Вопрос.
Многие мусульмане считают молитву-таравих обязательной к совершению, хотя она является сунной. Как следует поступить заключенному, если время совершения этой молитвы не согласуется с ПВР (правилами внутреннего распорядка) учреждения УИС?
Ответ.
Здесь затрагиваются следующие проблемы: (1) богословская; (2) связанная со свободой выбора у заключенного; (3) и, если угодно, этическая.
- Что касается богословской стороны вопроса, то молитва-таравих не может быть обязательной хотя бы потому, что сам Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) не считал ее таковой. В хадисе приводится: «Однажды ночью [в месяц Рамадан] Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) молился в мечети, [совершая таравих] и люди следовали ему в молитве. На следующую ночь он также молился в мечети, и людей на этот раз было много. А когда они собрались [в мечети] на третью или четвертую ночь, Посланник Аллаха не вышел к ним, а наутро сказал: «Я видел, что вы пришли. Мне ничего не мешало выйти к вам, однако я побоялся, что эта молитва станет для вас обязательной»[1].
- Если говорить о мнимой свободе выбора у заключенного, на которую указывает контекст вопроса, то можно сказать, что на самом деле никакой альтернативы у него нет. Совершенно очевидно, что нарушать ПВР (правила внутреннего распорядка) в течение целого месяца ему никто не позволит, последствия такого шага могут быть достаточно серьезными (например, карцер).
- Что касается возможной этической стороны вопроса и существования некой дилеммы у заключенного (как ему следует поступить: последовать за группой товарищей по камере, которые могут казаться очень религиозными людьми, и при этом быть готовым к открытой конфронтации с администрацией казенного учреждения, или же остаться в стороне и выглядеть белой вороной и недостойным человеком в их глазах), то необходимо знать, что в казенных учреждениях, как правило, существуют негласные договоренности между активом из числа заключенных и администрацией, которые позволяют мусульманам своевременно выполнять, как минимум, обязательные молитвы. И если человек будет упорствовать в своих требованиях на право совершать таравих, его упорство может привести к нарушению этих договоренностей и навредить интересам местной общины.
Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права университета аль-Карауин, г. Фес, Марокко Ахметжанов Руфат Сафаевич
[1] Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. Каир: Аль-баян лит-турас, 1986. Т. 3. С. 14, хадис № 1129.