Можно ли давать деньги посреднику за то, что он устроил на работу?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Можно ли заключить договор и отдавать ежемесячно определенную сумму посреднику за то, что он устроил на работу? Также может ли посредник договориться с работодателем об одной сумме, а с работниками о другой?

Ответ. Ислам регулирует финансовые взаимоотношения между людьми согласно своим принципам, которые он черпает из основных источников шариата. Доверие, справедливость, правдивость – вот некоторые из них, и какое бы новое явление ни появлялось на горизонтах финансовой деятельности, если оно соответствует принципам шариата, то имеет одобрение среди мусульман.

Посредничество, если оно создано для облегчения взаимоотношений между сторонами, имеет право на существование и развитие в обществе. Если же посредничество становится результатом вмешательства ради очередной выгоды, за счет ущерба для обеих или одной из сторон, тогда шариат не одобряет подобные отношения.

Риелтор, брокер, маклер, дистрибьютор, комиссионер – всех их объединяет одно: они все, так или иначе, занимаются посредничеством. Посредничество – это услуга, полезная для людей и общества, поскольку не каждый может вести деловые переговоры, многие не могут сами выбрать соответствующий товар, а кто-то просто желает сберечь свое драгоценное время.

Учитывая все это, мы делаем вывод, что посредничество – полезная деятельность, в которой пользу получают все участники сделки. Но не стоит забывать, что в сделке с посредником каждому необходимо быть осведомленным о предмете заключения сделки, чтобы, доверившись заявлениям посредника, не оказаться в убытке. Также посредник должен быть честным и ответственным и не должен учитывать интерес одной стороны в ущерб другой.

Приведем некоторые доводы в пользу правомерности посреднической деятельности. Имам аль-Бухари в своем «Сахихе» назвал одну из глав так: «Глава о плате, взимаемой за посредничество», в ней приведено несколько доводов в подтверждение дозволенности посредничества. Ибн Сирин, ‘Ата, Ибрахим ан-Наха‘и и Хасан аль-Басри не видели в этом ничего плохого. Ибн ‘Аббас говорил: «Нет ничего страшного, если скажешь [человеку]: «Продай эту одежду, и все, что превысит такую-то сумму, будет принадлежать тебе». Ибн Сирин говорил: «Если кто-то скажет [человеку]: «Продай для меня за такую-то цену, и вся прибыль будет тебе или пополам», то в этом нет ничего предосудительного». Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мусульмане верны своим договорам»[1].

В своде хадисов имама Абу Дауда приводится хадис от Кайса ибн Гараза, в котором сообщается следующее: «Во времена посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) нас называли «самасира»[2]. Когда мимо нас проходил посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), он назвал нас лучше: «О торговцы! Торговля – это многословие и постоянные клятвы, перемешивайте ее с милостыней»[3]. Данный хадис повествует о том, что посредничество в торговле является позволительным, поскольку Пророк, проходя мимо, не осудил их деятельность, а подтвердил ее законность, дав соответствующие наставления. Сообщается, что однажды имама Малика спросили о плате, взимаемой за посредничество. На что он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного»[4].

Посредник должен озвучить цену за свои услуги, и любой обман или сокрытие фактов имеет порицание в шариате. Также одна из распространённых ошибок в этой области, когда посредник договаривается с одной из сторон о заявлении завышенной цены в ущерб другой, чтобы потом получить эту часть как за посредничество. Основа в этих взаимоотношениях – доверие и прозрачность. Что касается платы за посредничество, то она зависит от договоренности и может быть как разовой, так и в определенные периоды.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламской юриспруденции Исламского университета города Медины (КСА) Тугушев Рашит Абдеряшитович

 

[1] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1989. Т. 4. С. 568.

[2] Симсар (мн. самасира, пер. с ар.) ‒ посредники.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Каир: аль-Хадис. Т 3. С. 239, хадис № 3326.

[4] См.: Малик ибн Анас. Аль-мудаввана аль-кубра [Большой сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1994. Т. 3. С. 466.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить