Вопрос. Кто из родителей распоряжается детскими пособиями?
Ответ: Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Мужья являются главами[1] семьи благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний, и по причине тех материальных затрат, что они несут» (Св. Коран, 4:34).
Родители являются обладателями права опекунства над своими детьми. Однако, согласно Священному Корану, именно отец считается главой семьи и главным опекуном ребенка. Поэтому первенство в распоряжении детскими пособиями принадлежит ему. Он может по своему усмотрению поручить это супруге либо другому доверенному и надежному лицу. С разрешения отца ребенка мать имеет право распоряжаться не только детскими выплатами, но вообще всем имуществом ребенка, так как, согласно мусульманскому закону, у ребенка может быть свое собственное имущество, принадлежащее ему по разным причинам (например, полученное в наследство или в дар). Родители, как опекуны ребенка, до достижения им дееспособного возраста вправе распоряжаться его имуществом, не ущемляя его интересов, а если они нуждающиеся, то могут пользоваться имуществом своего ребенка по мере надобности, не злоупотребляя им. В ханафитской книге по фикху «Аль-Ихтияр» говорится: «Не допустимы распоряжения (самим собой и своим имуществом) душевнобольного и ребенка, который неразумен, а распоряжения того, который разумен, если опекун допускает их или дает ему разрешение, допустимы»[2].
Таким образом, в мусульманской семье детскими выплатами, равно как и остальным имуществом ребенка, если таковое имеется, распоряжается отец ребенка или, с разрешения отца, мать ребенка либо любой надежный человек, которому глава семьи поручил этим заниматься. В то же время необходимо учитывать, что, согласно мнению ханафитских, шафиитских и маликитских ученых, родители могут использовать детские пособия для своих нужд в размере своей потребности только в том случае, если они нуждающиеся. Если же они являются состоятельными, то не имеют права тратить их на свои личные нужды, они могут их потратить только на нужды самого ребенка[3].
Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник Международного исламского университет Аль-Азхар
Акказиев Рашид Яхьяевич
[1] В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся», «исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355. То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать этими качествами. См., [Электронный ресурс]. URL: https://umma.ru/dolzhnostnye-obyazannosti-zhenshhiny-i-muzhchiny-zhenshhina-dolzhna-ili-ne-dolzhna/ (дата обращения: 25.11.2021 г.).
[2] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. Бейрут: аль- Ма’рифа, 2004. Т. 2 С. 113.
[3] См.: [Электронный ресурс]. URL: https://www-islamweb-net.cdn.ampproject.org/v/s/www.islamweb.net/amp/ar/fatwa/124193/?amp_gsa=1&_js_v=a6&usqp=mq331AQKKAFQArABIIACAw%3D%3D#amp_tf=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%3A%20%251%24s&aoh=16364783343959&referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com&share=https%3A%2F%2Fwww.islamweb.net%2Far%2Ffatwa%2F124193%2F (дата обращения: 25.11.2021 г.)