Вопрос. Прошу разъяснить положение Ислама о ДТП с участием животных в ночное и дневное время. Кто несёт ответственность в таких ДТП? Что делать с телом умершего или раненого животного?
Ответ. Передвигаясь между населёнными пунктами, можно увидеть дорожный знак “Дикие животные”. Он информирует водителя о приближении к участку дороги, где возможен выход на проезжую часть диких животных. Другой важный знак – “Перегон скота”, также предупреждающий о возможном появлении на дороге животных, но уже домашних. На таких участках водитель должен снизить скорость и быть готовым объехать или пропустить животных.
К сожалению, даже наличие предупреждающих знаков не исключает ДТП. И часто в них гибнут не только животные, но и люди. Данные разных регионов России показывают, что большинство случаев ДТП с дикими животными происходит вечером, с 23:00 до 2:00, и утром, с 5:00 до 9:00 часов. Они выбегают на дорогу стремительно, и избежать столкновения порой бывает невозможно. Только в Московской области серьезные ДТП с участием диких животных происходят в среднем каждые два-три дня.
Рассматривая вопрос ДТП с участием животных с точки зрения Ислама, важно выявить причины и виновника случившегося. Во-первых, необходимо отметить, что мусульманину предписано всегда соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным на дорогах. В некоторых мусульманских странах, например, в Узбекистане[1], смерть из-за превышения скорости приравнивается к самоубийству. Ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения позволяет избежать аварий, особенно в непредвиденных ситуациях. Определить виновника в случаях ДТП с дикими и домашними животными порой бывает очень сложно, поэтому важно привлечь к решению этого вопроса экспертов и провести специальные экспертизы. Если доказано, что ДТП с участием дикого животного на участке дороги с предупреждающим знаком произошло по вине водителя (превышение скорости, вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии, использование мобильных устройств и пр.), то он должен быть привлечен к ответственности, а также осознать ошибку и вознести мольбу ко Всевышнему о прощении проступка, который привел к такой ситуации. Если человек сделает подаяние, то в этом тоже будет благо. Все эти действия должны послужить тому, что человек впредь не будет нарушать установленные правила. Если же экспертиза доказала обратное – т.е. невиновность водителя, то с точки зрения Ислама на этом человеке нет греха. Он также может обратиться ко Всевышнему с мольбой и постараться извлечь уроки из произошедшего. В Коране говорится: «[…] Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог) Всепрощающ и безгранично Милостив» (Св. Коран, 33:5).
В случаях ДТП с участием домашних животных к ответственности может быть привлечен как водитель, так и хозяин животного. Если экспертами доказана вина водителя, который нарушил ПДД, то он должен возместить ущерб за животного и попросить прощения у Всевышнего. Если же будет доказано, что животное оказалось на дороге по причине ненадлежащего присмотра хозяина, то ответственность за случившееся лежит на владельце скота. Если в результате такого ДТП погибнет водитель или пассажир автомобиля, хозяин животного должен понести наказание. Халатность (если она имела место), повлекшая за собой смерть человека, расценивается с точки зрения канонов Священного Писания как непреднамеренное убийство. В Коране сказано: «Кто убьет верующего ошибочно, тот должен… выплатить денежную компенсацию семье погибшего, кроме как в случае, когда они откажутся от этого [простят]… и должен поститься два месяца подряд во искупление пред Богом содеянного» (Св. Коран, 4:92). Следовательно, наказанием в такого рода случаях станет «дия», то есть материальная компенсация семье погибшего, выплачиваемая виновным при содействии его родственников[2] на протяжении трех лет[3]. Кроме того, чтобы искупить такой грех пред Всевышним, необходимо держать непрерывный двухмесячный пост. По мнению имама аш-Шафии, если человек не в состоянии поститься 60 дней подряд, то он должен накормить 60 мискинов[4].
Самым важным и сложным в разрешении вопросов касательно ДТП с участием животных является определение виновных и уровня ответственности сторон, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться строго индивидуально и с учетом всех нюансов.
Что делать с телом умершего или раненого животного?
Если животное еще не испустило дух, то необходимо провести обряд заклания. В случае если это домашнее животное, то такое мясо будет халяль. Если животное уже умерло, то его мясо считается мертвечиной и, следовательно, запретно к употреблению. Тело животного необходимо убрать с дороги.
Заместитель Председателя Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета филологии и богословия Международного исламского университета Аль-Азхар Аляутдинов Ильдар Рифатович
[1] http://www.muslim.uz/index.php/rus/stati/item/27094
[2] Если ни виновный, ни его родные не могут выплатить денежную компенсацию, тогда к данному процессу подключается государство в лице Министерства финансов. См. об этом: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 211.
[3] Лучше, когда выплата материальной компенсации происходит единовременно.
[4] Мискин (араб. مسكين) — бедный, жалкий, несчастный. Статус «мискин» может быть присвоен при наличии доказательств либо без таковых, если известно, что тот или иной человек живет за чертой бедности и является нуждающимся (см.: Министерство по делам вакуфов и вопросам Ислама. Мискин // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 37. С. 297–299.).