Можно ли хоронить мусульманина на смешанном кладбище?

  • 1 год назад
  • 1

Вопрос.

Можно ли хоронить мусульманина на кладбище, на мусульманском участке которого вперемежку похоронены мусульмане и православные? 

Ответ.

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой мусульмане составляют значительную часть населения. В Конституции страны заложены принципы свободы вероисповедания, поэтому мусульмане могут беспрепятственно строить свои культовые здания и выполнять религиозные обряды. В регионах и городах, где проживает значительная часть мусульман, как правило, не возникает особых проблем с организацией захоронений, так как в каждом населенном пункте есть отдельное кладбище для мусульман. Проблемы с захоронением у мусульман могут возникать, если они проживают в крупных мегаполисах или среди населения, не исповедующего эту религию. В таких районах мусульманские кладбища могут иметь общую территорию с кладбищами людей, исповедующих другие религии, или же мусульманские участки находятся в отдельном уголке общего кладбища.

Согласно единодушному мнению ученых, нельзя хоронить мусульман среди немусульман, за исключением ситуаций крайней необходимости. В хадисе со слов Башира ибн Му‘бида сказано: «Однажды я проходил с Посланником Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) мимо кладбищ многобожников. Он сказал: «Воистину, эти [люди] упустили очень многие блага [то есть не успели принять Ислам и упустили шанс]». Он повторил эти слова трижды. Затем он спустя [некоторое время] проходил мимо кладбищ мусульман и сказал: «Воистину, эти [люди] достигли очень многих благ»[1]. Этот хадис свидетельствует о том, что во времена Пророка места погребения мусульман и немусульман были отведены друг от друга. Известный ученый шафиитской школы фикха, имам ан-Навави сказал: «Наши ученые едины в том, что мусульманина не хоронят на кладбище неверующих людей, и неверующего человека не хоронят на кладбище мусульман»[2].

Исходя из этого, мусульмане обязаны предусмотреть собственное кладбище, находящееся вдалеке от мест погребения неверующих, так как существует мнение, что могилы мусульман, находящиеся рядом с      могилами немусульман, получают вред от наказаний в могилах неверующих[3]. О наказании неверующих в могиле, например, говорится в следующем аяте: «Им показывают Огонь ранним утром и вечером [в загробном мире]. А в День, когда наступит Час [Суда, будет сказано:] “Введите род (приспешников) фараона [в Ад], на самый суровый уровень его наказания”» (Св. Коран 40:46).

Если мусульмане не способны обеспечить свою общину собственным кладбищем, в силу возможной слабости или малочисленности, они могут искать выход из сложившейся ситуации, требуя земельный участок рядом с немусульманским кладбищем. В случае, если такой возможности не имеется, им может быть предоставлено место на удаленной территории немусульманского кладбища. В таком случае, по возможности, следует добиться установки оградительного забора с отдельным входом. Если в селении единицы мусульман, а также нет возможности похоронить покойного на ближайшем мусульманском кладбище, то, в соответствии с правилом «Из двух зол выбирается наименьшее», мусульманина можно похоронить среди неверующих. Это является исключением, о котором говорили ученые.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета общей теологии международного исламского университета Аль-Азхар Кузяхметов Расим Мухтарович

 

[1] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Маариф. [б. г.]. С. 581.

[2] См.: Ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Каир: Идара ат-тибаʻа аль-мунирийя, 1926. Т. 5 С. 285.

[3] Например, известный исламский ученый из Каира имам Аль-Мунави, живший в период Османской Империи (ум. 1031 по хиджре) говорил: «Запрещено хоронить мусульманина среди неверующих и наоборот, поскольку мертвый мучается от плохого соседства». См.: Аль-Манави М. Файд аль-Кадир [Излитие благодати Могущественным]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 1 С. 297.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить