Можно ли цитировать фетвы, разрешающие харам?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Некоторые активно цитируют фетвы, разрешающие выполнять харамные работы (доставка нехаляльных продуктов, спиртного). Объяснение простое: в немусульманской стране дозволено. Как быть? Дайте, пожалуйста, развернутый ответ.

Ответ. Как известно, Аллах запретил употребление в пищу некоторых продуктов, таких как свинина, мертвечина и опьяняющие напитки. Но запрет распространяется не только на употребление, но и на все, что связано с производством, продажей, распространением и любым другим видом использования продукции. В Коране сказано: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи…» (Св. Коран, 5:3), «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы [и каменные жертвенники], гадальные стрелы – это нечисть из деяний шайтана. Сторонитесь же этого – быть может, вы преуспеете» (Св. Коран, 5:90). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах и Его Посланник запретили продажу вина (опьяняющие напитки), мертвечину, свинину и идолов»[1], «Сообщается, что Пророк проклял десять категорий людей, связанных со спиртным: (1) производителя, (2) заказчика, (3) пьющего, (4) разливающего, (5) несущего, (6) того, для кого несут, (7) продающего, (8) получающего прибыль, (9) покупающего, (10) того, для кого покупают»[2], «Кто верит в Аллаха и в Последний День, пусть не сидит за трапезой, в которой есть вино [за которой употребляют вино]»[3].

Из вышеприведенных доводов можно сделать вывод, что работа по доставке алкогольных напитков и свинины является недозволенным поступком в Исламе. Особое внимание уделяется случаям, когда мусульманин не может найти альтернативную работу, заработок, который покрывал бы его минимальные потребности. В такой ситуации мусульманин должен стараться договориться с работодателем об освобождении от обязательства доставки таких продуктов. В крайнем случае договориться с коллегами- немусульманами, чтобы они выполняли такие заказы. Только если всё это невозможно, допустимо оставаться на такой работе – пока не найдёт более подходящее место заработка. Ведь в Коране сказано: «А кто вынужден [совершить запретное], не желая этого и не выходя за границы [необходимого], на том нет греха. Поистине, Аллах – Прощающий, Милующий» (Св. Коран, 2:173), «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей…» (Св. Коран, 64:16).

Что касается тех, которые заявляют, что работа в сфере доставки запрещенных шариатом продуктов питания в немусульманской стране дозволена, они наверняка ссылаются на мнение имама Абу Ханифы. Именно он считал, что мусульманину дозволено заключать незаконные (с точки зрения шариата) договора, находясь на территории стран, враждебных к мусульманам (дар аль-харб)[4]. Их мнение ошибочно, так как фетва Абу Ханифы касалась мусульман, находящихся на территории государства, воюющего с мусульманами, коим наша страна не является. Целью этого решения было облегчение жизни мусульман, находящихся в затруднительном положении. Это не абсолютная норма, применимая во все времена, ведь фетва изменяется в зависимости от времени, страны и условий проживания.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник шариатского факультета Европейского института гуманитарных наук (Шато-Шинон, Франция) Бардвил Висам Али

 

[1] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Каир: аль-Хадис, 1991. С. 1206, хадис № 1581.

[2] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 401, хадис № 1298; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 367 хадисы № 3380, “сахих” и № 3381, “сахих”.

[3] См.: ат-Тирмизи М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя. С. 449, хадис № 2801.

[4] См.: Ат-Табари М.  Ихтиляфуль фукаха’ [Разногласие факихов].  Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. С. 82.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить