Если муж оставил молитву, является ли это причиной расторжения брака?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Если муж оставил молитву и не молится, является ли это причиной расторжения брака? Если нет, то может ли жена подать на развод?

Ответ. Молитва – это второй столп Ислама после единобожия и величайшее поклонение, которое обязательно должно выполняться мусульманином каждый день на протяжении всей жизни. Всевышний Аллах сказал: «Выстаивайте молитву, выплачивайте обязательную милостыню и молитесь вместе с молящимися» (Св. Коран, 2:43). Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа»[1].

Оставление молитвы является одним из тягчайших грехов. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, между человеком и многобожием и неверием – оставление молитвы»[2].  Мусульмане единодушны в мнении, что тот, кто отрицает обязательность молитвы, является неверующим, вероотступником. В Священном Коране и Сунне на это есть категоричные доказательства, и существует консенсус ученых в этом вопросе. Тот же, кто оставляет молитву из-за лени и небрежности, тот является нечестивцем, грешником[3].

Брак мусульманки с немусульманином запретен, по единому мнению ученых[4]. В Коране сказано: «Если вы узнаете, что эти женщины являются верующими, то не возвращайте их неверующим мужьям, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них» (Св. Коран, 60:10). По мнению Абу Ханифы, Абу Юсуфа, Малика, если кто-то из супругов вышел из Ислама, стал вероотступником, то происходит разрыв супружеских уз, и нет необходимости в разводе их шариатским судьей, брак между ними аннулируется[5].

Если же мусульманин оставляет молитву по лени и небрежности, то по мнению большинства ученых он не становится неверным, и брак их сохраняется. Супруге следует использовать все возможности и с мудростью призывать своего супруга к строгому выполнению этого обязательного поклонения. Если же все возможности и методы исчерпаны, и жена считает невозможным состоять в браке с мужем, который пренебрегает молитвой, то она имеет право потребовать у мужа дать ей развод или обратиться к судье, чтобы он развел их. И на это есть разрешение в шариате. В Коране сказано: «Не дозволено вам брать что-либо из того, что вы подарили им (женам), если только не опасаетесь нарушения Божественных законов.  А если вы опасаетесь нарушения Божественных законов, тогда нет греха на обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, откупившись чем-то. Таковы границы Божьи, не преступайте же их! Тот, кто преступит границы Аллаха (Бога, Господа), они и есть притеснители (Св. Коран, 2:229). Передается также от Ибн ‘Аббаса: «Жена Сабита ибн Кайса пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха, Сабит ибн Кайс… я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе [больше не могу терпеть его из-за неприязни к нему]. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вернешь ли ты ему его сад?» [что был дан ей в качестве свадебного дара]. Она сказала: «Да». Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал Сабиту: «Прими обратно сад и разведись с ней одним разводом»6.

 

Выпускник института арабского языка

Исламского университета Имама Мухаммада ибн Сауда, Эр-Рияд, КСА

Шакиров Рустэм Миргасимович

_______________________________________

[1] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: ибн Кясир, 2002. Т. 1. С. 12, хадис № 8.

[2] См.: Ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1991. Т. 1. С. 88, хадис № 134.

[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-Фикх аль-ислами ва адиллятух. Дамаск: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 502.

[4] Там же, Т. 7 С. 152.

[5] Там же, Т. 7 С. 621.

6 См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: аль-‘Асрийя, 1997. Т. 5. С. 1698, хадис № 5273.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить