Ответ.
1. Продавец должен быть собственником товара или иметь разрешение от хозяина на продажу. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто купил продукты питания [для перепродажи], тот пусть не продает их, пока не получит [в свое распоряжение]»[1]. Передатчик данного хадиса Ибн ‘Аббас в конце высказывает свое мнение: «Я думаю, что к продуктам питания приравнивается все остальное»[2].
2. Продаваемый объект должен иметь ценность с точки зрения шариата. К примеру, верующий не может продавать свинину, поскольку она не имеет ценности в шариате. В достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]»[3].
3. Товар должен быть определен. Если товар не определен, торговля не будет действительна. К примеру, если владелец магазина скажет покупателю: «Я продам тебе любой товар из этого магазина», не уточнив, какой именно товар он продает, то в этом случае сделка будет недействительной.
4. Цена должна быть определена. К примеру, если продавец автомобиля скажет, что цена его автомобиля составляет сумму от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, то сделка будет недействительной. В ханафитском мазхабе такой договор будет считаться испорченным (дефектным).
5. Продавец должен быть в состоянии передать проданный товар после заключения сделки. Пример: рыболов не может продать рыбу, которую он еще не поймал, так как не может передать ее покупателю.
6. Нельзя привязывать сделку к определенному событию в будущем. Товар должен передаваться сразу, а не потом. Если продавец берет деньги сейчас, а товар обещает передать после Рамадана, например, такая сделка не будет действительной.
7. Торговля не должна быть чем-то обусловлена. Например, продавец говорит, что продаст автомобиль только в том случае, если покупатель согласится давать ему пользоваться им время от времени. В этом случае сделка недействительна[4]. В ханафитском мазхабе, если в договоре купли-продажи есть шарт муфсид (условие, портящее договор), то такая сделка будет испорченной (дефектной).
Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник факультета исламской юриспруденции
Исламского университета города Медины (КСА)
Тугушев Рашит Абдеряшитович
______________________________________________
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 401, хадис № 2133, а также хадисы № 2135 и 2136; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 437.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 634, хадис № 2135; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 439.
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3488, «сахих».
[4] На это в исламском богословии имеется запрет. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи. С. 218, хадис № 1231, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан ан-насаи. С. 479, хадис № 4632, «хасан сахих».