Можно ли читать Коран во время месячных?

  • 1 год назад
  • 1

Вопрос.

Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?

Ответ.

Читать Священный Коран во время менструации вслух запрещено, согласно мнению большинства ученых-правоведов (ханафиты[1], шафииты[2], ханбалиты[3]). В качестве доказательства они приводят хадис, в котором сообщается: «Женщине во время менструации, а также тому, кто находится в состоянии большого ритуального осквернения (джунуб) не следует ничего читать из Корана»[4].

Однако у каждой школы фикха существуют некоторые исключения.

Ханафиты      разрешают чтение вслух, если аяты Корана используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Аллаха (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения (читать и заучивать в таком случае следует по слогам выдерживая паузы)[5].

Шафииты разрешают читать Коран про себя, так как, по их мнению, это не является чтением[6]. Они также разрешают чтение, если аяты Корана используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Аллаха (зикр)[7].

Ханбалиты разрешают читать Коран в следующих случаях: про себя либо вслух, но по слогам, так как произнесение аятов по слогам не является чтением Корана; в качестве мольбы (ду‘а); восхваления и поминания Аллаха (зикр); а также в начале какого-то дела[8].

Что касается      маликитов, то они разрешают чтение Корана вслух, про себя во время месячных при необходимости, например в учебных целях, для повторения заученных ранее аятов Корана и др.[9].

Вывод: вы выбираете мнение той школы, которой следуете в своей повседневной религиозной практике. В определенных обстоятельствах вы вправе выбрать любое из вышеприведенных мнений четырех мазхабов и следовать ему.

 

Ученый секретарь Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права международного исламского университета Аль-Азхар Ганиев Ильяс Алиевич

 

[1] См.: Аль-Кудурий А. Мухтасар аль-Кудурий фи фикх аль-ханафий [Руководство аль-Кудурий в ханафитском фикхе]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. С. 19.

[2] См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх [Программа студентов и опора муфтиев в фикхе]. Бейрут: аль-Фикр, 2005. С. 19.

[3] См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 10 т. Каир: аль-Кахира, 1968. Т. 1. С. 106.

[4] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 41, хадис № 133.

[5] См.: Аль-Кари ‘А. Фатх баб аль-ʻиная би шарх ан-Нукая [Открытие двери помощи в объяснении книги ан-Нукая]. Бейрут: Аль-Аркам, 1997. Т. 1. С. 141; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин) [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 293; Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1990. Т. 18. С. 321.

[6] См.: Ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Каир: Идарат ат-табаʻа аль-мунирийя, 1926. Т. 2. С. 357.

[7] См.: там же. Т. 2. С. 357; Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 18. С. 321.

[8] См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 1. С. 106.

[9] См.: Ад-Дусукы Ш. Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-шарх аль-кабир [Комментарии ад-Дусукы к «Большому толкованию»]. Бейрут: Аль-Фикр, [б.г.]. Т.1. С. 174; Аль-Мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя. Т. 18. С. 322; Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламий ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. Дамаск: аль-Фикр 2007. Т. 1. С. 454.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить