Можете ли разъяснить те границы терпения (сабра), которые шариат признает как данность в межличностных отношениях?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Можете ли разъяснить те границы терпения (сабра), которые шариат признает как данность в межличностных отношениях и по отношению к обстоятельствам, событиям? Поскольку часто встречаемся с ситуацией, когда посредством этого понятия (в основном, в семьях) оправдываются (или не находят противодействия) лень, трусость, жадность, преступное бездействие, манипуляция и психологическое насилие.

Ответ. Терпение (по-арабски «صَبْرٌ») – это одно из похвальных качеств, которое часто упоминается в коранических аятах. «Скажи Моим рабам, которые уверовали: “Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета”». (Св. Коран, 39:10). Также: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (Св. Коран, 39:10). «Клянусь предвечерним временем. Воистину, каждый человек в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!» (Св. Коран, 102:1-3) и другие аяты. В хадисе сказано: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом»[1].

Но значит ли это, что человек обязан терпеть то или иное бесконечно и безо всяких ограничений и условий? Данное краткое исследование ставит целью ответ на этот вопрос.

Ислам не требует от человека, чтобы он терпел даже тогда, когда от этого может быть вред ему самому, кому-то другому или какому-то делу. Например, нельзя оставлять без внимания отрицательное явление, ссылаясь на то, что терпение – похвально. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) завещал нам: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это рукой, если сможет. Если же он не сможет сделать этого, то пусть изменит языком. А если не сможет и этого, то сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры»[2].

Сам Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) всегда поступал подобным образом. Однажды, когда сподвижники спорили о предопределении, Пророк, выйдя к ним, разгневался настолько, что его лицо покраснело, «словно его щеки обрызгали соком граната». Он сказал: «Разве это вам приказано? Или это то, что я принес вам? Поистине, ваши предшественники погибли, когда стали спорить об этом, и я заклинаю вас не спорить об этом!»[3]. Так он показал своими действиями и словами, что неуместно терпеть, если люди говорят и делают то, чего не следует. В упомянутом случае сподвижники вступили в спор в таком вопросе, который относится к столпам веры, и посланник Аллаха (да благословит его Всевышний) выразил им порицание.

Еще один пример: Ислам учит нас, что мусульмане должны соблюдать субординацию и в семье, и на работе, и в учебе, и в других ситуациях. Особенно важно проявлять почтение, подчинение и терпение по отношению к правителям. Но если мы видим, что в выполнении своих обязательств они впадают в ошибки (например, ущемляют права граждан и подчиненных), то не следует терпеть, а нужно выразить свою позицию, даже если это чревато какими-то сложностями. Как сказано в хадисе: «Наилучшим джихадом является слово истины в присутствии правителя-деспота»[4].

Если конструктивная критика разрешена даже по отношению к правителям, то она тем более допустима по отношению к родителям, супругам, учителям и другим людям. Но, высказывая критику, необходимо помнить об этикете, правилах спора, честности, благоразумии, уважении к собеседнику и не переходить на оскорбления, ругань и ущемление прав людей.

Мусульманин, что бы он ни делал, должен проявлять терпение в этой жизни, которая дана ему как испытание. Необходимость терпения не противоречит таким обязанностям, как борьба за истину, если она попирается, или отстаивание своих прав, если они нарушаются, или самозащита, если совершается та или иная агрессия. Как мы указали, любое терпение имеет свои разумные границы, определенные шариатом.

 

Выпускник факультета педагогики и арабского языка

Международного исламского университета Аль-Азхар Хайбуллин Ишмурат Назирович

____________________________________

[1] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ихья аль-кутуб аль-‘арабийя, 2002. Т. 4. С. 2296, хадис № 2999.

[2] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1996. Т. 1. С. 342, хадис № 1140.

[3] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Каир: ат-Та’силь, 2014. Т. 3. С. 309, хадис № 2268.

[4] Ибд Маджа А. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов имама ибн Маджа]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1996. Т. 5. С. 431, хадис № 4011.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить