это закят, а также есть побуждение к добровольному пожертвованию – cадака. Добровольное пожертвование не имеет никаких условий, кроме одного – искреннее пожертвование ради обретения довольства Аллаха (Бога). Добровольные пожертвования имеют свой приоритет в зависимости от ситуаций и обстоятельств. Одно из приоритетных направлений – это расходование на содержание мечети и организацию дел, которые проводятся в мечетях, исламских центрах, целью которых является просвещение, обучение и воспитание. В Коране сказано: «Благодеяние тех, кто тратит свое имущество на пути Аллаха (Бога), подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. Всевышний удваивает тем, кому пожелает. Господь Всеобъемлющий и Всезнающий» (Св. Коран 2:261). В данном аяте Священного Корана говорится о великом воздаянии, которое человек получает от Бога, если расходует свое имущество на различные формы благотворительности. Его благодеяние увеличивается у Него многократно.
Добровольные пожертвования (садака) в пользу мечети могут быть целевыми и нецелевыми. Под целевыми мы подразумеваем те пожертвования, которые направляются благотворителем на строго определенные цели (например, только на помощь бедным и нуждающимся людям, строительство и ремонт мечети и т.п.). Нецелевые пожертвования означают, что благотворитель передает пожертвования в мечеть, при этом не конкретизируя, на что именно, в какие проекты должна направляться его благотворительность.
Если пожертвования являются нецелевыми, то они расходуются по решению органа или лица, которое несет ответственность за мечеть. Если же при передаче добровольного пожертвования были озвучены определенные условия, например, что оно предназначено на конкретное дело, тогда средства приобретают целевое назначение, и в этом случае необходимо расходовать только на то, для чего было предназначено это пожертвование. Доводом, подтверждающим это, является аят, в котором говорится о необходимости соблюдать договоренности: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Св. Коран: 5:1). Невыполнение договоров является тяжким грехом у Господа. Взятые на себя обязательства должны соблюдаться.
Также следует знать, что организация молитв в мечети, обучение и консультирование прихожан является неотъемлемой составляющей каждой мечети. Выполнение этих дел невозможно без присутствия имама. Существует общеизвестное правило фикха: «Все то, без чего невозможно выполнить обязательное, является само по себе обязательным [к выполнению]»[1]. Проведение молитв, обучение и т. п. невозможно без участия имама мечети, следовательно его присутствие является обязательным. И если он испытывает материальную нужду, то она обязательно должна быть покрыта либо за счет благотворителей, которые платят ему зарплату, либо за счет поступающих нецелевых пожертвований в казну мечети. Следует знать, что для качественного выполнения своих обязанностей имам должен быть освобожден от поиска средств к существованию.
Подводя итог, можно сделать следующее заключение:
1 ‒ добровольные пожертвования, которые собираются на благоустройство мечети (ремонт здания, строительные работы вокруг здания) и являются целевыми, не могут расходоваться на содержание имама.
2 ‒ добровольные пожертвования, которые не являются целевыми и собираются на содержание мечети (оплата коммунальных платежей, налоги и т. д.), могут идти на содержание имама, так как он является основным звеном в работе мечети, без которого невозможно проведение ежедневных и праздничных молитв, просветительских мероприятий, невозможен прием верующих и консультирование по различным вопросам. В подтверждение данного решения есть заключение отдела фетв министерства вакуфов и религиозных дел Катара[2].
Выпускник шариатского факультета Европейского института гуманитарных наук Саид АбдульАзиз Дятко
[1] См: Аль-Борно. М. Аль-ваджиз фи идах кава‘ид аль-фикх аль-куллийя [Краткое изложение о разъяснении правил фикха]. Бейрут: аль-Рисаля, 1996. Т. 1. С. 393.
[2] См: Отдел фетв министерства вакуфов и религиозных дел Катар. Фетва № 93957. [Электронный ресурс]. URL: https://www.islamweb.net/ar/fatwa/93957/ حكم صرف بعض التبرعات كإعانات أو رواتب لموظفي المسجد (дата обращения 06.11.2021 г.