Вопрос. Может ли мусульманин читать дуа за покойных родственников немусульман? Если нет, то возможно ли обращение в церковь, чтобы читали молитвы по их канонам?
Ответ. Несомненно, в религии ислам совершать дуа за умершего мусульманина и просить за него прощения у Всевышнего Аллаха является одним из благих и похвальных деяний. Однако такой поступок запрещен в отношении человека, который покинул этот мир неверующим. Всевышний Аллах сказал: «Не следует ни Пророку, ни тем, кто уверовал, просить прощения [у Господа] для многобожников, даже если кто-то из них приходится родственником, после того как стало очевидно, что они являются обитателями [адского] пламени» (Св. Коран, 9:113).
Когда дядя посланника Аллаха Абу Талиб лежал на смертном одре, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) просил его произнести хотя бы раз: «ля иляха илляллах (Нет бога, кроме Аллаха)», дабы он мог заступиться за него в Судный день. Однако Абу Талиб отказался произнести слова свидетельства веры и сообщил ему, что останется в религии своих предков. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Пока Аллах (Бог) не запретит мне, я не перестану просить прощения за тебя»[1]. После этих слов Всевышний Аллах ниспослал вышеприведенный аят из суры «Тауба». Также есть и другой аят Корана, в котором говорится: «Никогда не совершай [погребальную] молитву над кем-либо из них, когда умрет! Не стой возле их могил [не посещай их и не молись за них]. Они не уверовали ни в Аллаха (Бога), ни в Его посланника и умерли, будучи нечестивцами» (Св. Коран, 9:84).
Великий ученый, имам Ан-Навави сказал: «Совершение погребальной молитвы за неверующего и молитва о прощении за него является запрещенным деянием согласно Корану и консенсусу ученых»[2].
Учитывая вышеуказанные доводы, молитвы за немусульман не приносят пользы умершему, и для правоверного мусульманина такой поступок считается запретным.
Но следует знать, что выражение соболезнования родственникам и близким умершего немусульманина не является порицаемым поступком. Наоборот, совершение подобного является проявлением благовоспитанности мусульманина.
В книге «Аль-азкар» имам ан-Навави пишет: «…дозволяется мусульманину проявлять соболезнование немусульманам, говоря: “Да одарит тебя Бог большим вознаграждением и дарует тебе утешение”»[3].
Член Совета улемов ДУМ РФ,
выпускник факультета исламской юриспруденции
Исламского университета города Медины (КСА)
Камалиев Рустам Биктимирович
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Каир: ат-Та’сыль, 2012. Т. 2. С. 279, хадис № 1368.
[2] См.: Ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Рияд: аль-Иршад, [б.г.]. Т. 5. C.120.
[3] См.: ан-Навави Я. Аль-азкар [Поминание]. Каир: аль-Мисрийя аль-любнанийя, 1988. С. 205.